Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сиена. Симоне Мартини. 1284 – 1344 гг.



2018-07-06 502 Обсуждений (0)
Сиена. Симоне Мартини. 1284 – 1344 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




16.02.17

«Мы, преподаватели, здесь не для того, чтобы вложить вам в головы знания. Странно звучит, да? Нет».

Знать коллекцию Эрмитажа – одни из основных требований к экзамену. + ГМИИ Пушкина и пр. музеи.

Все началось в Италии, потом пойдем в Германию, потом в Нидерланды.

Возрождение – это Европа, католический мир Европы. Реформация также очень сильно связана с Возрождением.

Возрождение вырастает из ткани средних веков. Можно сказать, что средние века – это родитель, а Возрождение – это ребенок. Пока ребенок маленький, он очень сильно похож на родителя, а, вырастая, начинает критиковать родителя, бунтовать.

Эрвин Пановский!!! Читать.

Рабле, Теремское аббатство: «Делай, что хочешь», т. е. реализуй себя, познай себя на благо себе и другим.

Европейцы – это люди Возрождения, мы хотим жить в свободном мире, в демократическом обществе. Ренессансный человек – свободный творец. Раньше человек существовал в определенных рамках, он должен был быть привязан к чему-то, человек не мог быть один. Ты получаешь статус, жизнь, деньги только в рамках определенной структуры. Те, кто пытался вырваться из этого общества, они сразу получали по шапке. Возрождение начинает исподволь все это разрушать. Оно прилагает усилия, чтобы все это развалилось. Я буду делать то, что я хочу – не то, чем мой папа и дедушка занимался. Я свободный человек. Какие толчки и импульсы к этому приводят – это вопрос очень сложный, я не могу вам на него ответить. В Италии где-то с середины 13 века начинается что-то новое. Это перелом такой в мозгах. У них что-то вызревало, все время что-то вызревает. Мы можем видеть только цветочки, а почву, перегной, из которых они возрасли – мы этого никогда не увидим.

Что у нас есть? У нас есть факты – такие камешки разноцветные. Что мы с ними делаем? Мы их складываем в калейдоскоп. И мы их складываем, в меру наших возможностей. Нельзя сказать, что мы складываем то, что было, но нет, мы складываем сое видение. Но я верю в то, что потихонечку, понемножку, эта правда прибавляется. Мы тоже сделаем шаг, мы свою розу тоже сложим. И пусть это будет наш маленький вклад.

Мастера Возрождения не были наивными. И кто первый термин «Возрождение» придумал? Джорджио Вазари. Он создатель краеугольного камня для нас. Искусство возрождения итальянского – это его жизнеописания. Вроде бы, уже позднее Возрождение, но это кульминация. Мы другие, раньше было плохо, а сейчас хорошо. Конечно, они не были наивными, они понимали, что в человеке много скотского, человек должен себя усмирять. Граф ПикоделлаМирандола, речь о достоинстве человека, которая входила в огромнй труд «900 тезисов». Он сам сформулировал новое устройство мира. В этой речи он говорит: «я тебя создал, человека, не бессмертным, но и не смертным. Я тебя сохдал не величайшим, но и не малым. Но самое важное, что ты свободен в этом всем. Ты можешь стать ангелом, подняться до уровня ангелов, можешь упасть и стать скотом». Получается, что Адам все сделал правильно. То есть, человек, он такой, он огромен. Тропинок эих много, которые мы можем выбрать. Понятие славы. Средневековая парадигма нам говорит, что жизнь второстепенна. Ренессансные люди не отказываются от религии. А сли ты будешь жить иначе, ты попадешь в рай тогда? и они говорят – да попадешь. Потому что ты себя реализовываешь. Разве Господь против этого? нет, не против. Это – открытие свободы творческого подхода к своей жизни. Ты творишь свою жизнь и свою микровселенную. Да, человек может быть плохим. Но для деятеля Возрождения не это важно. Какй век лучше, какой хуже? Никакой. Я думаю, нет идеальных людей. А то хорошее, что сделал этот человек, разве не перевесит плохое. Судить надо эпоху по ее лучшим проявлениям.

Рождается педагогика настоящая. И это педагоги возрождения говорят: как нам создать нового человека? Нам надо его воспитать. То абсолютное, чего добился Ренессанс, для нас важно. Вершина человеческого духа.

Что такое Возрождение? Яков Бургхарт пишет: во-первых, открытие нового человека, второе – открытие мира вокруг него, возрождение античности.

