Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О природосообразности и культуросообразности в воспитании



2018-07-06 993 Обсуждений (0)
О природосообразности и культуросообразности в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок




Природосообразно, культуросообразно - вот те два понятия, о которых трактует эта статья. Исключительно важно поразмыслить над абсолютным и относительным значением этих понятий.
Необходимо воспитывать Природосообразно, обучать природосообразно, действовать Природосообразно. Это совершенно верно и остается в силе, если понятие природосообразности взять как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен. Все, что признано природосообразным, является поэтому также верным, достойным одобрения и хорошим. Ведь природа человека хороша, она создана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенными в ней законами. Принцип природосообразности установлен на вечные времена на педагогическом небосклоне в качестве ярко светящего, никогда не угасающего, никогда не изменяющего своего положения путеводного светила. Он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Они образуют окружность, множество; наш же принцип является центром и единством. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств, когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреждение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. Благодаря этому наш принцип нисколько не теряет своего значения, а становится, напротив, нашей вечной путеводной звездой.
Но как ни справедливо все вышеизложенное, тем не менее возникает вопрос: должны ли мы осуществлять все признанное природосообразным и притом тотчас же и при всех обстоятельствах или же этого не следует делать? С первого взгляда, если мы примем все вышеизложенное за истину, такой вопрос кажется нелепым и крайне парадоксальным. Может показаться, что этот вопрос имеет столько же смысла, как вопрос о том, действительно ли вращается земля вокруг солнца, действительно ли человек должен быть человеком и стремиться к добродетели? Но тем не менее, на наш вопрос, раз он уже поставлен, должен быть дан ответ; а он может быть только отрицательным.
Но если это правильно, то, следовательно, существует еще какой-то принцип, который ограничивает принцип природосообразности, хотя он ему и подчиняется. Это - принцип культуросообразности, права которого нельзя отрицать, хотя он и не может претендовать на такую же всеобщность, как принцип природосообразности. Мы постараемся кратко изложить нашу точку зрения по этому вопросу. Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Не он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть. (...)
Все человечество, каждый народ, каждое поколение и т.п. всегда находится на какой-нибудь определенной ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. Каждый народ стал тем, чем он мог стать под влиянием данных обстоятельств. Состояние культуры в тот или другой момент должно рассматриваться как естественное явление, которое так же неизбежно возникает, с такой же необходимостью, как тот или иной характер флоры и фауны в определенном поясе или на всей земной поверхности. Состояние культуры данного народа в определенное время представляет собой нечто данное и образует ту среду, в которую вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек - продукт своего времени. Под влиянием иных условий он сделался бы иным, но при данных обстоятельствах он станет при своих задатках тем, чем он может стать в зависимости от своего окружения или всего состояния культуры в данный момент. Если бы мы могли себе ясно представить основные задатки отдельного человека, а также истинную сущность окружающей его среды, ее внешнее и внутреннее состояние, мы бы имели возможность предвидеть - чем именно сделается данный человек. Но для этого потребовалось бы всезнайство. На самом деле будущее каждого отдельного лица или целого народа может быть предсказано лишь отчасти, лишь приблизительно и на основании аналогий,
С достоверностью мы знаем только то, что его состояние в данный момент является результатом предыдущего состояния. Как в развитии отдельного человека нет никаких пробелов или скачков, так их не бывает и в развитии народа. Все на земле развивается по закону непрерывности. Поэтому мы должны установить связь всякой последующей ступени развития с предыдущей, постараться вывести ее из последней. Иначе говоря, всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно. Это культуросообразное поведение отвечает и современным требованиям. Мы все отлично знаем, как велики эти требования: дело всей нашей жизни может быть сведено на нет и оказаться совершенно безрезультатным, если наша деятельность не отвечает требованиям современности, не опирается на действительность, не считается с ней, игнорирует ее, если мы рассчитываем на идеальные условия, которые на самом деле не существуют.
Всякое плодотворное воздействие на отдельный индивидуум и целый народ должно соответствовать требованиям времени и считаться с уровнем развития этого отдельного человека и той ступенью культуры, на которой находится весь народ1.
Принцип сообразности с требованиями времени и культуры руководит действиями всех практических людей, всех тех, кто знает жизнь и ее многочисленные требования. Мы не слышим из их уст ни одного слова о природосообразности, в то время как они постоянно твердят о деятельности, соответствующей духу времени, о современных явлениях и потребностях. Так поступает дельный ремесленник, толковый купец, каждый мыслящий учитель, законодатель и дипломат.
Принцип культуросообразности - несомненно, истинный, правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление, которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно сообразно с требованиями данного времени. Если мы не будем исходить из этой предпосылки, то столкнемся в истории с одними непонятными явлениями. Только она проливает свет на совершенно необъяснимые без нее исторические явления и факты. Все личности, деятельность которых сопровождалась большим и длительным успехом, действовали непременно в духе требований и запросов своего времени. Кто им противостоит, может, правда, в том случае, если эти требования еще недостаточно ясно и сильно выражены, на некоторое время задержать их осуществление и даже дать им иное направление. Но уничтожить их и лишить всякого влияния не в состоянии даже самый великий исторический деятель.
Поэтому воспитатель и учитель тоже должны считаться с запросами и требованиями их среды и времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени. В противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет. Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями, со всем, что в нем признается и принято. (...)
Если учитель, поступив в какое-либо давно уже существующее учебное заведение, не желает, чтобы посеянное им семя пало на каменистую почву, он обязательно должен как следует ознакомиться с этим заведением и построить в соответствии с его духом свою деятельность. В Вене требуют иного, чем в Берлине; в Берлине предъявляют иные требования, чем в каком-нибудь небольшом провинциальном городе. Эти требования принципа культуросообразности неоспоримы; принцип этот принадлежит к числу незыблемых, нерушимых.
Но как же этот принцип относится в таком случае к принципу природосообразности? Равно ли их значение, можно ли их поставить рядом друг с другом, или же один из них занимает первенствующее, господствующее, а другой второстепенное, подчиненное положение?
Принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества. В различное время, на различных ступенях культуры его можно, правда, понимать различно, но он сохраняет свое безусловное, абсолютное значение. К нему, как к идеалу, можно только приблизиться, никогда его полностью не достигая. Он представляет собой вечную цель всех наших стремлений и всей нашей деятельности; и хотя человечество в своем развитии никогда не достигнет этой цели, но приближаться к ней оно должно постоянно, как асимптота приближается к гиперболе. С ним разумный законодатель должен согласовывать свои предписания, а учитель свои идеи, подобно тому, как магнитная игла одним концом всегда должна быть обращена к северу. При этом необходимо также считаться с требованиями места, где мы находимся, и с той ступенью культуры, которая нами достигнута. Ввиду того что надо учитывать и сочетать требования, исходящие от двух принципов - природосообразности и культуросообразности, могут возникнуть споры и борьба мнений. А именно: споры между идеологами и практиками, расхождения между правом естественным и историческим, противоречия между идеей и традицией. Все стоящие на чисто исторической точке зрения и все реалисты-практики односторонне ориентируются только на действующее, обычное право, только на то, что законно. В то же время идеологи, которые отвлекаются от действительности, принимают во внимание только идеи. И те и другие не правы, так как подходят к делу односторонне. Если придерживаться только традиций, то придется остановить течение времени и всякий прогресс будет немыслим. В том же случае, если стремиться все построить в соответствии с требованиями идеального, естественного права, то равным образом будет совершена величайшая несправедливость, и пирамида, олицетворяющая развитие человечества, будет обращена своей вершиной вниз. Поэтому нельзя достигнуть блага для человечества без примирения и взаимных уступок со стороны исторических требований и требований рассудка и всеобщей справедливости; без того, чтобы, считаясь с существующим, которое коренится в историческом прошлом, в то же время постепенно не продвигаться к высшей цели.
Человек, управляющий судьбами людей и их историей, никогда не должен упускать из вида идею, но ему также не следует ставить ни во что требования его времени.
В области воспитания и обучения необходимо поэтому постоянно стремиться к тому, чтобы принцип природосообразности получил всеобщее признание и занял господствующее положение. Но при этом надо считаться и с достигнутым культурным уровнем. Таким образом, следует стремиться к природосообразности, принимая также во внимание и то, что требуют культура и современность.
Если мы не будем руководствоваться принципом природосообразности, мы нанесем удар по священным требованиям человечества; если мы не станем считаться с принципом культуросообразности, мы превратимся либо в фантазеров, либо в деспотов и тиранов. (...)

