Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альманах «Урал – земля золотая»



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Альманах «Урал – земля золотая» 0.00 из 5.00 0 оценок




Самостоятельное издательское творчество советских школьников начинает свою историю с 1933 г., когда пионерский отряд одной из Иркутских школ впервые в истории литературы выпустил коллективную книгу о своем родном крае. Она была названа «Базой курносых» и получила одобрение М. Горького, который сам свидетельствовал о большом будущем самостоятельного коллективного пионерского творчества.

Иркутские ребята подали пример своим заполярным товарищам и через три года школьники молодого города Игарки вызвались написать книжку о своем родном крае. Эта работа удостоилась личного письменного ответа М. Горького, доставленного из Крыма. В 1939 г. эта книга экспортировалась на международную выставку в Нью-Йорке. Этот случай послужил окончательным доказательством того, что советские ребята могут не только читать, но и сами создавать интересные и полезные книги.

Книга Уральских ребят, о которой пойдет речь в этой главе, должна была занять свое достойное место в этом ряду. В январе 1940 г. известному Троицкому писателю и журналисту, составителю книги «Мы из Игарки», А. М. Климову, пришло короткое письмо с множеством детских подписей. В нем свердловские пионеры, буквально в нескольких предложениях, восхищались сборниками «База курносых» и «Мы из Игарки» и скромно просили совета, стоит ли им приниматься за коллективный труд подобного рода. С описания этого письма и начинается подробная вступительная статья составителя книги А. М. Климова. Говоря об истории самостоятельного детского издательского творчества, он приписывает заслугу его появления и становления М. Горькому, тому, кто приветливо встретил «Базу курносых», уже после ее появления. И первая, и вторая книжки советских пионеров получили доброжелательный отзыв отца соцреализма, ребята Урала уже не имели такой возможности и обратились за помощью в СвердлГИз.

А. М. Климов был прав в том, что свердловским школьникам предстояла более сложная задача, чем их предшественникам, так как первая книга составлялась тесным коллективом из 20 пионеров, а вторая описывала один новый и, не такой большой по тем временам, город. На территории трех областей Урала была сотня городов, не говоря уже о множестве сел, колхозов, совхозов, деревень, в которых проживало около миллиона школьников. Для того чтобы охватить историю и описание всего края было решено отправить обращение ко всем пионерам Урала. Так и сделали Свердловские школьники, выступавшие инициаторами создания книги. План проекта составлялся по мере того как на идею создания сборника откликались ребята из других областей, а также издатели и писатели, среди которых был и один заграничный автор. Известный датский писатель М. Андерсен-Нексе стал своеобразным соавтором Уральских ребят.

Во вступительной статье А. М. Климов по пунктам описывает предварительную работу школьников. За месяц был составлен план, летом 1940 г. в Свердловск потянулись пионеры для обсуждения основных тем будущей книги. Обширный Уральский край было решено представить с разных ракурсов, уделить значительное внимание описанию ценных природных месторождений и описать несколько местных известных личностей. Ребята из самых различных кружков отправляли свои работы в издательство, чтобы сделать большую часть книги именно собственными силами, и чтобы каждый мог принять хотя бы частичное участие. В объемных посылках, приходивших в редакцию, были картины, рисунки, фотографии, скульптуры, барельефы из гипса и пластилина, кинопленки, коллекции минералов и т.д. Членами музыкального кружка из множества предложенных работ был подобран текст для «Песни Уральских ребят», положенный на ноты и опубликованный в конце книги. Также тщательно отбирались название и эскизы для обложки и титульного листа будущего сборника.

В июне 1941 г. Свердловским обкомом комсомола для наиболее активных авторов был организован специальный пионерский лагерь-санаторий. Ребята отметили создание книги восхождением на безыменную гору Уральского хребта и возведением каменного кургана, названного в честь их совместного труда Книгурр (Книга Уральских ребят). Это было осуществлено по официальному согласию Уральского картографического управления.

Так вкратце можно описать историю создания одного из Уральских сборников, который значительно выделяется на общем фоне. Его особенностью, как уже было обозначено выше, является авторство пионеров и школьников. Данный альманах был подписан в печать 18 февраля 1944 г. и издан единичным тиражом в 30 000 экз. Он был выпущен только спустя два с половиной года после возведения Книгурра, причиной чему послужила война, которая замедлила работу над редакцией и составлением альманаха.

Эта книга была создана для того, чтобы школьники Союза узнали больше про Урал, про историю его советского преобразования и про его удивительные месторождения. Цель создания книги, со слов самих авторов, обозначалась следующим образом: «У нас есть, о чем рассказать ребятам нашей Родины! Край наш богат и интересен. Напишем же о нашем Урале, превращенном большевиками из седого старого Урала в сильный, дружный сталинский Урал» . Следовательно, этот сборник был рассчитан на читателей, являющихся ровесниками авторов, а также на ребят помладше – дошкольников. Если устанавливать более точный возраст в соотношении со списком авторов альманаха, то это должны были быть школьники с 4 по 9 классы (от 9 до 16 лет).

Из официальных составителей и редакторов данной книги наиболее известны: А. М. Климов, К. В. Рождественская, М. Андерсен-Нексе и В. И. Таубер.

Анатолий Матвеевич Климов (1910-1945), писатель и журналист из Троицка, составитель книги «Мы из Игарки». С 1931 г. был отправлен призывом комсомола осваивать север, где был вынужден провестиследующие8 лет. За это время он работал корреспондентом «Правды» по Ямальскому округу и выпустил в Омске, в соавторстве со своими друзьями, книгу «Сердце тундры». Работа над сборником «Мы из Игарки» была для него одной из самых сложных и трудоемких. Однако после нее он вместо заслуженного отдыха был временно репрессирован. Арест и нелегкие переезды значительно подорвали его здоровье, сделав инвалидом. Несмотря на это в 1941 г. ему была предложена новая работа, именно над выше обозначенным сборником «Урал – земля золотая». Им было собрано 7000 рассказов, очерков и стихотворений детей Молотовской (ныне Пермского края), Свердловской и Челябинской областей, а также сотни их рисунков и картин. Позже, по инвалидности, не попав на фронт, он много работал над созданием своей последней книги, вышедшей в 1953 г. в Челябинске уже после его смерти. Это был сборник рассказов детей, переживших оккупацию, получивший название «Твои сверстники».

К. В. Рождественская была одним из самых опытных редакторов СвердлГИза. В 1937 г. под ее редакцией был выпущен «Юношеский альманах». В 1939 г. она закончила работу над сборником «Золотые зерна». В период с 1940 по 1944 гг. она одновременно работала над выпусками «Боевых ребята», составлением детского альманаха «Морозко» и участвовала в отборе рассказов для книги Уральских ребят. Вместе с ней, одновременно и над «Боевыми ребятами» и над «Уралом – землей золотой» работала художественный редактор Е. М. Гуркова.

Мартин Андерсен-Нексе (1869-1954) был известным датским писателем коммунистом, одним из основателей Коммунистической партии Дании. Он родился в большой бедной семье, учился в народной школе. В 1897 г. сдал экзамен на учителя и начал работать в Оденсе. В 1906-10 гг. опубликовал одну из самых известных своих работ – четырехтомник «Пелле-завоеватель». В 1917-21 гг. выпустил роман «Дитте, дитя человеческое», посвященный самопожертвованию женщины из рабочего класса. В 1937 г. был участником антифашистского Испанского конгресса писателей. В 1941 г. в ходе оккупации Дании был арестован, но в 1943 г. бежал и через Щвецию перебрался в СССР, откуда вел антифашистские радиотрансляции на Данию и Норвегию . Общался с создателями книги Уральских ребят в форме дружеской переписки. Одно из его писем и рассказ, переведенный Свердловскими восьмиклассницами, были помещены в сборнике сразу после вступительной статьи А. М. Климова.

Виктор Исаевич Таубер (1901-90) – график, художник книги, член Союза художников СССР. Учился во ВХУТЕИНе (1922-3). Рисовал для «Мурзилки». Иллюстрировал множество детских книг: сказки Г. Х. Андерсена, сказки братьев Гримм, книжки-картинки и др. Выполнил ряд превосходных автолитографий по сказочным сюжетам. Книгу «Кот в сапогах» с его иллюстрациями переиздавали около сотни раз. Последние годы жизни работал над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова. Над книгой Уральских ребят работал в качестве художника-консультанта.

О прочих членах редколлегии имеется слишком мало биографических сведений, для того чтобы судить об их опыте и личностно-организаторских качествах.

