Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политические идеи И. Канта



2018-07-06 1832 Обсуждений (0)
Политические идеи И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших на­правлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х годов XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгля­ды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафи­зика нравов" (1797 г.).

 

В основе теоретической кантовской философии лежит противопоставление эм­пирического (опытного) и априорного видов познания (Латинский термин "a priori" дословно означает "из предшествующе­го". В философской традиции так принято называть знания, которые пред­шествуют опыту либо не зависят от него).

 

Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права.

 

Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руковод­ствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зави­сят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она дол­жна следовать требованиям категорического (безусловного) импе­ратива. В отличие от гипотетических правил категорический им­ператив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным.

 

По определению Канта право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям отно­сятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гаранти­рованный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в су­дебном порядке. В практико-идеологическом плане данное опреде­ление созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способ­ны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возни­кающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отноше­ния получили надежную защиту.

 

В "Метафизике нравов" была предложена, кроме того, своеоб­разная трактовка естественного права. Следуя Руссо, Кант придер­живался концепции гипотетического естественного состояния, в ко­тором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свой­ственно одно-единственное прирожденное право — свобода нрав­ственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъектив­ные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являют­ся предварительными. Совокупность таких субъективных полномо­ чий Кант вразрез с господствующей традицией назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер част­ ное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с ут­верждением публичных законов.

 

В соответствии с принципами априорного подхода к объясне­нию социально-политических явлений Кант отказался решать воп­рос о происхождении государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естествен­ного права, в которых образование государства путем договора пред­ставало одновременно и реальным событием прошлого, и основани­ем будущей идеальной организации политической власти. Первона­чальный договор выступает у него исключительно умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения существующего феодально-абсолютистского строя.

 

"Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа".

 

Идея договора служит, по его словам, "безо­шибочным мерилом" права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о на­следственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвы­шающий одну часть общества над другой, представлялся ему проти­воправным.

 

Вклад Канта в разработку политической теории характеризу­ ется тем, что он сформулировал основные идеи и принципы совре­менных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в "Метафизике нравов" государ­ство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рас­сматривает не государства, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права".

 

Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государ­ство должно строиться, по мнению Канта, на началах общественно­го договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает воз­можность принятия законов, наделяющих граждан неравными пра­вами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте, и при­ том в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства.

 

Как идеолог раннего либерализма, Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы: "Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обя­зывает стремиться разум своим категорическим императивом". В задачу государственной власти, полагал философ, не входит за­бота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспо­тических государств, где правители хотят "по своим понятиям сде­лать народ счастливым")

 

Кант выделяет в государстве три главных органа — по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации государства для него служила система раз­деления и субординации властей. В свою очередь данный принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на республиканскую и деспотическую.

 

"Республиканизм есть госу­дарственный принцип отделения исполнительной власти (пра­вительства) от законодательной; деспотизм— принцип самовласт­ного исполнения государственных законов, данных им самим".

 

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, фило­соф категорически отверг путь насильственной революции. Право­вого состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь про­тивоправными средствами. Теория Канта обосновыва­ла проведение буржуазной революции легальными методами.

 

Будущее развитие человечества мыслитель связывал с обра­зованием мировой конфедерации правовых республиканских госу­ дарств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. — переход к парла­ментским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать обра­зование правового государства как ближайшую перспективу. "Со­вершенное правовое устройство у людей — это вещь в себе", — указывал он.

 

Учение Канта о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с тру­дом поддавалась критике. Кантовскую философию называют иног­да немецким вариантом оправдания Французской революции.

 



2018-07-06 1832 Обсуждений (0)
Политические идеи И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политические идеи И. Канта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)