Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА (из пособия Гайбарян О.Е. «Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век»).



2018-07-06 2035 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА (из пособия Гайбарян О.Е. «Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век»). 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Рассказ «Господин из Сан-Франциско»(по определению Бунина - повесть) был написан в сентябре 1915 г.

В основе сюжета - описание путешествия удачливого и уже достаточно пожилого бизнесмена, неожиданно закончившегося почти в самом его начале смертью.

Американец 58 лет, имени которого никто не запомнил, вместе с женой и дочерью, которой по возрасту пора замуж, ехал в Старый Свет на два года, намереваясь насладиться отдыхом и удовольствиями, чтобы вознаградить себя за годы трудового существования, когда он сколачивал богатство, стремясь сравняться с теми, кого некогда взял за образец. Теперь он намеревался действительно жить. Маршрут предполагался обширный: сначала Неаполь, а потом и остальная Италия, за­тем Париж, Севилья, Британия, Афины, Константинополь, Палестина, Египет и на обратном пути - Япония.

Был конец ноября, погода над океаном стояла не лучшая, но пассажиров знаменитого парохода «Атлантида», похожего на громадный отель со всеми удобствами, это не особенно беспокоило. Жизнь их протекала изо дня в день весьма размеренно: с раннего утра - кофе, ванна, гимнастика для пробуждения аппетита, дневной туалет и первый завтрак; до одиннадцати часов — прогулка по палубе, подвижные игры для нового возбуждения аппетита и бутерброды с бульоном; потом - газета и ожидание второго завтрака; затем - отдых в креслах на палубе и чай с печеньями; и наконец - «главная цель всего этого существования, венец его...». Вечер занимала подготовка к обеду, сам обед, танцы, во время которых всех поражала своим изяществом пара влюбленных, не скрывавших своего чувства (лишь капитан знал, что они наняты за хорошие деньги то на одном, то на другом корабле играть в любовь). Мужчины сиживали в баре, «задрав ноги, до малиновой красноты лиц наку­ривались гаванскими сигарами и напивались ликерами».

А в подводной утробе парохода, похожей на преисподнюю, у раскаленных топок обливались потом голые по пояс кочегары, и вахтенные на вышке мерзли от штормовой стужи.

Дочь господина из Сан-Франциско была представлена наследному принцу одного азиатского государства и, хотя тот был совсем не красив и даже странен, испытывала непонятный восторг и неизъяснимое волнение, оказываясь рядом с ним. Отец же ее в основном поглядывал на знаменитую красавицу и думал о не совсем бескорыстной любви молоденьких неаполитанок.

Американец был довольно щедр в пути и потому был убежден в заботливости тех, кто обслуживал его на пароходе и будет обслуживать в отелях. Жизнь в Неаполе потекла по заведенному порядку: завтрак, отдых на балконе, выезд в автомобиле на осмотр мертвенно-пустых и скучных музеев или повсюду одинаковых церквей, второй завтрак на горе Сан-Мартино, чай в отеле, приготовления к обеду и венчающий день обед.

Дочка нервничала и капризничала, ссорилась с матерью, вспоминая уехавшего принца. Погода не задалась, город казался семейству грязным, итальянцы - нищими, итальянки - коротконогими, и потому решили отправиться на остров Капри, где, как все уверяли, «и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и трава зеленее, и вино натуральней». На пароходике, который валяло из стороны в сторону, совсем измучившись, прибыли на Капри. Господин из Сан-Франциско, чувствуя себя совсем старым, уже с тоской и злобой думал об «этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами», о той жалкой и нищей - подлинной! - Италии, которой он приехал наслаждаться...

В хозяине отеля господин из Сан-Франциско с удивлением узнал того, кто приснился ему сегодня ночью, но так как в душе его не осталось и капли мистических чувств, удивление сразу же и померкло. Но дочь с тревогой взглянула на него: сердце ее сжала тоска, чувство страшного одиночества.

Раздался гонг к обеду, и господин начал свой тщательный вечерний туалет. Дожидаясь, пока закончат одеваться жена и дочь, он спустился в читальню, и здесь, за чтением газет, его и настиг удар. Находившийся поблизости немец поднял в отеле суматоху, чем испортил обед постояльцам, да и послеобеденную тарантеллу в вестибюле пришлось отменить. Хозяин отеля, чувствуя себя без вины виноватым, оправдывался перед постояльцами.

Господина из Сан-Франциско положили в маленькой каморке, а когда он умер, не позволили перенести тело в снятые им роскошные апартаменты, чтобы путешественники не стали впоследствии этих комнат избегать. На рассвете в ящике из-под содовой воды господин из Сан-Франциско на извозчике был доставлен в порт и на пароходике отправился с Капри.

Тело мертвого старика из Сан-Франциско после многих унижений с неделю пространствовало из одного сарая в другой, глубоко в черном трюме того же корабля, который привез его в Старый Свет, отправилось домой, в могилу, на берега Нового Света. В светлых сияющих люстрами залах верхних палуб был, как обычно, людный бал и всех умиляла гибкая пара нанятых влюбленных. И никто не знал, как наскучило этой паре притворно мучиться под бесстыдно-грустную музыку, и никто не знал, что стоит глубоко под ними, на дне темного трюма.

«Господин из Сан-Франциско» - это выраженное в художественной форме философское размышление автора о том, что есть жизнь, а что - лишь ее подобие. Путешественники на корабле, занимающие верхние палубы, живут жизнью внешней, ложной: сначала гнались за преуспеванием и богатством, теперь гонятся за наслаждениями. Но они разучились думать и даже чувствовать: красота природы, дикая прелесть местных жителей вызывают у них только раздражение. У господина из Сан-Франциско нет удивления и перед посетившим его предсмертным мистическим сновидением, нет удивления даже перед таинством смерти - чувства атрофированы, остались толь­ко усталость и пресыщение. Эти люди лишены чувства жизни, понимания ее смысла, своего в ней предназначения - лишены тех начал, которые только и делают человека человеком.

Времяпрепровождение отдыхающих - непрерывная череда завтраков и обедов, перемежающихся прогулками и танцами,— для самих путешественников есть высшее достижение прогресса: они венчают своим присутствием чудо техники, огромный корабль со всеми удобствами, похожий на отель. Но их цивилизованное благополучие не есть жизнь, это лишь существование, которое не сотрясают страсти, жажда познания, муки творчества. Здесь, на верхних палубах, не осталось даже любви; «любовь» куплена, в нее играют наемные танцоры. Что-то человеческое: способность страдать, переживать, удивляться - появляется только в дочери господина из Сан-Франциско под влиянием пробудившихся в ней природно-таинственных сил еще неясной, смутной любви.

Богатые господа, описанные в рассказе, безлики, не названо имя главного персонажа, не нарисован его портрет - образ нарочито обобщен и обезличен. Эта безымянность и безликость - как бы проявление той нежизни, которую ведут многочисленные «господа из Сан-Франциско».

Книга «Темные аллеи»включает в себя 40 рассказов (первоначально - 38), написанных с 1937 г. по 1945 г. В.Н. Муромцева-Бунина писала, что эта книга появилась «отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое...». Бунинские письма и дневниковые записи этого периода полны размышлениями о «Темных аллеях».

Эта книга - о любви в самых различных ее оттенках, о не­исчерпаемости и индивидуальной неповторимости чувства, возникающего между мужчиной и женщиной. И любовь может быть самой разной, самой неожиданной: это и поэтическое возвышенное переживание (в рассказах «Руся», «Поздний час», «Холодная осень»), и противоречивое жестокое чувство («Муза»), и просто чувственное влечение («Кума», «Начало»), и необузданный животный инстинкт, яростная страсть («Барышня Клара», «Железная шерсть»). Часто книгу И. Бунина называют «энциклопедией любви».

В отличие от ранних, часто бесфабульных, лирических рассказов Бунина, новеллы «Темных аллей», как правило, имеют сюжет, иногда с весьма изощренным и драматически-неожиданным концом. Сюжеты правдивы и психологически убедительны, и потому автору не нужно в виде лирических отступлений, авторских размышлений проповедовать свой взгляд на любовь, жизнь, смерть - авторское отношение передано через изображение событий, через мысли и реплики героев. Расска­зы «Темных аллей» - это как бы картинки, лица и ситуации, «бесстрастное» списание с натуры. Но нет ничего ошибочней, чем считать, что Бунин просто вспомнил и описал реальные характеры и случаи из своей долгой жизни. Сюжеты всех рассказов от начала до конца придуманы. Толчком к пробужде­нию творческой фантазии художника служило какое-нибудь мелькнувшее воспоминание, пейзаж, настроение. И воспоминания эти - почти всегда из прежней российской жизни. Действие почти всех рассказов происходит в дореволюционной России, а если вне ее - то с русскими людьми, одинокими и неприкаянными и сохранившими Россию в своей душе. И все многочисленные женские типы «Темных аллей» - живые и очень русские.

Сюжеты очень разнообразны, иногда занимательны, но часто и просты. В рассказе «Темные аллеи» ненастной осенью старый военный приезжает на постоялый двор и сначала не узнает в хозяйке служившую в господском имении девушку, которую в молодости любил и которая его любила. Оказывается, что Надежда, тридцать лет продолжая его любить, так и не вышла замуж, а Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, вдруг понял, что и он потерял в ней самое дорогое, что имел в жизни. Но уезжая, он не мог представить Надежду в роли его «жены, хозяйки петербургского дома, матери его детей».

Рассказ «В Париже» - это история случайной встречи и короткой любви бывшего генерала белого движения, имевшего литературный заработок и некоторый достаток, и молодой женщины, работавшей то продавщицей в магазине, то официанткой в русской столовой. Оба они одиноки, неприкаянны, жизнь их пуста и бессмысленна, «...из года в год, изо дня в день, - как признался себе Николай Платонович, - втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущно­сти, только надеждой на эту встречу...». Через несколько дней знакомства Ольга Александровна переехала жить к нему, уже разочаровавшемуся было в женщинах из-за измены молоденькой жены. Зимой он уговорил ее взять на свое имя сейф в банке и поместил туда все сбережения, а на третий день Пасхи умер в вагоне метро, читая газету.

Рассказ «Холодная осень» - воспоминание безымянной женщины об одном сентябрьском вечере 1914 года, когда ее жених, уезжавший на фронт, приехал проститься. Скорбный семейный ужин, последняя прогулка под равнодушными звездами, слезы прощания. Через месяц его убили. С тех пор, прошло уже много лет: революция, голод, Добровольческая армия, замужество, потеря всех близких, Турция, Ницца, одиночество на чужбине. И оказывается, что в жизни был «только тот холодный осенний вечер... И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон».

В рассказе «Чистый понедельник» сюжет более сложный: молодые мужчина и женщина каждый вечер встречаются, ходят в рестораны, театры, на концерты, но совсем близкими еще не стали. Она была хороша собой, читала современных писателей-модернистов, проявляла слабость к богатой одежде. Но было что-то странное и загадочное и в ее какой-то то ли индийской, то ли персидской красоте, в ее совершенном равнодушии к потребляемым благам жизни, в их отношениях: она считала, что в жены не годится, что между ними не любовь, что счастье неуловимо... Походы в МХАТ, к цыганам, поездки на лихачах - так прошла вся зима и масленица.

В Прощеное воскресенье, последний день накануне великого поста, она побывала на старинном кладбище, рассказывала, что часто по утрам ходит в кремлевские соборы, оказалось, что хорошо знает и старинные русские летописи. На следую­щий день, в Чистый понедельник, первый день великого поста, веселилась на «капустнике» Художественного театра, и, наконец, они стали близки. А наутро она сказала, что уезжает в Тверь, обещала писать - и написала: просила ее не искать, приняла послушание, собиралась постричься в монахини.

Он долго пропадал по кабакам, спивался, а потом очнулся — равнодушно, безнадежно. Прошло два года с того Чистого понедельника. В четырнадцатом году, под Новый год, он случайно увидел ее в Марфо-Мариинской обители в веренице инокинь или сестер. Она будто почувствовала его присутствие в темноте. Он повернулся и тихо вышел.

В характерном для «Темных аллей» развитии сюжета уже угадывается бунинская «философия любви». Любовь, жизнь и смерть - темы постоянных философских раздумий и художественного изображения в прозе Бунина. Для него любовь - всегда тайна, одна из великих, непознаваемых и неподвластных разуму человека бездн жизни. И об этих прекрасных, но «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях любви он, прошедший по ним в юности, помнил и писал всегда. Но с годами восприятие любви, отношение к ней менялось.

В ранних рассказах Бунина любовь всегда трагична и часто сопряжена со смертью. В рассказах 1910-х годов сильная и му­чительная любовь раз и навсегда опаляет человека, сокрушая его жизнь или вовсе лишая жизни, заставляя покончить с собой («Грамматика любви», «Сын»). Трагизм этой любви - в неразделенности чувства, в женской легкомысленной бессердечности и роковой неспособности полюбить, в страшном противоречии между духовными и плотскими устремлениями («Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Митина любовь»).

Произведения зрелого Бунина восславляют блаженство и муки любви, когда в ощущениях человека преображается весь мир, когда все вокруг - неизъяснимый свет, непереносимая мука и несказанная радость. В 1920-е годы, начиная с повести «Митина любовь», Бунин пишет о любви как о высшем даре судьбы, - и чем прекраснее этот дар, тем он скоротечней. А трагедийность этой любви (начиная с рассказа «Солнечный удар») уже не в том, что она не разделена, одинока - нет, она взаимна, - но в том, что она слишком прекрасна, чтобы продлиться. Разлука, обрыв любви закономерны и неизбежны: продлись она, дойди до брака - и чудо уничтожится («Ида», «Дело корнета Елагина»). Это восприятие любви уже предвосхищает книгу «Темные аллеи».

В произведениях позднего Бунина любовь «вписана» в издавна мучившую его проблему жизни и смерти. Противопоставлением смерти, небытию Бунин считает озарения творчества, доброту и любовь: только они и остаются в памяти и потому бессмертны. Любовь, по убеждению Бунина, - это не­кий высший, напряженный момент бытия; подобно зарницам в ночи, она озаряет всю жизнь человека.

В «Темных аллеях» интерес позднего Бунина вызывает не только любовь необъяснимая, таинственно-странная, но все больше - любовь подлинная, земная, которая есть гармония противоположных начал, «земного» и «небесного», тела и души, слияние плотского и духовного, «силы телесного желания» и «блаженства, восторга, истомы всего существа». Такая любовь уже оправдывает человеческое существование: пусть на мгновение она освещает жизнь, зато навсегда - память человека. Такая любовь может быть, единственное возмещение неполноты и обманчивости жизни, в конце которой ведь всегда - смерть. Любовь - это жизнь, любовь не знает социальных границ, а потому и она - а не только лишь смерть - уравнивает людей.

Любовь, даже взаимная, полная, никогда не переходит в произведениях Бунина в супружество, создание семьи, рождение детей. Стремясь избежать такого поворота, писатель проявляет чрезвычайную, порой даже надуманную, изобретательность в сюжетах. Если по ходу действия герои рассказа стремятся соединить свои жизни, то в последний роковой момент непременно разражается внезапная катастрофа, вплоть до смерти героев, либо возникают неожиданные обстоятельства для того, чтобы «остановить мгновенье» на высшем взлете чувств. Погибает от выстрела ревнивого любовника единственная любимая женщина («Генрих»), внезапное появление сумасшедшей матери прерывает навсегда свидание влюбленных («Руся»), разражается мировая война («Холодная осень»). Если герои рассказа все же соединили свои судьбы, то о катастрофе Бунин сообщает как бы в эпилоге: умер в вагоне метро Николай Платонович («В Париже»), умерла в преждевременных родах Натали («Натали»).

Такое понимание любви - как высшего взлета чувств, не предназначенного долго продлиться и не могущего перейти во что-то равное себе - было твердым убеждением Бунина как человека и как художника.