Жанр сборника обозначен на титульном листе следующим образом: «Книга пионеров и школьников Свердловской, Молотовской и Челябинской областей». Как мы видим, подобное определение не накладывает каких-либо жестких стилистических обязательств, которым должно было бы соответствовать содержание книги. Она названа тем, чем она является по своей сути, без литературного жанрового определения. Однако этот сборник можно назвать альманахом, так как он не является периодическим и объединяет несколько произведений разных авторов по тематическому и региональному признакам. Он принадлежит к альманахам единичного издания и в нем публикуются произведения школьников трех конкретных областей Урала. В итоге, официальное жанровое определение книги само указывает на все те причины, по которым ее можно назвать альманахом.

Жанры произведений тоже не заданы четко ни перед их заглавиями, ни в самом содержании книги. Их можно определить только условно, однако в точности можно сказать, что эта книга не содержала отрывков из больших прозаических произведений, ни из романов, ни из повестей. В данной книге собрано: 20 стихотворений (включая текст «Песни Уральских ребят»), 26 рассказов, 15 очерков (некоторые из них написаны по типу естественно научных заметок), 6 сказов (в двух из которых героями являются реальные исторические личности) и одну повесть из трех глав. Популярность малых прозаических жанров для данной книги можно объяснить тем, что так удобнее охватить больше тем, описать Урал с нескольких сторон. Рассказ удобен для ребят как простая и краткая форма повествования, которое подобным образом легче вести от первого лица. Очерк – как способ емко описать какую-либо местность, организацию или явление. Эти две формы были как нельзя лучше применимы для практики творчества юных авторов Урала.

Композиционно книга состоит из семи глав, каждая из которых посвящена отдельной теме, так или иначе касающейся настоящего или прошлого Родины ребят. В первой из них публикуются древние легенды и сказы об образовании Уральского хребта, были о Емельяне Пугачеве, его походах и о Салавате Юлаеве. Во второй – несколько сказов о чудесных металлах и камнях Урала. В третьей – шесть стихотворений о местных героях, рассказ, в котором в очередной раз пересказывается история Павлика Морозова и несколько очерков и рассказов о металлах, лесах и шахтах. В четвертой – несколько очерков, рассказов и одна повесть о путешествии некоторых ребят по основным месторождениям Урала. В пятой – несколько рассказов о горах, лесах и их обитателях. В шестой – рассказы и очерки о походах. В седьмой – рассказы о забавных приключениях юных авторов.

В данной книге были опубликованы произведения ребят из 20 городов, 9 сел, 3 поселков, одного становища и одного прииска. Все эти населенные пункты принадлежали к Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермского края) областей. Вследствие этого мы не можем здесь говорить о соотношении количества местных и общесоюзных авторов. В данной книге были опубликованы произведения 125 авторов. Из 68 опубликованных произведений 17 являются коллективными. Сборник организовывался и составлялся редколлегией Свердловского государственного издательства, об известных членах которой уже было рассказано ранее. Один рассказ принадлежал авторству датского писателя М. Андерсена-Нексе, личность которого уже тоже была описана выше в данной главе.

Тематика произведений, размещенных в данном сборнике, задавалась названиями разделов. Целью юных авторов было представить свой край в самом лучшем свете, как интересное, любопытное место, где можно с пользой провести время. Они рассказывали местные легенды об образовании Уральского хребта, а также о тех исторических личностях, жизнь которых, была как-либо связана с этим местом. Юные туристы во всех подробностях описывали то, что видели сами, прописывали планы походов, рассказывали отдельно историю почти каждого металла, каждого месторождения, каждого пройденного пункта маршрута.

Если выстраивать некую градацию по темам, то на первом месте были походы (включая описание лесов, гор и месторождений), на втором – Уральские полезные металлы, на третьем – жизнь животных, на четвертом – легенды и были. Эти произведения не могли быть заказными (хотя неудобные для педагогической пропаганды рассказы некоторых ребят могли быть просто исключены при отборе произведений). Школьники писали о том, что было актуально для них в связи с изначально поставленной ими целью (которая была изложена в процитированном выше их обращении к своим товарищам). Они не затрагивают военную тему как таковую, потому что, когда писался сборник, перед его юными авторами стояла другая задача, и книгу планировали выпустить еще до Великой Отечественной войны. В каком-то смысле она стала препятствием для более раннего выхода и обещанного продолжения этого альманаха. В конце сборника было помещено обращение к читателям. Если какая-либо идеологическая составляющая и могла мелькать ранее в произведениях, то в данном авторском письме она проявлялась в большей степени. На протяжении всей книги, ребята говорили больше о любви и восхищении своим краем, о том, чем он так полезен государству, как он преобразился и возрос.

Обратимся именно к указанному выше авторскому письму: «Спокойно и счастливо жили ребята, окруженные сталинской заботой. <…> В шахтах, на рудниках, копях люди добывали из земли полезные ископаемые, нужные для процветания техники и культуры страны Советов.

<…>

В несколько дней, по зову товарища Сталина, изменился наш Урал. Мирные заводы работают теперь для фронта — грозное оружие куется на Урале. Многие районы совершенно изменили свой облик, став кузницей смертоносного вооружения. В несколько недель наш Урал превратился в мощный военный арсенал Родины.

Мы, ребята Урала, включились в битву с проклятым коричневым фашистским зверем. Мы забросили свои сачки и байдарки, геологические молотки и рюкзаки до новых, счастливых, мирных дней. Некоторые из ребят сменили у станков отцов и братьев, ушедших на фронт. Иные пошли в колхозы работать на весеннем севе и уборке урожая. После войны кто-нибудь подсчитает, сколько тысяч тонн металлолома собрали ребята Урала и сдали в фонд обороны Родины. Когда-нибудь будет подсчитано, сколько тысяч снарядов и мин было сделано и выпущено по фашистам из металла, собранного нами.

Есть у нас и такие ребята, которые ушли на фронт и с оружием в руках борются с врагом Родины. Сейчас мы еще не все знаем о судьбе этих героических ребят.

О том, как и чем уральские ребята в Великой Отечественной войне помогали Родине громить врага, мы расскажем в следующей книге».

В этом послесловии перечисляются проблемы, которые становятся актуальными в дальнейшем для детских и подростковых литературных альманахов уже военного времени. Уход отцов, старших братьев и сестер, необходимость помощи стране на полях и заводе и покинутым матерям и старикам дома, оставленные и забытые веселые детские игры – все это стало новым пространством для творчества детских писателей.

В сборниках единичного издания основная тематика и проблематика оставались неизменными. Ведь даже если за период составления сборника актуальность каких-то вопросов могла понизиться, то она сохранялась для авторов именно в момент создания произведений. Для юных авторов «Урал – земля золотая», когда они только собирались писать книгу, актуальным было описание их простой, но интересной жизни, они: «Прилежно учились в школе, зимой бегали с гор на лыжах, а летом уходили в походы в горы и в леса, в долины и на рудники <…> собирали коллекции минералов, гербарии, разводили животных и птиц в школьных зоосадах, строили замысловатые машины, приемники и планеры».

Этот альманах становится неким способом реализации самостоятельной издательской работы Уральских пионеров и школьников. Они должны были показать, способны ли они играть роль не просто помощников, а в каких-то сферах даже заместителей взрослых. У ребят была цель, показать свой край во всей его красоте и пользе. А у взрослых (если говорить именно о цели педагогической пропаганды, а не редколлегии конкретного альманаха) проверить насколько ребята готовы играть роль самостоятельных сочинителей на пользу Союза, каково их мировоззрение и насколько крепки идеологические установки. В данном сборнике, темы произведений предлагаются не детям и подросткам, а детьми и подростками. Они складываются в образ реальности, который является актуальным именно для юных авторов, так они видели свою жизнь.

Таким образом, они показывали, какую социальную роль они сами готовы играть и как они относятся к окружающему миру. Противоположную этой установку они просто не могли давать своим читателям. В обращении к аудитории не содержится прямого призыва, в нем сообщается о том, что вынуждены делать ребята, для помощи Родине и взрослым, об этом говорится, как о непосредственной реальности, окружающей не конкретно Уральских ребят, а всех членов пионерии.

Если говорить кратко и в общем, ребята описывают, какой интересной, спокойной, счастливой жизнью они жили в своем чудесном и прекрасном крае и в какую тяжелую реальность они вынуждены были попасть благодаря «коричневой паучьей свастике».

 




2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Альманах «Урал – земля золотая» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альманах «Урал – земля золотая»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)