Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая доктрина Г.В.Ф. Гегеля



2018-07-06 783 Обсуждений (0)
Политическая доктрина Г.В.Ф. Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии клас­сического немецкого идеализма.

 

Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаи­мосвязи. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного раз­вития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диа­лектику единственно истинным способом познания.

 

Гегель создал грандиозную философскую систему, которая ох­ватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, фи­лософия природы и философия духа. Каждая из них в свою оче­редь делится на несколько учений.

 

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума.

 

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и го­ сударства как сугубо умозрительные, априорные конструкции ра­зума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тож­дество субъективного (познавательного) и объективного моментов.

 

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть госу­дарство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институ­тах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпи­рически существующего, действующего законодательства (это пред­мет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов иде­альных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государст­ва.

 

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образо­вание гражданского общества к современной ему эпохе, а его чле­ нов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского обще­ства наступает позднее, чем развитие государства".

 

Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изоб­ражает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшие­ся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По уче­нию Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантиро­вать общественный порядок. В целом гражданское общество, счи­тал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве сред­ства обеспечения безопасности лиц и собственности".

 

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владе­ ний и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремес­ленники) и всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникаю­щие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упоря­дочено стоящей над ним политической властью — государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении госу­дарство как раз и предстает таким нравственным целым (идейно- политическим единством), в котором снимаются противоречия, име­ющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность граж­данского состояния, указывал философ, "может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства".

 

Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны:


С объективной стороны государство представляет собой орга­низацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критику­ет идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мне­нию, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

 

  1. Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить пред­ставительство сословий. Его верхняя палата формируется по на­следственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товарище­ствам. Представительство граждан в законодательном органе необхо­ димо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий.
  2. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обла­дают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении закон­ности".
  3. Княжеская власть объединяет государственный механизм в еди­ное целое. В благоустроенной конституционной монархии, по сло­вам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное "я хочу".

 

С субъективной стороны государство является духовным сообще­ством (организмом), все члены которого проникнуты духом патри­отизма и сознанием национального единства. Основанием такого го­сударства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы долж­ны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".

 

В связи с этим подчеркнем, что взгляды Гегеля на соотношение права и государства существенно отличались от кантовских. Было бы совершенно неверно, отмечал мыслитель, рассматривать госу­дарство исключительно как правовое сообщество. Государство — это не только организация власти на основе конституции, но и ду­ховный, нравственный союз людей, осознающих себя единым наро­дом. Как указывал философ, "государство представляет собой раз­витие и осуществление нравственности".

 

Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие полити­ко-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положе­ния послужили теоретической основой развития либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движе­ния, и дали им мощный толчок. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

 



2018-07-06 783 Обсуждений (0)
Политическая доктрина Г.В.Ф. Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая доктрина Г.В.Ф. Гегеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)