Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Радикально-демократическое направление русского Просвещения. А.Н. Радищев



2018-07-06 1116 Обсуждений (0)
Радикально-демократическое направление русского Просвещения. А.Н. Радищев 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) занимает особое место в истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. Он выступил в своих произведениях в качестве решительного противника крепостничества и самодержавия и од­новременно показал себя последовательным сторонником народно­го правления, обеспечивающего свободу и равенство всех членов общества.

 

Политические и правовые взгляды А. Н. Радищева нашли свое отражение главным образом в таких его произведениях, как: 1) "Путешествие из Петербурга в Москву"; 2) ода "Вольность"; 3) "Опыт о законодавстве"; 4) записка "О законоположении"; 5) "Про­ ект для разделения уложения Российского"; 6) сочинение, извест­ное в исторической литературе под названием "Проект граждан­ского уложения".

 

В основе политических и правовых идей А. Н. Радищева лежит представление о человеке как о существе от рождения свободном и равном другим людям. Наделяя людей свободой и равенством, при­ рода одновременно придала им, по мнению Радищева, склонность к общежитию. Возникновение государства и права Радищев связы­вал с переходом человеческого общества к возделыванию земли. Непосредствен­ной предпосылкой установления в обществе государственной влас­ти Радищев считал появление собственности. До этого люди были, по его представлению, едины в своих помыслах. С появлением же собственности человеческое общество расколо­лось на сильных и слабых, господ и угнетенных.

 

Государственная власть учреждается, по мнению Радищева, безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждо­го. Она выступает как "соборная народа власть", которая есть "власть первоначальная, а потому власть вышшая, единая, состав общест­ва основати или разрушить могущая". Лицо, осуществляющее народ­ ную власть, правомочно издавать законы, однако эти законы не могут назначить "ни пути, ни предела" "соборному деянию народа".

 

Идея народного суверенитета или народного правления в пред­ ставлении Радищева не была для России абстрактной идеей. Обо­сновывая эту идею, он обращался не только к теоретической аргу­ментации, но и к опыту русской истории — в частности, к приме­ру Великого Новгорода, который, по его словам, "имел народное правление". "Народ в собрании своем на вече был истинный Госу­дарь", — писал он.

 

Возникновение в обществе государственной власти и законода­ тельства не отменяет действия естественных законов. Люди долж­ны оставаться при этом, считал Радищев, — свободными и равны­ми. В "Проекте для разделения уложения российского" Радищев указал по пунк­там, в чем конкретно должна воплощаться свобода "народа или граждан вообще" в обществе, где существует государственная власть. "Права их, — пояснил он, — состоят в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными".

 

Идея права гражданина на защиту "самого себя, когда закон того сделать не в силах", была более подробно изложена в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищев фактически провозглашал право народа на восстание против монарха, не выполняющего своих обязанностей и творящего произвол по отношению к своим подданным.

 

Радищев не употребляет в своих произведениях термина "ре­волюция", однако народное возмущение, о котором он многократно упоминает, имеет ряд признаков того, что впоследствии стали име­новать революцией. В качестве главных причин народного возмущения, ниспровергающего сложившийся общественный порядок, Радищев подразумевал установление в обществе деспотической власти и рабства или крепостничества, противных человеческому естеству. Революция, в его представлении, есть вполне естествен­ная реакция на эти вреднейшие явления общественной жизни.

 

При этом Радищев не считал революцию эффективным и дос­таточным средством излечения общества от пороков самовластья и рабства. Он знал, что народные восстания, происходившие в исто­рии человеческого общества и в том числе в русской истории, вы­ливались, как правило, в простое и грубое мщение тем людям, ко­торые имели в глазах народа репутацию злых тиранов или господ-злодеев.

 

Радищев понимал, что даже если революция победит, низвергнет тирана и восстановит свободу, состояние народного правления и вольности не будет прочным и долгим. Новая власть опять станет тиранической и уничтожит свободу.

 

В посвящении А. М. К. (А. М. Кутузову. — В. Т.), предваряющем основной текст книги "Путешествие из Петербурга в Москву", он заявлял, что бед­ствия человека происходят от человека, "и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Целью своей книги Радищев полагал снятие завесы "с очей природного чувствования" у других людей. Понимая в полной мере вред крепостниче­ства для русского общества, он стремился внушить это понимание всем помещикам. Причем старался действовать не только на их разум, но и на чувства. Он обращался к разуму помещиков, когда задавал вопрос, в котором уже содержался совершенно определен­ный ответ: "Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, и частию в законе мертвы, казаться блажен­ным?".

 

Призрак народного восстания или революции вызывается Ра­дищевым в рассматриваемой книге не потому, что он верит в бла­гие последствия такого способа разрешения общественных конф­ликтов, но для того, чтобы внушить читателям чувство опасности сохранения в России крепостничества и произвола государствен­ной власти.

 

Радищев подразумевал в данном случае большую роль общественного мнения в достижении свободного состояния общества. В записке "О законо­положении" он прямо заявлял, что "общее умонастроение" облада­ет столь большой силой, что "клонит и нагибает во стезю свою са­ мые законы и власть, действия их нередко бывают тщетны".

 



2018-07-06 1116 Обсуждений (0)
Радикально-демократическое направление русского Просвещения. А.Н. Радищев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Радикально-демократическое направление русского Просвещения. А.Н. Радищев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)