Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роман Умберто Эко «Имя розы» и проблемы постмодернистской эстетики.



2018-07-06 1804 Обсуждений (0)
Роман Умберто Эко «Имя розы» и проблемы постмодернистской эстетики. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Лабиринт - это более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку.

Греческая и римская мифологии считают, что лабиринт это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия» (Писатель Марсель Брион).

ЛАБИРИНТ— образ-метафора постмодернизма— один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса и Эко. У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) — или все, что поддается выражению — на всех языках". Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" — это Лабиринт, или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами — законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком").

Восприняв борхесовскую идею лабиринта как образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору — метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как лабиринт, непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко — своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко — это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского лабиринта в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский лабиринт Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем — это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца лабиринта. Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей — можно проникнуть в тайну самих лабиринтов: герои романа Эко разгадали загадку лабиринта "извне", а не "изнутри". Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу".

Согласно Эко, подлинная схема лабиринта мироздания — это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком лабиринте являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого лабиринта куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: "Пространство догадки — пространство ризомы" (Эко).

Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления лабиринта — есть неизбывная проблема цены этого.

 

В романе Эко «Имя розы» Лабиринт - это библиотека, состоящая из комнат, в которых находились книги. Комнаты были разной геометрической формы (семигранные, трапецевидные...) с большим количеством дверей. В одной из комнат находилось кривое зеркало, пугавшее всех, кто осмелился войти в лабиринт. В другой комнате курилась трава, вызывающая галлюцинации. И герои не пользовались никакими методами выхода из лабиринта. Но, по счастливой случайности, они его все же нашли.

 

Считается, что Эко удалось создать самый популярный и «эталонный» постмодернистский роман «Имя розы». Первый, наиболее доступный пласт смыслов, который может быть считан с текстовой поверхности романа, – это детективный. Но на самом деле события развиваются совсем не по канонам детективного жанра, и бывший инквизитор, францисканец Вильгельм Баскервильский оказывается очень странным Шерлоком Холмсом. Надежды, которые на него возлагает настоятель монастыря и читатели, самым решительным образом не сбываются. И вся «детективная» линия заслоняется другими сюжетами. Писатель открывает перед читателем две двери, на одной написано – «детектив», а на другой – «исторический роман». Как и в случае с детективом, где даны ясные параллели с «Собакой Баскервиллей», так и в случае с историческим романом указан первоисточник – «Обрученные» Мандзони. Наряду с вымышленными персонажами в романе действуют реальные исторические лица. Но и во втором случае возникает лишь иллюзия исторического романа. Здесь нет развернутой любовной интриги, все действия происходит в рамках одного и того же замкнутого пространства монастыря. А значительная часть романа – умозаключения и размышления. Это противоречит структуре исторического романа.

Перед нами модель лабиринта. Не случайно образ лабиринта и является центральным в романе. Для потсмодернизма будет характерно понятиеризомы, как прообраза символического лабиринта, без четко выраженного центрального направления. