Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.



2018-07-06 1339 Обсуждений (0)
Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Рассерженные молодые люди», или «Сердитые молодые люди» (англ. Angryyoungmen), — обозначение группы писателей критического направления в литературе Великобритании, сложившегося в 1950-е годы.

 

Наиболее известны следующие произведения «сердитых молодых людей»:

· Оглянись во гневе — пьеса Дж. Осборна

· «Вкус мёда» — пьеса Шилы Делани

· «Комедиант» — пьеса Дж. Осборна

· «Путь наверх» и продолжение «Жизнь наверху» — романы Джона Брэйна

 

В литературе послевоенных лет получили отклик настроения молодежи, проблемы образования, вопрос о возможности реализации творческих способностей личности, расовые проблемы. В 50-е годы выдвинулась плеяда писателей, получивших название "сердитые молодые люди". Они не составляли единой творческой группы. Творчество каждого развивалось самостоятельно, вне рамок определенной школы. Тем не менее в их произведениях есть общие черты, позволяющие говорить о литературном течении "сердитых". Идейно-художественное своеобразие этого течения определилось с выходом в свет романа Кингсли Эмиса"Счастливчик Джим", романа Джона Уэйна"Спеши вниз", пьесы "Оглянись во гневе" Джона Осборна и романа "Путь наверх" Джона Брейна.

Реализм "сердитых" хакартеризуется эмоциональной силой осуждения общества, но лишен положительной программы. Социальные истоки литературы "сердитых молодых людей"-в крахе обещаний лейбористов создать "общество всеобщего благоденствия". Однако послевоенная действительность оказалась иной. Надежды на существенные перемены не оправдались, они сменились разочарованием целого поколения молодежи, умонастроение которой и отразилось в произведениях "сердитых". Само название этого течения закрепилось после постановки на сцене лондонского театра "Ройял-Корт" пьесы Джона Осборна "Оглянись во гневе",имевшей шумный успех.

Герой пьесы Джимми Портер окончил университет, но ему приходится служить в кондитерской лавке. Недовольство своим положением он выражает в резкой и насмешливой критике всего, что его окружает. В своих пространных монологах он осуждает общественные порядки, лицемерие прессы, снобизм богатых. Гнев Джимми Портера переходит в раздражительность и ожесточенность. Свои страстные обличительные монологи Джимми Портер произносит, лежа на диване, просматривая газеты. Его бунт не связан с действием. Однако автор пьесы Джон Осборн в своем последующем творчестве, определившем пути развития английской реалистической драматургии 60-х годов, выступил убежденным сторонником театра, преобразующего общество.

Характерные черты прозы "сердитых" проявились в первом романеКингсли Эмиса "Счастливчик Джим".Здесь приключения главного героя-молодого преподавателя провинциального университета-представлены в плутовской фабуле и комических ситуациях. Начинающий преподаватель чувствует, что его работа никого не интересует, сам он никому не нужен. Университетские порядки вызывают у него недовольство, профессора кажутся монстрами (с чего бы это XDD), а учебное заведение он сравнивает с кладбищем (в нашем случае морг). Однако бунт Джима проявляется в нелепых формах. Так, в своей первой открытой лекции в присутствии студентов и преподавателей он пародирует лекторскую манеру самых известных профессоров университета, шокируя одних и заставляя покатываться со смеху других. Джим испытывает почти не скрываемое отвращение к своему "ученому" наставнику. Все смешные приключения и проделки Джима, столь несовместимые с его должностью, завершаются благополучно: ему предстоит женитьба на племяннице богатого человека, обещающего Джиму выгодное служебное место. Оказавшись в положении "счастливчика", Джим умеряет свой критический пыл. Критицизм и юмор Кингсли Эмиса утрачивается в его последующих романах. (Аннотация: Молодой преподаватель на испытательном сроке - в провинциальном университете.

Единственная "живая душа" в мире унылого снобизма и бессмысленных правил поведения.

Джиму Диксону тошно от этого, - но в штат попасть хочется!

Значит, надо быть - как все. Писать статьи на нелепые темы. Посещать скучнейшие коктейли. Потакать студентам, которым посчастливилось стать любимчиками кого-то из местных светил, - будь они хоть трижды бездарны.

Но однажды в жизнь Джима вторгается любовь, - и все его конформистские начинания в одночасье летят ко всем чертям...)

