Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое учение славянофилов



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Политическое учение славянофилов 0.00 из 5.00 0 оценок




К концу 30-х годов оформились в течение общественной мыс­ ли противостоящие западникам славянофилы. Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С, Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев­ские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицатель­ но, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стреми­лись решать положительно, исследуя те особенности русской и сла­вянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход при­ вел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

 

Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни вы­ хода. На Западе личность понимается только в атомарном, индиви­дуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивиду­ализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, "язву пролетариатства". Увлечение западных стран политикой и законотвор­чеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия.

 

Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, сла­вянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. "Общинный быт славян основан не на отсутствии лично­сти, — писал Самарин, — а на свободном и сознательном ее отрече­нии от своего полновластия". Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на "просветление общинного начала общинным церковным (началом)". Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христиан­ство, не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в истине православия". Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с Богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный: от "ложных начал исторической жизни Запада"; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внут­реннюю.

 

Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и уза­конив "мерзость рабства". С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".

 

Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одоб­ряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм имен­но по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Необхо­димость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а "ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя".

 

Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, ан­тинародной — немецкой, французской или английской, но не рус­ской конституцией.

 

Исходя из суждения, что "государство как принцип — ложь", славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "Сила влас­ти — царю; сила мнения — народу". Они утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодер­жавной власти царя.

 

Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России того времени выводам: "Правительству — право действия и, следо­вательно, закона, народу — силу мнения и, следовательно, слова".

 

Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян.

 

Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской об­щине они видели проявление соборности, коллективных начал сла­вянского быта, преграду частной собственности и "язвы пролетариатства", "балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене кре­постного права славянофилы предлагали наделить крестьян зем­лей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасно­сти правительства".

 

Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утвер­ждали, что православный русский народ — богоносец с его старин­ными формами общинности избавит от "скверны капитализма" сна­ чала славян, а затем и другие народы.

 

Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы мнения и свободы слова стали причиной преследования славяно­филов правительством (за ними был установлен тайный надзор, им запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались арестам и допросам).

 

Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Ба­кунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".

 



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Политическое учение славянофилов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое учение славянофилов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)