В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)
Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма». Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний. Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над романом вел дневник от лица своего героя — Базарова. Таким образом, писатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рассказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать — это все сказать»). Иначе говоря, писатель поставил перед собой цель не столько растолковать сущность психологических состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону. В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского. Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он думает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображение рисует ему другой образ — Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти переживания Аркадия — он их просто описывает. Так, например, читатели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Аркадий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза. Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные авторские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе говоря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадаться, что происходит внутри героя. Также весьма распространенный прием Тургенева при изображении душевного состояния героя — это умолчание. Показывается только действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал герой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал. В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозможно. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравнительно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение. Иначе говоря, автору удается за счет своего изобретения сказать многое кратко. Тест. Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, по- равнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть. – Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий. Николай Петрович притаился. – Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета. Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал. «Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплёлся домой. – Третьего дня, я смотрю, он читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать. – Что бы ему дать? – спросил Аркадий. – Да, я думаю, Бюхнерово “Stoff und Kraft” на первый случай. – Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – “Stoff und Kraft” написано популярным языком... – Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушёл вперёд, и понять мы друг друга не можем. – Да почему он ушёл вперёд? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это всё ему в голову синьор этот вбил, этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушёл. – Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умён и знающ. – И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. – Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я всё делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета. – Это почему? – А вот почему. Сегодня я сижу да читаю ...помнится, “Цыгане” мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребёнка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушёл, и унёс. – Вот как! Какую же он книгу тебе дал? – Вот эту. И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел её в руках. – Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоём воспитании. Что ж, ты пробовал читать? – Пробовал. – Ну и что же? – Либо я глуп, либо это всё – вздор. Должно быть, я глуп. – Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович. – Я по-немецки понимаю. Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…> – Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович. – Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведён выше?
В2. Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к одной семье. Укажите их фамилию.
В3. В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из ключевых слов произведения. Запишите это слово.
В4. В приведённом фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение-фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились». Запишите его.
В5. Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?
В6. В приведённом отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – «отцы». Как называется разговор двух действующих лиц между собой? В7. Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в приведённом отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже.
С1. Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича?
С2. В каких ещё произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ B1 роман B2 Кирсановы B3 нигилист B4 песенка спета B5 конфликт B6 диалог B7 Пушкин
С1. Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близкие друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведённом диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно он понимает, что такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убеждён в своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвётся в бой (см. его последнюю реплику).
С2. Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке.
Тест.
Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос. На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку. – Базаров, Кирсанов, – проговорил он отрывисто, в подражание Базарову. – Милости просим, – отвечала и, уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздёрнутый носик, прибавила: – Я вас знаю, – и пожала ему руку тоже. Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; всё у ней выходило, как дети говорят – нарочно, то есть не просто, не естественно. – Да, да, я знаю вас, Базаров, – повторила она. (За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, – с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии.) – Хотите сигару? – Сигарку сигаркой, – подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, – а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно; да велите нам воздвигнуть бутылочку шампанского. – Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась. (Когда она смеялась, её верхняя десна обнажалась над зубами.) – Не правда ли, Базаров, он сибарит? – Я люблю комфорт жизни, – произнёс с важностию Ситников. – Это не мешает мне быть либералом. – Нет, это мешает, мешает! – воскликнула Евдоксия и приказала, однако, своей прислужнице распорядиться и насчёт завтрака, и насчёт шампанского. – Как вы об этом думаете? – прибавила она, обращаясь к Базарову. – Я уверена, вы разделяете моё мнение. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведён выше?
В2. Вставьте вместо пропуска фамилию героини, в доме которой происходит действие отрывка.
В3. Выпишите из текста словосочетание, которым иронически обозначается героиня.
В4. Как называется изображение в произведениях литературы (и шире – искусства) внешности героя, его лица, мимики, жестов, одежды?
В5. Как называется изображение внутреннего пространства помещения, которое часто предпринимается с целью дополнительно охарактеризовать героя?
В6. Как называется изобразительная подробность, с помощью которой автор создаёт художественный образ (крошечный вздёрнутый носик; неразрезанные журналы и т.п.)?
В7. В описании героини чувствуется едкая авторская насмешка. Как называется такой вид комического изображения?
С1. Почему Базаров, несмотря на постоянно обращаемые к нему вопросы, не стремится участвовать в разговоре?
С2. Какие второстепенные герои других литературных произведений могут прийти на память при знакомстве с Ситниковым и его «подругой» и почему?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ B1 роман B2 Кукшина B3 эманципированная женщина B4 портрет B5 интерьер B6 деталь; художественная деталь B7 сарказм
С1. Базаров относится к Ситникову и Кукшиной с презрением – в этом причина его нежелания участвовать в разговоре. Они перенимают внешние признаки моды на нигилизм, стремятся разыгрывать из себя передовых людей, являясь на самом деле мелкими и заурядными. Для Базарова с его огромным самомнением и острым умом такие люди неинтересны. Он приходит к Кукшиной с целью, которую не скрывает, – позавтракать и выпить шампанского. Для Ситникова же и Кукшиной внимание Базарова лестно, они стараются завоевать его расположение (поэтому много говорят), он для них авторитет и учитель. Ситников и Кукшина, с одной стороны, оттеняют личность Базарова своей пустотой. С другой стороны, они – его двойники, свита, сопровождающая его идеи, ученики; они бросают сатирический отблеск и на самого Базарова, и на его учение.
С2. В классической литературе есть герои-двойники или герои, искажающие идею главного героя (Чацкий – Репетилов, Печорин – Грушницкий, Раскольников – Лужин – Свидригайлов и т.п.). Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни. Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин. Идея Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде. Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории. Двойниками Печорина (М. Лермонтов. «Герой нашего времени») можно назвать Грушницкого, Вернера, Вулича. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Оба героя постоянно играют в чувства, переживания, играют в саму жизнь. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Вернер больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире. Печорин такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом.
Тест. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
С1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте? С2. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя? Психологизм Тургенева заключается в том, что он показывает читателю мысли Базарова, описывает его сон, который передает скрытые чувства и переживания героя. Мы видим день как будто глазами Базарова, который подмечает, что «Фенечки словно на свете не бывало», «Павел Петрович подавлял всех».Евгений является «психологом», который анализирует свои и чужие поступки. Подобные способы изображения героев использовал А.С.Пушкин. Например, в романе в стихах «Евгений Онегин» писатель передает нам мысли и чувства Онегина в его письме. Это помогает читателю понять героя. М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» близок Тургеневу по способам изображения личности героя. Печорин анализирует себя и других людей, он «играет» с обществом. Для раскрытия внутреннего мира главного героя большая часть произведения написана в жанре дневника. Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Часть С C1. Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как нелепость (аргументируйте свою позицию)? C2. В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"? Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
C1. Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте? C2. Что лежит в основе характера Базарова и какие герои русской классики близки к "базаровскому" типу личности? Часть 1 На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4750)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |