Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?.



2018-07-06 1753 Обсуждений (0)
Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?. 0.00 из 5.00 0 оценок




Жан-Жак Руссо ( 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством – прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Ж.-Ж. Руссо, выдающийся представитель эпохи Просвещения, известный философ, писатель и композитор стоит в ряду величайших педагогов всех времен и народов. В 60-е годы XVIII в. он развернул свое великое новаторское педагогическое творчество. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы, он перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Руссо охотно и много читал, знакомился с интересными людьми, приобрел много друзей, интересовался философией и правом, литературой, просвещением. В частности, знакомство его с Д. Дидро, Э. Кондильяком, писателем Вольтером, философами П. Гольбахом, К. Гельвецием имело большое значение для формирования его мировоззрения.

Двадцативосьмилетнего Жан-Жака Руссо пригласил начальник судебных установлений Лиона быть наставником его сына – шестилетнего Сент-Мари. Руссо в письменной форме изложил судье свои взгляды на воспитание и обучение Сент-Мари. «Проект...» написан накануне 1740 года к сочинён Ж.-Ж. Руссо. Идеи этого «Проекта…» впоследствии легли в основу главной педагогической книги Руссо «Эмиль, или о воспитании».

В 1749 году Ж.-Ж. Руссо, написал трактат (конкурсное сочинение на тему, предложенную Дижонской академией, «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?»). В этом сочинении Руссо резко выступил против всей современной ему культуры, против социального неравенства. Еще больший успех принесло ему второе произведение «Рассуждение с происхождении и основаниях неравенства между людьми», где он доказывал, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Его важнейших произведений: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.), благодаря которым он приобрел известность как один из крупнейших писателей, представляя новое литературное направление – «сентиментализм». За антиклерикализм и политический радикализм произведения Ж.-Ж. Руссо были осуждены на сожжение и в Париже, и в Женеве. Руссо пришлось скрываться по маленьким швейцарским городам. После пяти лет изгнания и 1767 г, он возвращается во Францию, где завершает свои последние труды – «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя».

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо — дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая религию, философ предполагал наличие некоей внешней силы — творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы просветителя — естественное воспитание — предполагает такое изменение общества и индивида.

Основной темой размышлений Руссо была судьба простого человека, мелкого собственника (ремесленника, крестьянина), чьё существование должно поддерживаться личным трудом. Без труда, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным может быть только человек, живущий своим трудом. А потому задача воспитания и должна состоять в том, чтобы воспитать человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами своего труда, ценил бы свою свободу и умел бы ее защищать. А тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу другого, основанную на труде. От Д. Локка и современников Ж.-Ж. Руссо отличает большой демократизм, демократизм человека, выразившего интересы средних слоев общества.

Проблемы педагогической теории и практики воспитания интересовали Ж.-Ж. Руссо с самого начала творческого пути. Составленный Ж.-Ж. Руссо «Проект воспитания Сент-Мари» свидетельствует о знакомстве его автора с современной ему педагогической мыслью Франции. Новаторские идеи современников и предшественников (Ш. Роллен. К. Флери, Ф. Фенелон и др.), поднявших идею обновления обучения и воспитания, нашли в трактате свое выражение. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный педагог.

Критика нравственного и гражданского состояния, в частности, в вопросах образования, связывалась у него с критикой рассудочности и рационализма. Удел «рассуждения» – вечно обобщать, систематизировать, выводить частное из общего, отвлеченного. Оно «не возвышает душу, а только утомляет, обессиливает ее и извращает суждение, которое должно было совершенствовать».

Поэтому Ж.-Ж. Руссо в своем «Проекте...» счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной задачей: «…сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». И далее пишет: «Большинство учителей, в особенности педанты, рассматривают приобретение знаний и их накопление как единственную цель хорошего воспитания, не думая о том, что часто, как говорит Мольер: «Ученый дурак глупее дурака необразованного». Возвращение человеку присущего ему достоинства возможно только благодаря правильному воспитанию, в основе которого должно лежать воспитание культуры чувств и их развитие.

Человек чувствует прежде, чем в нём развивается способность размышления и рассуждения. До наступления разумного возраста ребёнок «воспринимает не идеи, а образы», между которыми та разница, что образы – «только абсолютные картины чувственных предметов, идеи же – понятия о предметах, определяемые отношениями между ними». Отсюда Руссо выводит, что разум развивается уже после того, как в ребёнке созрели другие способности. «Так как все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, то первый разум человека есть чувственный разум; он-то и служит основой разума интеллектуального: наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза».

«Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, – писал Ж.-Ж. Руссо, – постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит».

«Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным». Руссо доказывал, что человек – венец природы, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Поэтому цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека дельца, умеющего выколачивать прибыль (в данном случае он резко возражает Д. Локку), а цель воспитания должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее». Согласно его теории, обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Роль воспитателя для Руссо и заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – Жизнь.

Согласно взглядам Руссо, сущность воспитания заключается в формировании человека-гражданина, активного общественника, живущего в соответствии с разумно установленными законами. Особенно следует подчеркнуть выдвижение Ж-Ж. Руссо на первый план специфических особенностей воспитания в каждой стране, необходимость учёта традиций, обычаев, культуры каждого народа. «Национальное воспитание – это достояние лишь свободных людей, только у них общее существование, и только они действительно связаны Законом Я хочу, чтобы, научаясь читать, он (ребёнок) читал о своей родине, стране, чтобы в десять лет он знал, что она производит, а в двенадцать – все ее провинции, все дороги: все города; чтобы в пятнадцать лет он знал всю её историю; в шестнадцать – все законы».

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи. Каждый из факторов выполняет свою роль. Природа развивает способности и чувства – это и внутреннее развитие наших органов и задатков, люди помогают использовать это развитие, вещи действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие человека. А потому задача воспитания – сгармонировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал самостоятельное накопление знаний и жизненного опыта.

Основная функция воспитывающей и обучающей среды у Руссо – так управлять развитием, чтобы возбуждать и поддерживать творческое приобретение воспитуемым знаний, умений, навыков и самоорганизацию его поведения.

Как показала Н.К Крупская идея физического труда и профессионального образования вырастает у Руссо до идеи политехнического образования и ставит его выше профессионального потому, что: даёт подготовку к любой профессии; расширяет умственный кругозор ученика; дает правильное мерило для оценки общественных отношений, покоящихся на труде; даёт возможность составить себе истинное представление о существующем общественном порядке. Эта идея была и остается одной из ведущих в педагогике XX века.

В полном соответствии с учением о «естественном праве» Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию «естественного воспитания». Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Руссо обращается к родителям и воспитателям с горячим призывом: «Любите детство, поощряйте его игры и забавы, не форсируйте его развития, обращайтесь с ребёнком соответственно его возрасту. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими». Руссо страстно выступал против преждевременного развития детей и требует следовать в воспитании естественному ходу развития ребёнка.

Естественное воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности детей и не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Согласно теории Жан-Жака Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности.

Он составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет – физическое воспитание, с 2 до 12 – развитие внешних чувств, с 12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с 15 до совершеннолетия – нравственное развитие.

В Эмиле сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека от рождения до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о нормальном физическом развитии ребенка. В противовес сложившейся в аристократических семействах практике Руссо выдвинул требование, чтобы грудного ребенка кормила сама мать, а не наемная кормилица. Руссо предостерегал против распространенного стремления родителей ускорить развитие речи удетей, что, по его мнению, приводит часто к дефектам произношения. Словарь ребенка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений.

Второй период – от появления речи до 12 лет. Он называет этот период «сном разума», считая, что ребенок в этом возрасте способен мыслить только конкретно, образно. Главная задача воспитания в этот период – создание условий для выработки возможно более широкого круга представлений. А для правильного восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира Руссо рекомендовал целый ряд упражнений, развивающих органы чувств: осязание, слух, глазомер.

Особо выделяя роль осязания, ибо, по его мнению, путем осязания и деятельности мускулов мы получаем ощущения температуры, величины, формы, веса и твердости предметов. Осязание – чувство, которым мы пользуемся чаще других. Руссо требует, чтобы осязание развивалось путем упражнений, чтобы ребенок приучался ощупывать предметы, подобно слепым, ориентироваться в темной комнате и т.д. Он дал ряд ценных указаний по развитию зрения, слуха, развития вкуса.

Наряду с развитием органов чувств во втором периоде продолжается интенсивное физическое развитие, для чего Руссо рекомендовал применять прогулки, физический труд, занятия физическими упражнениями.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, данный период Руссо считал временем интенсивного умственного развития и воспитания, период очень краткий, и потому нужно из многочисленных наук выбрать лишь немногие, чтобы, не разбрасываясь изучить их глубоко. Чем же руководствоваться при выборе наук.