Возрождение античности не может быть главным, поскольку оно – лишь результат первых двух составляющих. Постепенно ученым стало ясно, что это возрождение было всего лишь инструментом. Оно увидели в греках и римлянах своих соплеменников, своих собратов. Давайте мы его возродим, этот мир античности. Мы будем плыть к этому маяку. Что они вообще знали об это мире? Немного. Живописи практически не было вообще никакой.

Есть такая замечательная у писателя Бориса Зайцева такая заметочка о Петрарке.

Вот если вы – Петрарка и друзья Петрарки, это прекрасно.

Они не строили, не возводили копию, они строили по образцу свое, свой прекрасный мир. Христианство. Ничего не осталось от человека античности, потому что пришли варвары и христиане. И для тех, и для других античность была тем, что надо было разрушить. Средневековье – это сплав варварства и христианства. Деятели возрождения – это христиане. Но как можно было примирить христианство и язычество. Черное и белое, оказывается, можно помирить. Это очень важный момент, что культура Ренессанса – это в целом соединение этихначал, античности и христианства. Выиграет и Дева Мария, и Афродита, потому что человек станет богаче, станет лучше, интереснее. Попытка – это подвиг. «Славу поем мы безумству храбрых». Они же безумцы все. Изобретатели… Вот зачаем им это надо – изобретать? В конечном итоге оказалось, что нельзя. Но попытка-то была прекрасная. Не результат важен, иди в правильном направлении, а куда ты придешь – это не так важно. Важна дорога, а не пункт назначения. Пунк назначения – это споры, конечно. Мы обречены с вами, ребята, не на светлое будущее. Но мы были бы свиньями, если бы мы не искали этого будущего.

Прекрасны слова Дени Дидро: чтобы понять природу, нужно изучать античность. Вот это не взрыв мозга? То есть нам надо сделать один шаг назад, чтобы потом сделать два, три, четыре шага вперед.

Эти люди в общем-то были такие, Алеександры, Цезари, Апеллесы, которые раздвигали границы. Знакомый мир ограничен Европой, как ни крути, а сотальной мир был миром сказок. Это средневековое прекрасное сознание.

Кто такой авантюрист – тот, кто очертя голову бросается в омут. И за ним потом тянутся, и все говорят: да мы ак и знали, что такого. Вот люди средневековья – это авантюристы. ТО есть вообще, плыть туда – это самоубийство.

Данте пишет свою «божественную комедию». Его называют совершенно верно: последний поэт средневековья. Это сумма всего, что достигло человечество к 1321 году. Сумма, но поэтическая. Средние века пытались охватить все, объяснить все, но с точки зрения бога. За сферой бога нету ничего. Мироздания другого нету. Весь космос – это бог. Поэтому объяснять все можно только с точки зрения бога. Библия давала ответы на все вопросы. Давайте посмотрим, что написано в библии и что написано у святых отцов. На любой вопрос находился ответ. Данте – средневековый поэт, абсолютно. С другой стороны, он представитель чего-то нового. ТО есть, это гигантский божественный мир, но человек в нем начинат быть чем-то другим. И самая интересная часть у него – ад. Люди начинают меняться, и Данте, как гений, все это чувствует. Человек у Данте наделяется героической активностью. И там есть такой персонах – Улисс, то есть Одиссей. Что делает Одиссей в поэме Данте? У него практически получилось продолжение чуть-чуть поэмы «Одиссея». Данте пишет, что Улиссу стало безумно скучно с этой своей Пенелопой добродетельной. Он снаряжает корабль. И поплыл. Куда? И плыву-плывут-плывут. И плывут они на запад. А там – геркулесовы столпы. Для средневекового сознания, за столбами – вообще ничего нету. И когда они выплывают, его команда взбунтовалась. И они говорят: слушай, мы не поплывем на гибель. Ты как хочешь, а мы нет. И что говорит им Улисс: вы плывете к себе, человеку. Что вам еще надо? плывите туда, куда глаза глядят. Они идут на чистую гибель. Но в какой-то момен они становятся людьми, героями, о которых слагают легенды. Ему надо настоящую жизнь, а она может быть только в опасности. Все переплелось, все смешалось в поэме Данте, в этом Улиссе. Мы преклоняемся перед его храбростью. Самое замечательное, что были такие Улиссы в реальности.

Периодизация

Проторенессанс, предвозрождение – вторая половина 13 века – 14 век. Все границы у нас условны. Это еще пока средние века. Но вдруг там появляется кто-то ненормальный – братья Вивальди, Джотто, …

Раннее возрождение – весть 15 век. Но все разнится от вида искусства – возрождение в скульптуре и живописи не совпадает. Архитектура опять же не совпадает. Мы будем проходить только изобразительные искусства. По-разному эти ренессансы протекают в разных видах искусства, важен географический момент. Все по-разному, локациями. Должны хорошо себе представлять карту, вызубрит ее.

Высокое возрождение – конец 15 – первая четверть 16 века. Но это все очень приблизительно. Нов целом надо же нам делать какие-то периоды, иначе все расползется, как амеба. У каждого своя шкала, но до 20 года оно точно уж длится. Венеция вообще на отшибе, у нее там свои представление. У них там вообще этот высокий ренессанс продолжается до 1540 года.

Позднее возрождение – до конца 16 века. Особое течение в нем – маньеризм.

Никуда без географии. Италии единой нету. Единая Италия появится в 19 веке, до этого – лоскутное полотно. Каждое княжество старается обскакать другое княжество. Два главных принципа независимости – богатый и умный. Идем снизу. В Неаполе не сложилось своей школы. Рим, папское государство – тоже долгое время там ничего не было. Только с середины 15 века Рим начинает подтягиваться к раннему возрождению. Самое прекрасное – это Тоскана. Флоренция – это колыбель Ренессанса. Флоренция, Сиена и Пиза – три главных города Тосканы. Дальше – разные княжества небольшие. Мантуя, Феррара, Лукка, всякие города-государства. И это дворы. Это все небольшие королевства, управляемые одним человеком. С точки зрения культуры, это фантастика. Дальше – Милан, герцогство Миланское. Но опять же мощное с точки зрения политики, военной силы, но с точки зрения искусства – очень костное до конца 15 века, пока туда не приехал господин Леонардо. Венеция долго запрягала, но быстро рванула в конце 15 века. Но это уже 16 век, а до этого хвастаться особо нечем. Главные географические точки – Рим, Флоренция, Сиена, Тоскана, Венеция, Милан, Умбина, Мантуя. Не было никакого единого самосознания. И так вот они жили, они были все соперники. Нет никакой единой экономики. Есть только единый дух какой-то, который называют духом времени. Войны ужасные, постоянные причем. Каждый стремился забрать кусок у соседа. Никто никого не любил, все друг другу гадили. Все там намешано. Эпоха очень быстрая, люди жили мало. Болезни, голод, состояние медицины, войны. Жизнь была непростая, но она была яркая.

Начиналось все в скульптуре. Отец и сын Пизано, АрднольфидиКампио.

Список литературы есть в программе курса на сайте. Вазари, Бургхарт, Панофский, Гомбрих (символические образы). Орган, Виппер, Степанов, энциклопедия «Культура Возрождения» под редакцией Ревякина, Лазарев, Данилова, Гращенков, Смирнова, Кларк.

Скульптура хорошая, но про нее не будем. Идем к живописи. Про скульптуру читать у Лазарева, начало возрождения в Италии. Да и у Виппера есть кое-что.

ДжоттодиБандоне. Из низов. 1266 – 1337 гг. Флоренция. Первый настоящий мастер Возрождения в целом. Заложил основы нового языка.

Падуя, Капелла дель Арена. Страшный суд. Автопортрет Джотто.

Джотто был зажиточный, даже богатый. Он был гений, это все понимали. Многие художники жили очень хорошо.

Капелла дельиСкровеньи (капелла дель арена). Единственный фресковый цикл из сохранившихся. Вазари о нем почти не пишет.

Джотто пригласили в Падую. Пригласил ЭнрикоСкровеньи. Капелла дельСкровеньи – ключевой памятник проторенессанса. Около 1303-1305 гг. – роспись. Очень может быть, что Джотто и был архитектором этой капеллы.

Боттего – мастерская. У Джотто была большая мастерская.

Капелла расписана сверху донизу. Буонфреско – хорошая фреска. Вся система росписей – совершенно средневековая. Роспись идет лентой, 3 раза обходит помещение. На западной стене – страшный суд.

Изгнание Иоакима из храма. Нет золотого фона. Синее – небо, коричневое – земля. Искусство начинает говорить о священной истории на земном языке. Все становится осязаемым, реальным (близким к реальности, похожим, узнаваемым). Тяготение к реальности – революционное движение Джотто. Первое для искусства Возрождения – это глаз. Величие Джотто в том, что вам понятно даже так, без деталей, даже если вы неграмотны. Вам не нужно знать слово, истории как таковой. Главное для Джотто – человек, фигура, его действия. Фигуры плотные, тяжелые, как будто обрубленные, как раскрашенный камень. Все отмечали, что эти люди – живые, из плоти и крови. Как он оживляет это статуи? Либо с помощью жестов, либо с помощью лица. Иногда и то, и другое. Иоакима изгнали за то, что у него детей не было. И он уходит в пустыню, к своим пастухам.

Иоаким и пастухи. Пейзажец так себе, но, возможно, люди того времени воспринимали это именно как пейзаж. У Иоакима – высокая скорбь, а у пастухов взгляд, мол, как бы чего не вышло, они боятся его. Зачем пришел хозяин? Между ними пропасть, но пропасть не абсолютная, тут перекинут мостик – собака. Собачка единственная, кто рад хозяину. В образе мастер рассказывает то, что словам можно очень долго рассказывать. Овечки поддерживают движение собаки. Это – христианство. Бог – есть любовь. Франциск – первый деятель ренессанса. Он не был художником, но он писал гимны.

19.02.17

Проторенессанс, ДжоттодиБондоне.

Что художники думают о художниках, о фресках Джотто Анри Матисс в 1908 году: «Когда я вижу фрески Джотто в Падуе, … я сразу схватываю настроение, которое от нее исходит, потому что оно исходит от линии, композиции, цвета». Линия, цвет, композиция – основные элементы живописного языка. Это – перелом в самой парадигме бытования искусства как такового, от средневекового искусства, завязанного именно на слове. Должны были быть подсказочки, связанные с содержанием, сюжетом. Живопись Джотто начинает отталкиваться от словесного сюжета. Переход от умозрения к визуальной видимости. Я воспринимаю то, что вижу, а не то, что я думаю об этом, что должен об этом думать. Видимое, визуальное, работает быстрее и ярче, чем умозрительное.

Благовестие Анне. Когда Иоаким ушел в пустыню, она посчитала его погибшим. 40 дней он находился в пустыне, где ему по истечении этого времени явился ангел, который принес благую весть. Позже ангел принес благую весть и Анне. Впервые после античности мы видим появление интерьера. По мнению Лазарева, это – момент подлинной революции. Интерьер раньше был, но он был декорацией к главному – священной истории, не нес никакого смыла. Главным была иконография. Джотто все еще находится в этом иконографическом поле, но эту иконографию он начинает расшатывать. он в целом придерживается этой многовековой истории. Средневековая иконография будет все больше и больше сдавать свои позиции и, в конце концов, в 15-16 вв., уступит творческому видению. Это очень долгий процесс. Иконография обесценивается в первую очередь тем, что приходит светское понимание сюжета. Показан реальный интерьер комнат времени Джотто. Этих комнат дошло ничтожно мало, но мы видим, что это реальная комната. Главный предмет интерьера – это кровать. Кажется, что она занимает чуть ли на половину комнаты. И действительно, кровати были огромные. У кровати почти всегда есть полог или балдахин. Сундук красный (кассоне) – тоже важный предмет. А вообще, в принципе, очень мало вещей. Пустота, свобода своеобразная. Наверное, еще аспект нравственный, этический – у праведника н едолжно быть много вещей, он не должен быть привязан к этому миру. Но все-таки, это первая попытка интерьера. Дом показан и как экстерьер, и как интерьер. Новое искусство делает первые шаги, сравнимые с первыми шагами ребенка. Почему ангел показан таким образом? В принципе, ему не нужно окно. Он затем влетает, чтобы были более ощутимы для зрителя пространственные категории. Ангел влетает из внешнего мира во внутренний. Служанка здесь не участвует в священных событиях – разделение на возвышенное и на профанное событие. Реальный контекст интерьера, реальный контекст общества.

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Ангел сказал, что у Золотых ворот в Иерусалиме они встретятся. Фантастическое проявление человеческих чувств. Условно кульминация этого сюжета. Здесь должен быть передан самый накал. Встреча людей, один из которых был в отчаянии, другая почитала мужа мертвым. И вот они встретились, и им возвестили, что они не грешники, и что у них будет ребенок, великий ребенок. Самое главное – мотив встречи! Речь идет именно о человеческом чувстве – чувстве любви, которое является доминантой. Выделяется чувство цветом, тем, что они слились в одно фактически, образуя некую скалу, выделяются Иоаким и Анна композиционно, ибо к ним стягиваются все композиционные векторы. Подчеркивает мотив встречи и тема арки. Две фигуры – это тоже подобие некой арки. Это – идеальные супруги, которые пронесли свое чувство и обрели награду, оставшись верными друг другу. Что делают здесь другие люди? У Джотто люди никогда не бывают одни. С Иоакимом пришел пастух, но он вообще участия не принимает и не понимает, что происходит. Он отделен небом. С Анной тоже пришли женщины, и они радуются. Это – отголоски радости супругов. Однако не все радуются. Загадочная фигура в черном выпадает из реалий. Она не радуется, она закрывается и она в черном. Как это можно перевести? Как это можно понять? Что она здесь делает? По сюжеты ее нет. Значит, ее придумал Джотто. Что он хотел сказать? Это как бы будущее их дочери, Девы Марии, сердце которой будет пронзено, ее страдания, страдания их внука. Второй аспект – между двумя яркими вспышками цвета черное пятно, которое не дает им сливаться. Чисто психологическое восприятие колорита. Может быть, это контраст обычного мира и их мира. Жизнь такая сложная вещь, которая не бывает абсолютно хорошей. Еще интересно в этой композиции, как мотив скалы подчеркивается башней. Они – фундамент, из которого возвышается эта башня.