Главную роль в «Темных аллеях» играют женщины. Если в ранних рассказах Бунина о любви центральное место отводилось мужскому персонажу, познавшему эту сладкую отраву, его мукам и переживаниям, а женские характеры были лишь наме­чены, то в позднем творчестве предметом поклонения писателя становятся красота и тайна, воплотившиеся в женщине. Магия непостижимого и неизъяснимого женского очарования пронизывает цикл «Темные аллеи». И в некоторых рассказах («Камарг», «Сто рупий») действия нет совсем, оно и не нужно - это женские портреты во всей их естественной, природ­ной красоте.

Женские облики и характеры в «Темных аллеях» очень разнообразны: начинающая увядать, но все еще красивая, гордая и верная любви Надежда («Темные аллеи»); простая душа, вся перелившаяся в любовь («Таня»); пленительная, рано созревшая и наделенная талантом любви девочка («Натали»); экстравагантная, по-современному смелая и жестокая в любви ветреница («Муза»); непонятная даже себе самой, безымянная красавица («Чистый понедельник»). Последний женский тип был особенно интересен Бунину и прошел по многим его про­изведениям. Еще в рассказе «Сны Чанга» устами героя Бунин сказал о таких женских душах, «которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят». Этот загадочный и даже роковой женский тип - наделенные природной женственностью, но не понимающие своих желаний и устремлений и оттого страдающие сами и заставляющие страдать других - особенно притягивает мужчин с обостренной чувствительностью и повышенным воображением, всецело подчиняя себе их ум, лишая воли, толкая на страшные поступки. По мнению Бунина, одна из загадок любви — ее влекущее, неотразимое и таинственное — заключено именно в таком женском характере.

В «Темных аллеях» писательское мастерство Бунина достигло своей вершины. По его словам, «это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». Особенно ценил он рассказ «Чистый понедельник», о котором как-то сделал запись: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность напи­сать «Чистый понедельник».

До Бунина так о любви не писали. Бунинское новаторство состоит в том, что современная откровенность в показе чувств героев сочетается с классической ясностью и совершенством языка.

«От «Темных аллей», — писал Г.В. Адамович, один из наи­более тонких ценителей бунинского творчества, - веет счастьем... и вместе с ним щемящей тоской о том, что жизнь уходит...»

Задания части С.
С1.
Какая основная идея рассказа И. А. Бунина?
С2.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема "духовного омертвения" и что сближает их с рассказом "Господин из Сан-Франциско"?

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» тема «духовного омертвения» раскрывается, прежде всего, в изображении поместного дворянства. Причем, рисуя образы помещиков, Гоголь показывает и ту социальную основу, которая сформировала их характеры, — в первую очередь, дворянский паразитизм. Этот паразитизм представлен в двух формах: бесцельного праздного существования и жадного стяжательства. Исходя из этих двух форм, писатель создает различные, не похожие друг на друга характеры, являющиеся многочисленными вариантами социального упадка и духовного омертвения. Так, и Манилов, и Ноздрев привыкли жить за счет крепостных. Но у обоих эта привычка проявляется по-разному. У Манилова она приобретает форму бесхарактерности, отвлеченной мечтательности. Ноздрев же, наоборот, демонстрирует внешнюю энергию, участие в различных драках, попойках. Однако способ жизни обоих одинаково бесцелен и бесполезен. Сходны и вместе с тем различны также характеры Коробочки и Собакевича, которые погружены в заботливое хозяйствование. Но их деятельность лишена всякого гуманного смысла, а потому так же эгоистична, как существование Ноздрева и Манилова. Смысл их жизни сводится лишь к накопительству и стяжательству, приводящим в итоге к духовному опустошению. Полного духовного упадка достигает в произведении Плюшкин, соединивший в себе черты обоих паразитических форм, которые в его образе усилились до полнейшей бессмыслицы и гротеска. Жадно стерегущий свои богатства, Плюшкин обращается в «какую-то прореху на человечестве». Таким образом, каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирует все более глубокую степень духовного падения. Автор стремится провести основную мысль: привязанность к собственности убивает в человеке главное — привязанность к людям, естественные человеческие стремления.
В рассказах А.П. Чехова видим интеллигентов, смирившихся с действительностью и под давлением мещанской среды ставших духовно мёртвыми: Беликов («Человек в футляре»), доктор Старцев и семья Туркиных («Ионыч»), герой рассказа «Крыжовник».