Руссо выдвинул два критерия: во-первых, как и Д. Локк, он руководствовался принципом полезности; во-вторых, полагая, что дети 12–15 лет еще недостаточно обладают нравственными понятиями и не могут понять отношений между людьми, Руссо исключает из круга занятий этого возраста предметы гуманитарного цикла (в частности, историю) и ограничивается только знаниями из области природы: по географии, астрономии и физике (понимая под физикой, по обычаю того времени, природоведение). К изучению истории, по его мнению, надо приступать лишь в четвертом периоде, после 15 лет.

Дидактические принципы в обучении сводятся к развитию в первую очередь самодеятельности детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности. Наглядность в трактовке Руссо – это не картины и модели, а сама жизнь, природа, факты. В соответствии с этим пониманием большое место в методике обучения у Руссо занимают экскурсии. Например, географию он советует изучать, начиная с окружающей местности, астрономию – наблюдая движение небесных светил, естествознание – путем наблюдения растений и животных в жизни и на коллекциях, изготовляемых самими учениками; большое значение придавал опытам по физике, значительное место среди методов обучения занимал метод беседы с учителем на наглядном материале.

Руссо развивал оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Пытаясь нарисовать умственное воспитание «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо на первый план выдвигал самостоятельность, самодеятельность, наблюдательность, пытливость ребенка в ущерб систематичности знания. Клочкообразный запас умственных знаний, предлагаемый Руссо, далеко не достаточен, конечно, для воспитания «нового человека».

Наряду с умственным воспитанием, по мнению Ж-Ж Руссо, свободный человек должен владеть навыками физического труда, разными видами ремесел, несколькими трудовыми профессиями, тогда он действительно будет способен зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника». И Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город теперь не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой «идеального человека» – мелкого буржуа.

Воспитание девушек. Юноша уже возмужал, пора его женить. Взгляд Руссо на воспитание женщин был традиционным: женщина всегда подчиняется мужчине – сначала отцу, потом мужу; она должна готовиться к выполнению обязанностей жены и матери, поэтому ей надо давать не широкое умственное образование, а больше заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Пятую книгу (последнюю главу своей книги «Эмиль, или о воспитании») Ж.-Ж. Руссо посвятил воспитанию девушки – невесты Эмиля Софии, Здесь он раскрывает свой взгляд на назначение женщины, которая должна быть воспитана в соответствии с желанием будущего мужа. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины. Такова реакционная позиция Руссо относительно женского воспитания.

Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж. Руссо таковы:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, – писал Руссо, – достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо сыграли исключительную роль в развитии взглядов на воспитание в конце XVIII –начале XIX вв. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Идея Руссо о воспитании в ребенке, прежде всего человека, проникнута духом гуманизма и демократизма. Настаивал на связи обучения с жизнью, с личным опытом ребенка.

Наследие Ж.-Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе передовых педагогов даже конца XIX и начала XX века против старых консервативных порядков в школе, против жесткого режима, регламентации, стеснении и ограничений свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, за уважение детской природы.

Значительное влияние оказали взгляды Ж.-Ж. Руссо на немецких педагогов – филантропистов, на его последователей – И.Г. Песталоцци, россиянина Л.Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается популярной и среди домашних учителей-воспитателей.

 

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.
Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.
В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.
В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием французского гражданина.
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.
Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.
В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.
В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.
В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения.
В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии — в Ивердон (немецкое наименование — Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.
Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение — «Лебединая песнь» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

 

Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с одной стороны учи­тываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к обществен­ным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса - стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка яв­ляется идея отрицания воспитания, которое предполагает ограниче­ния в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие систе­мы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию - средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Ме­тодика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручно­му труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) - незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зараба­тывать на жизнь». В «Эмиле»сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Возрастная периодизация:

I. От рождения до 2 лет - здоровое физическое развитие ребенка.

Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.

//. От 2 лет до 12 лет - создание условий для приобретения ре­бенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих пред­метов и явлений. Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг - ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук. Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка.

III. От 12 лет до 15 лет - дети подготовлены к система­тическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика.

  1. С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) - заканчивается фор­мирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значе­ние: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.

Важнейшее место в отечественной педагогической теории свободного воспитания занимает идея Льва Николаевича Толстого. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “... Во всех веках и у всех людей,— писал Толстой,— ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

 

Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.“Желание учиться в детях так сильно,- отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков” .(ПСС 8-42 ) Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. “Образование есть потребность всякого человека,- писал Толстой в статье “Сельский учитель”,- поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся” .(псс 8- 394 ).

 



2018-07-06 1753 Обсуждений (0)
Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)