Рождество Христово. Новая ситуация. Вновь пустыня, но совсем безрадостная. Холодно и неуютно, голые скалы. И здесь как раз, в совершенно неподходящем месте, совершается величайшее событие в истории этого мира – рождается его Спаситель. Может быть, это случайность, а может быть, это Господь все так подготовил. Этот контраст между неуютностью, холодом и теплыми тонами одежд формирует здесь специфику Рождества. Христос пришел в холодный, бедный мир к бедным людям. Все люди бедные, но на самом-то деле, они самые богатые. Ангелы у Джотто замечательные, он никогда не изображает их полную фигуру, только половинкой, с огненными хвостами. Это изображение Джотто. Ангелы – не люди, их мы не должны спутать. Главное для Джотто – человек. Искусство Джотто – антропоцентричное. Люди обладают свободной волей, они выше ангелов. Иконография византийская – Мария лежит, рядом с ней повитухи, младенец, Иосиф спит. Рядом животные, пастухи. Трогательная картина – Мать и Дитя, это всегда взрыв эмоций, волнительный аспект. Джотто придумывает диалог взглядов – герои начаинают смотреть друг другу в глаза. смысл содержательный – на пересечении взглядов Марии и младенца. Это – главная ось, но тут же и взгляд женщины-повитухи, и взглядов животных. Создается структура центрическая, где взгляды играют роль лучей, стягивающихся к центру.

Бегство в Египет. Треугольник в композиции – гармония, статика. Гармоническое основание и сюжета, и мира в целом. Есть и крест в основе композиции. Крест – это выделение центра, но более глобально – это вновь статика. Мы получаем совершенно статичную композицию. Как это? Бегство – это динамика, а Джотто дважды подчеркивает статику. Они не бегут. Почему? И закончится все хорошо, и люди необычные. Но победа-то уже одержана, никакого страха и бегства быть не может. Христос – это вечная победа, всегда победа. Но главное здесь по сюжету – Дева Мария, она победила. Почему? Потому что она сохранила жизнь своему сыну. Иосиф здесь совсем не главный, он – маргинальная фигура. Но его фигура оборачивающаяся останавливает движение. Слева – вторая граница. Двигаться никуда невозможно в принципе. И ослик никуда не идет. И вообще, это памятник. Памятник величию Девы Марии. И скала здесь – это тоже Мария, нерушимая скала, которая является непробиваемой броней младенца. Это своеобразный гимн-похвала Деве Марии. Скалы здесь, как и в Рождестве, тоже в общем-то голые, но здесь есть деревца. Возможно, это олива – символ мира.

Поцелуй Иуды. У Данте Иуда – на последнем кругу ада, где предатели. Для Данте Иуда, и вообще предатели, - грешник из грешников. А что происходит здесь? При первом взгляде мы чувствуем что-то неприятное, отталкивающее? Совсем нет. Это не отталкивает, но требует рассмотрения. Здесь моменты движения, но движения разнонаправленного. Справа идет движение «плохое», а слева – «хорошее». Вообще у Данте Иисус почти всегда приходит слева. Потому что с точки зрения Бога, Иисус приходит справа, это «божественная перспектива». И тут же – момент встречи, причем они не просто встретились, они начинают смыкаться, как волна .наползающая на береб. Сильная сшибка, наступление, борьба.Почему так? Может потому, что Иуда сам когда-то был частью этого добра. «Добрых» персонажей здесь максимум три, плохих больше в разы. Значит ли это, что зло победило? Вовсе нет, потому что даже эти три выглядят победителями, Они, как в «Бегстве» - скалы. Иисус не выглядит побежденным, смущенным, он – скала, которую нельзя захлестнуть, сломить, победить. Добро непобедимо. И Христос это утверждает здесь и сейчас. Мотив встречи взглядов здесь самый напряженный. Желтый цвет – плохой для средневекового искусства (Иуда здесь в желтом плаще). Желтый – цвет Иуды, предательства. Желтый приписывалось носить евреям в гетто или каким-то категориям населения, которые презирались. Насыщенность цвета для искусства той поры – это важный момент, и вот у Иуды – неприятный желтый цвет. Еще интересный момент – появились факелы. Дело происходит ночью. Нет никакой ночной светотени, но это имеет символическое значение, ночь – это плохо.

Пример старой иконографии. Чимабуэ. Ц. Сан-Франческо в г. Ассизи, 1277 – 1280-е гг.

Мотив взглядов – самое важное здесь. У Иуды почти обезьянье лицо. Для средневекового человека красота внешняя равняется красоте внутренней. Лицо, конечно, дегенеративное такое у Иуды. И причем оно как бы усилено еще двумя лицами. А Иисус – один, но он не может быть побежден. У Иуды бегающий взгляд, он буквально надувает щеки, говоря: вот, гляди, какой я, за мной сила. А Иисус абсолютно спокоен, он не может быть побежден. Главное тут – в деталях. Старая иконография для Джотто не работает уже.

Оплакивание. Снова же мотив встречи. Снова мать обнимает сына, как в Рождестве. Все замыкается. Но тут уже сын мертв, нет встречи взглядов, это уже не диалог, а монолог Марии. И центр композиции – голова Иоана Богослова. Это говорит о горе, крике, ужасе. Второй центр – мать. Мария уже не может кричать, у нее уже нет слез, но ее горе едва ли не сильнее, чем у ученика. Направление склона, всех фигур, все лучи направлены вниз. И голое деревно. Оно голое, но почки есть. Это весна, печальная и радостная весна, смерть и воскресение.

Жест раскинутых рук апостола – м. б., с саркофага Мелеагра в Лувре (Панофский)?

«Не тронь меня», Воскресение Христово. Язык жстов – самое читаемое. Композиционно Джотто оперирует внутренним потенциалом человеческой фигуры. Центр смещенный в угол, но при это к нему смещается внимание – сюда смещен склон, сюда направлено крыло ангелов. Диалог взглядов обогащается встречей рук. Магдалина «живет на кончиках пальцев». Чтобы учитель умер и воскрес – тут нужно пощупать, но ей запрещается. И тут радость, но она оборвана на леты. Радость тут же сменяется печалью, почему нельза? И между рками – энергетика, она более осязаемая, чем между взглядами. Слева вообще слепые люди – у них закрыты глаза. Они и физически, и духовно слепые. Здесь статика- брошенные тела, справа – напряжение. Столкновение энергетик.

Крест работы Джотто. Дерево, темпера, последнее десятилетие 13 века. 578 х 406 см. Санта Мария Новелла, Флоренция. Такой крест ни на один алтарь не влезет, его подвешивали на цепях над главным нефом. Иконография совершенно византийская, но Джотто опять все делает по-своему. Главный вектор движения Джотто – актуализировать священную историю путем ее реалистичного показа. И тело тут должно быть показано более реально. Но при этом нельзя было впасть в слишком профанную передачу реальног. не снизить степень духовности, передать степень священного через другие средства, средства языка реального. Грань была тонкая, только настоящие художники могли ее ощутить и на ней задержаться.

Распятие Чимабуэ практически того же времени. Чимабуэ – это человек, остающийся в рамках византийской традиции, для него важна красота условного. Мы чувствуем переживание, но это чувство иного порядка, оно не такое непосредственное. Эта работа отличается большим изгибом, податливостью. Джотто нужна другая красота и чувственность, ему нужно больший объем придать этому телу.

У Джотто нет никакого изгиба.Первый посыл – показать, что вот так вот оно могло бы быть на самом деле, Джотто ориентируется на собственное чувство, он мог об этом помыслить – как распинают человека. Кто-то мог сказать, глядя на этого Христа: слишком правдиво. Тело объемное, тяжелое, оно тянет вниз, голова тяжелая, все тянет вниз, руки растягиваются. И пропорции тела, конечно, другие, более реалистичные.

Одна из Мадонн, Мадонна Оньисанти (Маэста). 1306 – 1310 гг. Хранится в Уфице. 325 х 204 см. Византийская иконография, тип Одигитрия. Новое – ярко выраженная материальность. Джотто нужно внутри иконографии дать новое решение. Фигура Девы Марии объемная, тяжелая, материальноая. Пропорции более реалистические.