С5.
1.Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?

Знаменитый рассказ Бунина, несомненно, можно считать притчей. Обращаясь к извечной теме: «Что же есть счастье, и как его достичь?», писатель на примере своего несчастного господина показывает, как этого делать не нужно. Герой Бунина, посвятивший всю свою бездарную жизнь сколачиванию капитала, лишь в зрелом возрасте решает изведать вкус этой жизни, впрочем, как это делали типичные власть имущие старики, растратившие молодость и силы, наживая деньги. Развенчав призрачную власть купюр над миром, автор заводит речь об истинных ценностях, показывая вовсе безыскусную жизнь обыкновенных людей, «живых» людей, умеющих по-настоящему чувствовать, умеющих жить. Деньги воистину убивают душу человека. И незавидная судьба героя бунинского рассказа еще раз доказывает нам старую элементарную истину: не в деньгах счастье.


2.Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?

Бунин прибегает к контрастному сопоставлению представителей буржуазной верхушки и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и воплощают подлинно прекрасные, человеческие начала. Лукавый и живой коридорный Луиджи, старый лодочник Лоренцо, служащий моделью многим живописцам, абруццкие горцы-волынщики, которым улыбается вся радостная, прекрасная и солнечная Италия, противостоят аморальному и лживому миру сытых. Непрочность внешне благополучного и блестящего существования многочисленных «господ из Сан-Франциско», обреченность несправедливого строя обнажены и подчеркнуты в финале рассказа.
Бунин осуждает этот мир с отвлеченно нравственных позиций. Пессимистически звучит авторская мысль о непрочности и ничтожности всего земного перед лицом смерти. Но эти позиции сочетаются с яркой социально-обличительной тенденцией, с беспощадным осуждением всего строя, основанного на насилии и порабощении народов, с гневным предсказанием его конца.
Задачи, которые ставит перед собой писатель, сделали необходимым обновление его стиля, появление новых черт в его художественной манере.

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” включает основные авторские особенности: глубокий смысл, скрытую иронию, даже некоторую притчевость. Уже с первых страниц повествования Бунин не скрывает своего отношения к герою, потратившему свою жизнь на иллюзию создания благополучия и в 58 лет только собравшемуся жить: “Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни».

3.В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Иллюзорными оказываются все планы героя, так тщательно составленные и детально продуманные. Становится ясно, что вообще нельзя делить жизнь на трудовое "существование" и "наслаждение". Внезапная смерть разрушает все планы.


4.Как соотносятся вечное и сиюминутное в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?

Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу. Писатель, кажется, предупреждает своих читателей задуматься над жизнью, ее реальными ценностями и неумолимостью быстро текущего времени. Человеку не дано знать собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг. Не стоит смотреть на жизнь как на бесконечное удовольствие или, напротив, делать из нее ад, в надежде на будущее вознаграждение.


5."Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?


6.Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи и измученные матросы) обречены на гибель? (по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).

Близость катастрофы предрекается уже эпиграфом к первому изданию: Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но ощущение неизбежности страшных катаклизмов остаётся.

Корабль назван Атлантидой - и сразу введена тема обреченности и этого "материка". Разные слои его "населения": обитатели салонов, обслуга, кочегары "адской" топки - воспринимаются "моделью" социального устройства мира. Постоянное перемещение плавучего "рая" в пространстве и возвращение в исходную точку с мертвым телом Господина рождают мысль о мнимом движении по замкнутому кругу. И десятки других образов, штрихов обостряют впечатление подстерегающей всех гибели.

Жестко, резко по слову установлена причина такого исхода. Сияющая Атлантида, а рядом "океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира". В финале рассказа повторена, в усиленном качестве, эта сцена. "Опять среди бешеной вьюги" проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном" гремела бальная музыка. Мотивы крайне самоуверенного неведения пассажиров и готовящегося возмездия в "траурных" волнах, под "погребальную мессу" - укрепляются.

 

 



2018-07-06 2035 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА (из пособия Гайбарян О.Е. «Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век»). 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА (из пособия Гайбарян О.Е. «Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век»).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)