Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.



2018-07-06 1225 Обсуждений (0)
При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тест.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

Но уж его сиянье золотое

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время... На закат

Смотрел старик с беспомощною верой...

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

23.07.1905

И. Бунин

B8К какому роду литературы относится это произведение?

B9Все строки этого стихотворения содержат одинаковое количество стоп

– кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите эти

строки и укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

B10О дыме сигары в стихотворении сказано так: «полоски голубого

волокна». Как называется художественный прием, примененный здесь

Буниным?

B11Стихотворение построено на противопоставлении «молодого» солнца и

старика (заметим, они оба «смотрят» друг на друга). Выпишите союз,

который помогает оформить такое противопоставление.

B12В строчках «Часы в углу своею четкой мерой // Отмеривали время...»

повторяются определенные фонетически близкие звуки, имитирующие

ход часов. Как называется такой прием?

C3 В чем роль предметных деталей в этом стихотворении (сигара, часы,

окно – на выбор)?

C4 Можно ли назвать это стихотворение философским? Какие

Произведения русской литературы приходят вам на память при чтении

Этого стихотворения (в ответе кратко объясните возникшие

Ассоциации)?

Вопросы сформулированы намеренно свободно, чтобы дать ученикам

возможность выбрать свой путь в это стихотворение Бунина. Думается, будет

достаточным для высокой отметки, если ученики скажут (в той или иной форме) об основных мотивах стихотворения – мотивах одиночества, старости, уходящей жизни (отсюда и символический образ догорающей сигары, мерно идущих часов – здесь возможна перекличка с державинским «На смерть князя Мещерского»), размышлений о ней. Вечный круговорот природы (солнце названо «вечно молодым») и меняющийся человек на фоне этого круговорота вызывает в памяти пушкинские строки из стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Была пора», «Вновь я посетил», из «Евгения Онегина». Можно вспомнить и прозу, например, тургеневскую: размышления Николая Петровича Кирсанова после спора Базарова и Павла Петровича, или слова самого Тургенева о вечно катящейся вокруг нас широкой жизненной волне, или финал романа «Отцы и дети». Интересной точкой, куда соберутся смыслы этого стихотворения, может стать

образ окна. Окно – граница между двумя мирами: миром человека и миром

природы, миром времени и миром вечности, куда человек глядит с

«беспомощною верой». Здесь интересны переклички с поэзией Пастернака

(«Когда разгуляется», «Снег идет»).

Часть 3

C5.1Почему одним из самых неоднозначных персонажей комедии «Горе

от ума» критики называют Софью?

C5.2Как сопоставление Обломова и Штольца помогает читателю

понимать проблематику романа И.А. Гончарова «Обломов»?

C5.3Как раскрывается тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

 

 

Тест.

Все море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –

Как поплавок. Взлетает иногда,

И видно, как струею серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд,

А там, вдали – и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут.

1905

И. Бунин

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания B8 – B12; C3, C4.

При выполнении заданий B8 – B12 укажите ответ в отведённом

Для него поле.

B8К какому роду литературы относится это произведение?

B9Определите размер этого стихотворения, указав количество стоп.

B10Как называется изображение природы в литературном произведении?

B11Выпишите из первой строчки стихотворения эпитет.

B12Какой художественный прием, позволяющий сблизить, сопоставить

различные предметы и явления, употреблен в словах «Вон чайка села в бухточке скалистой, – Как поплавок»?

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3В этом стихотворении больше признаков, цветов и оттенков, чем

конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных

деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль?

C4Почему в этом стихотворении так много «драгоценного»? Какие

литературные произведения с подобным же свойством приходят вам

на память при чтении стихотворения Бунина (свои ассоциации

поясните)?

Учителю важно понимать, что здесь нет и не может быть «правильных» и

«неправильных» ответов. Интересно, какую интерпретацию стихотворения

дадут в своих мини-сочинениях ученики – стоит поощрить их наблюдательность и оригинальность.

В этом стихотворении действительно много «драгоценного». Посчитаем

слова, так или иначе связанные с этой сферой: жемчужное, золотой,

серебристой, изумруд, жемчуг, опалы, золотистым, яхонтам. Добавим сюда

другие «цветовые» и «световые» слова: зерцало, сирень, отлив, млечный,

радуга, сияла, струею, розовых, светит. Эта избыточность сверканий и струений грозила бы превратить картину в набор отвлеченностей, если бы не несколько четких и точных предметных деталей, среди которых особенно выделяются «поставленные» («подвешенные»?) в центр (фокус) всей композиции «лапки чайки», с которых сбегает вода. Они позволяют вдруг увидеть крупно и четко, как в бинокль, весь пейзаж – и ощутить, как прозрачен воздух, как далеко видно вокруг, как крупнозерниста сама основа бытия. Собственно, все стихотворение Бунина – гимн этому бытию, прекрасному и драгоценному в каждой своей подробности. Так видели мир (хотя бы иногда) многие поэты – от Державина («Алмазна сыплется гора // С высот четыремя скалами, // Жемчугу бездна и сребра») и Пушкина («Под голубыми небесами, // Великолепными коврами, // Блестя на солнце, снег лежит») до Пастернака («Стихает ветер, даль расчистив. // Разлито солнце по земле. // Просвечивает зелень листьев, // Как живопись в цветном стекле») и Кушнера («Смотри: речной валун как бы в сплошном дыму, // Белесом, голубом, слоеном, золотистом – // То тени мелких волн проходят по нему, // Как будто на него набросив бахрому, // Так чудно отразясь на сумрачном, зернистом»).

 

Часть 3

C5.1Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые

души»?

C5.2Согласны ли вы с таким определением Бориса – «образованный

Тихон»? (по драме А.Н. Островского «Гроза»?)

C5.3Как взаимодействуют мир природы и мир человека в поэзии

С.А. Есенина?



2018-07-06 1225 Обсуждений (0)
При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)