 

К важным проблемам обращается в своем творчестве Джон Уэйн.Он осуждает сбросивших атомную бомбу на Хиросиму, протестует против расовой дискриминации, пришет о трагедии отчуждения человека в современном обществе, о классовых противоречиях. Но самое известное произведение Уэйна- роман "Спеши вниз", связанный с литературой "сердитых молодых писателей". Это история жизненных злоключений выпускника университета Чарлза Ламли, представленная на фоне общественной жизни послевоенных лет. Ламли хочет сохранить свою независимость и не желает служить презираемому им буржуазному обществу. Он работает мойщиком окон, шофером ,санитаром, не желая при этом сближаться с "красными", каковыми считает рабочих. Ламли стремится занять нейтральную позицию. Однако в конце концов идет на службу в радиокомпанию, где ему хорошо платят за составление радиопередач сомнительного содержания. Ламли достигает благосостояния, но понимает, что попал в клетку, откуда ему уже трудно выбраться.

 

Манифест движения- пьеса Дж.Осборна "Оглянись во гневе"

Молодые английские драматурги, так называемые «рассерженные», Джон Осборн (John Osborne, 1929—1994), Роберт Болт (Robert Bolt, p. 1924), Арнолд Уэскер (Arnold Wesker, p. 1932), впервые громко заявившие о себе постановкой пьесы Осборна «Оглянись во гневе» (Look Back in Anger, пост. 1956), интересуются индивидуальным человеческим характером, а не универсальным символическим обобщением, интеллектуальной драмой. Неонатуралистические эксперименты Уэскера получили название «китчен- синк драмы» («драматургия кухонной раковины»). Быт, повседневность стали у «рассерженных» столь важными мотивами потому, что они решили противопоставить обанкротившимся идеалам старшего поколения «настоящую» жизнь. Кухня показалась им во всех отношениях подлинней салонов и гостиных. Вернувшись к опыту «новой драмы» (в особенности немецкой), молодые английские драматурги отыскивают крайние, по-своему экспрессивные, проявления быта: вместо разговорной речи в их пьесах слышатся профессиональный жаргон, областные диалекты, а действие нередко разворачивается в трущобах, тюрьмах, публичных домах.

 

«Рассерженные молодые люди», или «Сердитые молодые люди» (англ. Angry young men), — обозначение группы писателей критического направления в литературе Великобритании, сложившегося в 1950-е годы.

Этот термин впервые был использован в рецензии на пьесу Джона Осборна «Оглянись во гневе» (1956) и распространился на всю группу английских прозаиков и драматургов, поднимавших в своём творчестве схожие темы в этот же период.

Особенности творчества

Основной темой творчества «сердитых молодых людей» был протест героя — как правило, из рабочего или среднего класса — против окружающей его действительности 1950-х годов в Великобритании.

Так, главный герой «Оглянись во гневе» Джимми Портер видел мир таким:

"Всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени. Я с вами скоро вообще обалдею. Уверен, вы поставили своей целью свести меня с ума. Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Просто услышать теплый, проникновенный голос — «Господи! Я живой!» Есть мысль — немного поиграем? Давайте притворимся, что мы человеческие существа и действительно живем. Почему для смеха не повалять дурака? Притворимся, будто мы люди."

Часто авторы придавали протесту социальный, «левый» характер, демонстрируя, что он направлен против «буржуазных» общественных ценностей. Лидерами этого литературного направления признаны уже упомянутый Джон Осборн и Кингсли Эмис. Кроме них, к «рассерженным» причисляют Джона Брэйна, Джона Уэйна и других авторов, выступавших против неравенства, лжи и лицемерия общества.

Обычно герой произведений «рассерженных молодых людей» – молодой человек, получивший высшее образование, но не находящий себе места в обществе, недовольный работой, семьёй, выражающий свой протест экстравагантными выходками. В США сходное мироощущение имели «битники» («Разбитое поколение»)

http://dystopia.me/angry-young-men/ эстетическое удовольствие от статьи

https://studfiles.net/preview/5750185/page:48/ еще раз пробежать глазами

21. Проблематика и поэтика романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

В 1952 году Голдинг приступил к работе над романом, озаглавленным «Незнакомцы, явившиеся изнутри» (Strangers from Within); в январе следующего года принялся рассылать рукописи издателям, раз за разом получая отказы. В 1953 году роман в течение семи месяцев читался и отвергался издателями; рецензент Faber & Faber счёл произведение «абсурдным, неинтересным, пустым и скучным»[8]. В общей сложности двадцать один издатель вернул рукопись автору. А затем Чарльз Монтейт (англ. CharlesMonteith), в недавнем прошлом — юрист, принятый издательством на должность редактора за месяц до этого, почти в буквальном смысле слова вынул роман из мусорной корзины. Он и уговорил Faber & Faber купить произведение — за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов[8].