 

 

Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.
1. Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.
2. Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.
Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.
Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.

 

Авторитарная педагогика

это система теоретического и методического знания о целях и путях воспитания человека в слепом ибеспрекословном подчинении властным структурам, старшим по возрасту и положению людям, идеологическим концепциям. Основные методы воспитания послушного исполнителя: авторитет власти, отдельного лица («культ личности») или идеи (авторитет подавления), требование, приказ, назидание, нотация, наказание, осуждение, авторитет подкупа. Авторитарная педагогика игнорирует факт развитияличности, способности человека к саморегуляции, права детей. Такая педагогика расцветает в тоталитарныхгосударствах, при авторитарном стиле управления образованием. Низкая эффективность авторитарноговоспитания в современных условиях очевидна. Прогрессивная педагогика отвергает авторитарную какпроповедующую насилие над человеком, игнорирующую права человека, в том числе и ребенка, лишающуюего условий свободного развития.

 

В своем относительно слабом проявлении авторитарное воспитание ведет к неоправданно сильному развитию конформизма. Под конформизмом подразумевается свойство личности изменять, перестраивать свои убеждения, ценностные установки и поступки так, чтобы они соответствовали взглядам и установкам социального слоя или групп людей, находящихся у власти. При этом настоящий конформизм не является внешним (публичным), связанным с притворством и демонстрацией подчинения. Настоящий, внутренний конформизм связан с действительным преобразованием личности человека, с появлением у него соответствующих убеждений и внутренних установок.

Очень важным аспектом конформизма такого рода является то, что собственные ценности и взгляды человека на самом деле в соответствии с фрейдистскими теориями, могут "уходить", "загоняться" в подсознание. И как следствие этого у человека проявляется "двойное сознание", причем второе, подавляемое сознание причиняет ему много неприятностей и сильно усложняет жизнь. В качестве подтверждающего примера можно вспомнить замечательное описание "двойного сознания", приведенное в книге Оруэлла "1984".



2018-07-06 993 Обсуждений (0)
О природосообразности и культуросообразности в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О природосообразности и культуросообразности в воспитании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)