Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изаак ван ден Блок. Апофеоз гданьской торговли.



2018-07-06 540 Обсуждений (0)
Изаак ван ден Блок. Апофеоз гданьской торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Живописный плафон ратуши гданьского Главного Города напоминает о значении гданьской торговли в истории Польши. Экспорт зерна, которое перевозилось по Висле в Гданьск, а оттуда по морю в Нидерланды и Англию, способствовал расцвету этого торгового города. Гданьск стал не только богатейшим городом Речи Посполитой, но и тем центром, откуда

на земли Короны и Литвы попадали образцы северного Ренессанса и барокко, прежде всего, нидерландского. Об этом свидетельствуют архитектура гданьских зданий и костюмы горожан, столь отличные от «сарматских» одежд изображенного на плафоне польского шляхтича («бьет по рукам» с местным купцом). На триумфальной арке помещена панорама города, благословляемого рукой Всевышнего.

Польский сейм.Гравюра на дереве. XVI в.

Впервые польский сейм собрался в 1493 г. Он состоял из двух палат — сената, куда входили епископы и пожизненно назначаемые королем светские сановники, и палаты выборных депутатов от шляхты (посольской избы). Палаты заседали в отдельных помещениях, после чего могли быть проведены совместные заседания. Именно такое совместное заседание изображено на гравюре. Депутаты («послы») стоят в глубине зала, за троном и группой королевских секретарей. На троне восседает король, по правую руку от него — примас Польши, архиепископ Гнезненский, по левую — архиепископ Львовский, затем уже епископы, воеводы, каштеляны, а напротив королевского трона находятся министры двух объединенных унией государств — Польши и Литвы. Гравюра создана в 1548 г., когда сенат еще сохранял политическое верховенство над палатой депутатов, на что указывает размещение участников заседания. С конца XVI в. сейм всегда заседал в Варшаве, а депутаты от шляхты получили в нем преобладание над сенаторами, представлявшими магнатов.

Дворец в Подгорцах.Первая половина XVII в. Архитекторы — Гийом (Вильгельм) Левассёр де Боплан и Андреа делл’Аква. Украина, Львовская область.

Дворец построен в 1636–1640 гг. для великого коронного гетмана Станислава Конецпольского и уже в XVII в. считался одним из красивейших польских дворцов. Представляет собой прекрасный пример богатства форм архитектуры барокко. Дворец окружен крепостными стенами бастионного типа, украшенными угловыми башенками. В тревожное время, каким было XVII столетие, они могли защитить дворец от неожиданного нападения небольшого вражеского отряда, например, от татар, с целью грабежа довольно далеко проникавших вглубь территории Речи Посполитой. Подобные барочные резиденции были центрами огромных магнатских латифундий, которые с XVI в. появлялись на восточных землях польско-литовского государства и насчитывали сотни (а порой и тысячи) деревень и десятки городов, зависевших от того или иного магната.

Шляхтич и смерть.Фрагмент интерьера храма в Тарлове. Середина XVII в.

Здесь представлен известный мотив бренности земной жизни, которой, независимо от сословных и профессиональных различий, положит предел безжалостная смерть. Среди множества произведений на эту тему нет недостатка и в весьма реалистических изображениях представителей польской шляхты. Шляхтич изображен с набором атрибутов, напоминающих о главных его занятиях. Он был воином (сабля) и землевладельцем, распоряжавшимся своим имением и крестьянами (бич и ключи, вероятно от амбара); наличие собственности заставляло его вести судебные тяжбы с соседями (сумка для документов). Он одет в жупан (разновидность рубашки) и кунтуш (вид кафтана), обут в сапоги, его подбритую по тогдашней моде голову венчает шапка с пером (такой костюм резко отличался от западноевропейской одежды и сочетал в себе моду Востока и Запада). Видно, что к смерти он относится серьезно, но в то же время встречает ее без страха.

Жан Пьер Норблен. Принятие Конституции 3 мая.Конец XVIII в.

Французский график Жан Пьер Норблен был одним из многих европейских художников, в эпоху Просвещения связавших свою творческую судьбу с Польшей. В его произведениях представал необычный для французов мир Речи Посполитой XVIII в.: фигуры шляхтичей, горожан, евреев и крестьян, сцены из повседневной жизни и великие политические события. Норблен изобразил момент принятия Конституции 3 мая 1791 г. На фрагменте рисунка мы видим, как собравшиеся в сенаторском зале Королевского замка в Варшаве депутаты ликуют в честь реформы, призванной спасти гибнущую Речь Посполитую. К депутатам присоединяет свои голоса публика, что хорошо передает атмосферу заседаний Четырехлетнего сейма. Большинство депутатов облачены в традиционные «сарматские» костюмы, и это свидетельствует о том, что первая в Европе Конституция нового типа, созданная по образцу французской Декларации прав человека и гражданина (1789), была принята правившими государством шляхтой и магнатами, сознательно отказавшимися от части своих прав и привилегий.

Юзеф Зоннтаг. Былые товарищи по оружию на могиле князя Юзефа Понятовского.Около 1820.

Князь Юзеф Понятовский был главнокомандующим армией Княжества Варшавского и маршалом Франции. 19 октября 1813 г. в сражении под Лейпцигом прикрывал отход разгромленной французской армии и, смертельно раненный, утонул в реке Эльстер. В 1819 г. как национальный герой Польши погребен в Кракове на Вавеле. Изображенное на гравюре скромное надгробие существует в Лейпциге по сей день. Верный союзник Наполеона, Понятовский стал для поляков символом патриотизма, чести и мужества, а его культ — одной из составных частей польской наполеоновской легенды. Несколько поколений поляков надеялись, что когда-нибудь сложится такая политическая ситуация, когда они вместе с Францией смогут выступить против одной или даже против всех трех держав, разделивших Польшу, добиться победы над ними и восстановить независимость страны.

Двор Виленского университета в начале XIX в.Литография.

В Вильно находился второй (после Краковского) университет Речи Посполитой. Он был основан королем Стефаном Баторием в 1578 г. В эпоху Просвещения оба университета были реформированы Комиссией национального просвещения, благодаря чему Виленский университет в начале XIX в. переживал период расцвета. В нем преподавали физик Ян Снядецкий, его брат химик Енджей Снядецкий, историк Иоахим Лелевель, а одним из студентов был великий поэт польского романтизма Адам Мицкевич. Университет стал центром патриотического студенческого движения, в нем возникло тайное общество филоматов, члены которого в 1823–1824 гг. подверглись арестам, репрессиям и ссылкам. После Ноябрьского восстания 1830 г. университет был закрыт царскими властями (1832). Восстановлен как польский университет в 1919 г., просуществовав в этом качестве до начала Второй мировой войны.

На литографии изображен университетский двор, носивший имя Петра Скарги, иезуита, писателя, королевского проповедника и первого ректора Виленского университета в 1579–1584 гг. Слева видно ренессансное здание, а в центре — барочная университетская церковь Св. Яна, существующие по сей день.

Заводы Шайблера в Лодзи.Гравюра. Конец XIX в.

Ткацкая фабрика Шайблера стала во второй половине XIX в. крупнейшим и наиболее современным промышленным предприятием в Лодзи. Она была механизирована еще в 1854 г., а в 80-х годах XIX в. здесь за 4 тыс. механических ткацких станков трудились 6 тыс. рабочих. Создатель фабрики Карл Шайблер, как и многие другие предприниматели, прибыл в Лодзь из Германии, рассчитывая пробиться на огромный рынок Российской империи. Ликвидация таможенной границы между Королевством Польским и Россией в 1851 г. способствовала привлечению иностранного капитала, главным образом, немецкого и еврейского. Лодзь стала центром крупного промышленного района. Город, где в конце XVIII в. жило лишь несколько сотен человек, на рубеже XIX–XX вв. насчитывал около 400 тыс. жителей. Население Лодзи было многонациональным — наряду с поляками тут проживали немцы и евреи. Перенаселенные окрестные деревни поставляли дешевую рабочую силу. Стремительное развитие промышленности изменило традиционный облик городского пейзажа и привело к появлению новых социальных групп — буржуазии и наемных рабочих.

Максимилиан Герымский. Повстанческий дозор.1872–1873

Январское восстание 1863 г. было последним крупным польским восстанием XIX в. Оно окончилось поражением, но имело следствием наделение крестьян землей в русской части Польши. В рядах повстанцев сражались многие писатели и художники. Среди них — Максимилиан Герымский, обратившийся в своем полотне к собственным впечатлениям времен восстания. Картина великолепно отражает партизанский характер действий повстанцев, а встреча конного разъезда с босым крестьянином отражает одну из серьезнейших социальных проблем XIX столетия — проблему неравенства между землевладельцами и крестьянством. Разъезд и крестьянин, вероятно передающий повстанцам информацию, изображены на фоне пустынной равнины, являющейся символом одиночества этих людей и обреченности польского восстания, подавленного 300-тысячной царской армией при почти полном равнодушии Европы.

Яцек Мальчевский. На этапе.1883 г.

Первыми поляками, сосланными в Сибирь, были плененные участники Барской конфедерации (1768–1772). Новые ссылки последовали после восстаний 1794 и 1830–1831 гг. Самая мощная волна сопровождала восстание 1863–1864 гг. Именно этому периоду посвящена картина Мальчевского. В момент ее создания тема эта была по-прежнему злободневной, поскольку заговорщики, бунтовщики, основатели нелегальных организаций постоянно отправлялись русскими властями на каторгу (чаще всего в рудники) или на принудительное поселение. Особая изощренность второго наказания заключалась в том, что люди, ссылавшиеся в Сибирь, осваивали ее для угнетавшей их Российской империи. На картине мы видим представителей разных поколений: пожилых мужчин, юношей и даже мальчика. Они по-разному принимают свою судьбу — кто-то пребывает в отчаянии, кто-то проявляет стоическое спокойствие. Тысячи километров, отделявшие их от дома, делали невозможным побег, и некоторым уже никогда не суждено было увидеть свою далекую родину.

Заседание галицийского сейма во Львове.Гравюра на дереве по рисунку А. Фидлера. Рубеж XIX–XX вв.

На протяжении XIX в. во всех частях разделенной Польши существовали различные формы парламентского представительства, находившиеся в большой или меньшей зависимости от русских, прусских и австрийских властей. Они действовали с перерывами, распускались, ликвидировались, однако оказывали огромное влияние на формирование польской политической культуры. В 1815–1831 гг. функционировал сейм Королевства Польского, в число провинциальных прусских сеймов входили сейм Великого княжества Познанского (с 1824 г.) и сейм Силезии (с 1823 г.). В Краковской республике в 1815–1846 гг. действовало Собрание представителей. С 1861 г. депутаты-поляки участвовали в работе австрийского Государственного совета (рейхсрата), а с 1871 г. заседали в рейхстаге Германской империи. После революции 1905 г. группа польских депутатов вошла в состав русской Государственной думы. Большое значение для формирования избирательных традиций и знакомства с приемами парламентской борьбы играл и земельный галицийский сейм, заседавший во Львове с 1861 г. до Первой мировой войны. Проведение в Галиции выборов по куриям привело к доминированию в нем аристократии и землевладельцев. Свою привязанность к традиции шляхетской демократии депутаты демонстрировали среди прочего ношением «сарматских» костюмов XVII–XVIII вв. Благодаря реформам, проведенным в начале XX в., в этом органе расширилось представительство низших слоев населения.

Так в печатном издании (Прим. UM).

Роман Крамштык. Портрет Яна Лехоня.Ок. 1919.

В независимой Польше роль литературы и искусства существенно изменилась. На художнике больше не лежала обязанность призывать соотечественников к борьбе за восстановление государства. Ощущение творческой свободы привело к подлинному взрыву художественной деятельности: созданию творческих групп, столкновению программ, теорий, оживленным дискуссиям об искусстве и смелым экспериментам. Излюбленным местом встреч творческой интеллигенции стали артистические кафе. Поэт Ян Лехонь, член группы «Скамандр», был одним из организаторов литературного кафе «Под пикадором». Его портрет написан Романом Крамштыком, одним из создателей объединения художников «Ритм». Крамштык великолепно передает атмосферу литературного вечера, являвшегося одновременно и дружеской встречей. На таких вечерах читали и обсуждали новые стихи, свободно беседовали, читали газеты, играли в карты. Однако период непринужденной творческой деятельности продолжался недолго. После 1939 г. судьбы польских художников, как и всего общества, сложились трагично. Начало Второй мировой войны застало Яна Лехоня в Париже. После поражения Франции он эмигрировал в США. В его поэзии зазвучали традиционные патриотические мотивы. Страдая от тоски по Польше, Лехонь в 1956 г. покончил жизнь самоубийством. Роман Крамштык погиб в Варшавском гетто в 1942 г. Незадолго до смерти он создал цикл драматических рисунков, посвященных жизни евреев в гетто.



2018-07-06 540 Обсуждений (0)
Изаак ван ден Блок. Апофеоз гданьской торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изаак ван ден Блок. Апофеоз гданьской торговли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)