Аллегорический роман о группе школьников, оказавшихся на острове во время некой войны (разворачивающейся, скорее всего, в недалёком будущем), в жёстко отредактированном Монтейтом варианте и под новым заголовком «Повелитель мух» (англ. LordoftheFlies) вышел в сентябре 1954 года. Изначально задуманный как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна, он являл собою сложную аллегорию первородного греха в соединении с размышлениями о глубинной человеческой сути. Первые отклики на это произведение, приключенческое по сюжету, апокалиптическое по духу, были сдержанными и неоднозначными. После выхода в мягком переплёте книга стала в Великобритании бестселлером; по мере того, как росла репутация романа, менялось и отношение к нему литературной критики. В конечном итоге «Повелитель мух» по уровню интереса со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла[3]. В 1955 году Голдинг был избран в Королевское общество литературы. Популярность в США пришла к писателю после очередного переиздания «Повелителя мух» в 1959 году[7].

Голдинг всю свою жизнь считал самый свой знаменитый роман «скучным и сырым», а его язык — «школярским» (англ. O-levelstuff). К тому факту, что «Повелитель мух» считается современной классикой, он относился не слишком серьёзно, а заработанные на нём деньги рассматривал как нечто, равнозначное «выигрышу в Монополию». Писатель искренне не понимал, как мог этот роман оставить в тени его более сильные книги: «Наследники», «Шпиль» и «Воришку Мартина». В конце жизни Голдинг не смог заставить себя даже перечитать рукопись в её изначальном, неотредактированном варианте, опасаясь, что расстроится до такой степени, «что сможет сотворить с собой нечто ужасное». Между тем, в дневнике Голдинг раскрывал и более глубокие причины своего отвращения к «Повелителю мух»: «В сущности, я презираю себя, и мне важно, чтобы меня не открыли, не разоблачили, не распознали, не разворошили»

 

В 1954 выходит роман «Повелитель мух», принесший автору громкую славу. Был задуман как пародия на героические робинзонады. В этой книге группа английских подростков оказывается на необитаемом острове в результате авиакатастрофы. В начале романа они тоже пытаются «по-взрослому» организовать свою жизнь. Однако очень скоро этот уклад рушится. На острове разгорается борьба за власть – часть мальчиков под предводительством честолюбивого и неуравновешенного Джека откалывается от «хранителей огня» и образует племя охотников. И вот уже защитники разумного порядка Ральф и Хрюша не могут объяснить, зачем этот порядок нужен. Первоначально установленная демократия оказывается слишком хрупкой. Вскоре охота на диких свиней из борьбы за пропитание превращается в охоту ради охоты, а затем и в ритуальное убийство. Потерянных и беззащитных детей охватывает страх, воплощением которого служит ими же самими выдуманный «зверь». Стремящийся к власти Джек умело использует этот страх: обещая вдоволь кормить детей мясом и защищать от «зверя», он по одному переманивает их в стан дикарей. Противостоять хаосу продолжают Хрюша, Ральф и философ Саймон. Зримым выражением зла в романе становится облепленная мухами гниющая свиная голова, которую охотники приносят в жертву «зверю». Убийство Саймона – поворотный момент, после него ничего уже не сдерживает детей. Если Саймона убивают в экстазе ритуальной пляски, то Хрюшу уничтожают хладнокровно как врага. Следующей жертвой опьяненной страхом и вседозволенностью толпы должен стать Ральф. Но его спасает английский морской офицер – военные с моря увидели дым на острове. Критики по-разному интерпретируют такую концовку: одни считают, что она пародирует хэппи-энд Бэллантайна, другие объясняют ее беспомощностью автора, не сумевшего иначе завершить трагическую историю. В любом случае главным итогом является не физическое спасение героя, а его духовное прозрение:

«Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий… Голос поднялся под черным дымом, застилавшим гибнущий остров. Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача. И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа».

Критики определяют книги У.Г. как философские притчи. Почти в каждом его романе просматриваются как минимум два плана – непосредственно фабульный и аллегорический. «Повелитель мух» - попытка прокрутить назад историю человеческой цивилизации. «Повелитель мух» - «роман антивоспитания». Формальное воспитание не помогает героям остаться людьми, потому что не подкреплено воспитанием духовным. В романе противопоставлены «сверкающий мир злого буйства» и «мир недоумевающего рассудка». Последний олицетворяет классическое образование, общественное устройство с его социальными механизмами, шкалой ценностей и системой поведения. «Мир недоумевающего рассудка» терпит поражение, так как изначально слабее животной природы человека. Гибнет персонифицирующий этот мир Хрюша – ходячее воплощение прагматического и самоуверенного рационализма. Чудом спасен Ральф, отстаивающий, сам того не ведая, идею равенства и самоценности отдельной личности. Разлетается на кусочки символ буржуазной демократии – раковина «Морской рог», материальный для мальчиков атрибут справедливости. Но содержание притчи не исчерпывается социально-историческим иносказанием: «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов, - вот главный урок, что преподнесла война моему поколению». Имя этому злу – животное, звериное начало в человеке. При этом человек в отличие от зверя – существо моральное, он способен опознать и подавить в себе животное. В этом и состоит основной пафос романа-притчи.

 

[ «Повелитель мух» написан как «трагический урок», как роман-предупреждение. Писатель хотел предупредить об опасности тоталитаризма и фашизма; по его мнению, то, что произошло в Германии 30-х годов, может случиться и в Англии; и причины зла нужно искать внутри самой страны, в самих людях Англии. В романе есть элементы антиутопии. В нем рассказывается о том, что в связи с началом атомной войны детей отправляют на самолете подальше от места катастрофы. Но с самолетом произошла авария, и дети оказались на одном из океанских островов. Никто в мире не знает, где находятся дети.

Положительный герой мальчик Ральф думает о том, как увезти ребят с острова. Большой мир должен узнать о их местонахождении. Ральф разжигает огонь, чтобы проплывающий мимо корабль заметил его и смог бы забрать ребят с острова. Единственный путь к спасению - поддержание огня. Образ огня здесь - символ существования человека. Добрым мальчикам - Ральфу, Саймону и другим - противостоят злые; к ним относится Джек и его компания. Головорезы Джека поклоняются свиной голове, облепленной мухами. Это и есть повелитель мух - дьявол. Джек убивает приверженцев Ральфа, крадет у Ральфа огонь. Без огня надежда на спасение потеряна.

Ральф бесстрашно идет навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают белую раковину (символ добра и демократии) и выдвигают вперед оскалившийся череп свиньи на палке (символ зла и тоталитаризма). Ральф не покоряется повелителю мух, и Джек начинает преследовать его. Когда Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает ее. Горящий остров увидели с крейсера, и на берег высаживаются взрослые. Капитан спасает детей от взаимного истребления. Ральф снова оказывается во главе группы мальчиков, и Джек не смеет больше претендовать на власть. Здоровое начало и добро в конечном счете торжествуют над нездоровыми проявлениями человеческой природы. Но этот оптимистический финал трагедии омрачается общим пессимистическим выводом о природе человека. Все происходящее в «Повелителе мух» описано в форме детской игры. Школьный учитель Уильям Голдинг, хорошо знающий психологию детей, хотел нарисовать обычных мальчиков. Но в обыденном автор раскрывает большой смысл. «Детская игра» ассоциируется с историей человеческой цивилизации, которая представлена в ее ускоренном развитии. Одичание детей символизирует процесс отчуждения, но финальная сцена романа свидетельствует о том, что этот процесс одичания-отчуждения можно остановить.

Иронический смысл аллегорического образа цивилизации - «детской игры» подчеркнут с особой силой переменой фокуса в финальном эпизоде, когда при появлении взрослого человека столкновения между ребятами вдруг начинают восприниматься как злые и жестокие проделки неразумных детей. Автор хочет сказать, что цивилизация, допускающая такие неразумные действия, находится еще в незрелом состоянии, и потому необходимо напоминать людям о простых, но мудрых истинах - о добре и здравом смысле. ]

 



2018-07-06 1339 Обсуждений (0)
Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)