Мадонна Чимабуэ и ц. Санта-Тринита. Она вся тянется вверх. А у Джотто, наоборот – общее движение вниз. Фигуры Чимабуэ облегченные, а фигуры Джотто – тяжелые, массивные, они тянут вниз. У них разные величие и красота, две разные эпохи. У Чимабуэ ангелы друг над другом, а у Джотто – друг за другом. Появляется пространство. Даже наличие золотого цвета у Джотто не отрицает наличие глубокого пространства. Джотто начинает отказываться от иконного языка, это путь к картине. У Джотто в полу – окаменелости. Для чего они ему – непонятно. В деревянных частях трона он рисует сучки. Они не нужны, а он их рисует. И этот трон выглядит хрупким по сравнению с тяжелым телом Богоматери.

Выводы: искусству невыразимого Джотто противопоставляет искусство, которое выражает все – и божественное, и человеческое. Вся новизна впервые увиденных жизненых реалий оказывается у Джотто в неразрывом единстве с органическим сплавом нереального и реального.

Сиена

Джотто – главный художник Флоренции, там же долго работают его ученики. Фактически искусство Флоренции оказалось в тени этого прекрасного искусства, ничего нового там не возникло на протяжении всего 14 века. Джоттеске – маленькие учении Джотто. Они развивали то, что Джотто наметил. Новое там – только с начала 15 в. Искусство Джотто нравилось во всей Италии, он определил линию развития Ренессанса в Италии.

Сиенская школа. Сиена – вечный противник Флоренции.

Дуччо – основатель школы сиенской. ДуччодиБуонинсенья. 1255 – 1318/19 гг.

Мадонна Криволе. Первая половина 1280-х. В общем, Византия. Новое – большая чувственность, человечность, мягкость. И язык художественный более утонченный, изысканный, тонкий, с примесью готической направленности. И больше свободы – младенец позволяет себе чуть побольше, чем можно. Мы предчувствуем более расслабленное движение.

Маэста. Изначально – огромный, сложный алтарь. Сейчас – только реконструкция. 1308 – 1311 гг. 500 х 460 см. Двухстороннее произведение. Композиция – абсолютное новшество для Италии, очень сложное и великолепно исполненное алтарное произведение. По завершению был большой праздник. Дуччо получил 3000 золотых флоринов – огромная сумма. Этот заказ был уникальным и важнейшим. Предеоло – главная доска – завершение. Мы не знаем, каким было завершение оригинально. В 1508 году произведение заменили на произведение Микьете. В 18 веке Маэсту разобрали на отдельные доски. Некоторые доски погибли. Они оказались в разных собраниях. Большинство сейчас хранится в музее собора, другие попали в музеи разных стран. Алтарь посвящен Деве Марии.

Оборотная сторона посвящена Христу, его страстям. Тут 42 композиции.

Сравнение с Джотто. Главный образ. Поражает удивительное обилие света – золота. Но и краски тоже дают ощущение светоносности. Они не просто яркие, они именно светоносные, они чуть ли не играют роль мистического проводника в тот – иной мир. Прекраснейшая мистика, переживание чего-то неземного, хотя и близкого по формам к земному. В этом аспекте это искусство более средневековое, но все-таки оно не архаичное. Оно более консервативно, может быть, но здесь тоже чувствуется движение к новому, хотя и в несколько ином ключе, в ключе переживания не отдельных ем, а переживания чувственного характера. Не умозрительный путь, а чувственный к сверхчувственному. У Джотто линии твердые, строгие, а у Дуччо они текут, стекают водопадами, извиваются, переливаются. Трон необычный – это напоминание о Сиенском соборе, жемчужине итальянской готики. Что это значит? Госпожа в своем городе. Дева Мария – покровительница Сиены. Удивительная эмоциональная линия золотого края мафория Девы. Младенец тут тоже боле подвижный, чем Мать. Святые-покровители города и ангелы – все поклоняются Деве. Внешне их чувства скрыты, но внутренне чувство очень конденсировано.

Обратная сторона. Страсти в основном квадратные, разделены на 2 яруса, но некоторые большие.

Главное изображение – Распятие. У Дуччо нет тяжести. Это трагизм, печаль, но она светла, как будто они знают, что это не конец. Вот у Джотто для них – это конец. Тут даже противники Христа отнюдь не отвратительны. Они плохие, но они тоже люди. Все сплавлено в какое-то красивое целое. Удивительно оптимистическое искусство.

Въезд Христа в Иерусалим. Появляется то, чего прежде не было – архитеткурное пространство. У Джотто только намек на архитектурные сюжеты, а у Дуччо формируется пространство средствами архитектурных форм. У Дуччо люди не главнее, у него все равноправно. Создается естественное пространство. Масштабы соотнесены более-менее естественно. Именно в сиенской школе проблемы пространства были решены впервые. Движение по диагонали углубляет пространство.

Джотто дает фриз. Его не интересует пространство, его интересуют главные герои. А Дуччо все интересует, все главное, все важно. Появляется место действия. Не задник, как у Джотто, а среда. У Джотто – обрядовость, а у Дуччо – жизнь.

Сретение. У Джотто, можно сказать, низ всегда важнее, чем верх, он «открывает» силу тяжести. У Дуччо силы тяжести вообще нет, у него все едино. Целостное переживание прекрасного. Нет византийской несгибаемости, мы чувствуем, что это живые люди. Нежность, поэтичность, лиризм. У Джотто все очень серьезно, а у Дуччо мы радуемся.

Бегство в Египет. Они бегут в Египет, и вместе с ними вся природа бежит – все загибается. Хоть ни и оборачиваются, но все равно бег есть, мы чувствуем движение вправо. А пейзажные формы двигаются назад, усиливая движение.

Итог. Роль Дуччо – создание нового синтеза, синтеза двух великих культур: византийская с ее антинатурализмом и западноевропейская готическая культура с тонкостью, экзальтацией, утонченным чувством прочитывания сюжета. Среда, созданная Дуччо, сообщает формам видимость телесности. У Джотто фигуры телесны сами по себе, а у Дуччо фигуры не могут жить без фона. Только единое целое сообщает этим фигурам некую видимость телесности. Дуччо – человек, мыслящий единым пространством. Джотто определил магистральную линию развития искусства. Но Сиенская линия тоже вьется где-то рядом. Линия Дуччо и более мистическая, и более реальная, потому что он открывает реальное пространство и реальное место в нем человека. Сиена ориентировалась на искусство монархических стран.

02.03.18

Сиена. Симоне Мартини. 1284 – 1344 гг.

Крупнейший сиенский художник своего времени. Дата рождения доподлинно неизвестна, но известна дата смерти. Если верить Вазари, дата рождения должна приходиться на 1284 год.

О первых 30 годах жизни художника ничего не известно, но к ним атрибутируют несколько икон: Мадонна с младенцем №583, 1308 – 10 гг. Учителем Симоне, скорее всего, был Дуччо. Безусловно, Византия, но смягченная. В рамках сиенской школы нормальная работа.

На площади Кампо главное здание – ратуша (палаццо публико, дворец народа). Здесь заседало правительство республики Сиена. Построено здание примерно в 1304 – 1310 гг. Вскоре его начали украшать фресками. Симоне Мартини и АмброджиоЛаринцетт. В самом крупном зале, зале совета – первая датированная фреска, Маэста, 1315 год. 763 х 970 см. Свет из окон падает справа. Хочется сравнить фреску со шпалерой. Вспоминается Дуччо. Возможно, это связано с заказом. То, что работу получили молодому художнику, говорит о том, что его ценили за какие-то предыдущие работы. Мадонна представлена как владычица и заступница Сиены. КОленнопреклоненые ангелы подносят ей цветы, за ними стоят местные святые, дальше – общенациональные святые, последний ряд – ангелы. Композиция сложная, из многих участников. Новые черты: 1. Усиление глубины пространства. Рама, в медальонах – пророки, аллегории, Христос в центре. Рама дает усиление пространства. Скорее всего, рама нужна именно для этого + она делает более пышной фреску. Кроме рамы, сама композиция более объемная. Фигуры более объемные, они стоят концентрическими полукружиями, разорванными в центре. Более точно соблюдается естественная глубинная постановка фигуры, у всех есть свое место, мы ощущает постановку фигуры на покатом полу. Балдахин тоже играет роль. Его в руках держат святные на шестах, он перспективно сокращается. Этот сокращающийся покров перекликается с постановкой фигур. Балдахин – это нормальная готическая вещь. балдахин означает важность. ТО, что под балдахином – имеет священную защиту, значимость находящегося под балдахином повышается. 2. Позы и выражения лиц персонажей более естественны, ведут себя более по-земному. Вся сцена обретает легкость, подвижность. Трон похож на ювелирное украшение. Цветовые отношения обр



2018-07-06 502 Обсуждений (0)
Сиена. Симоне Мартини. 1284 – 1344 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сиена. Симоне Мартини. 1284 – 1344 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)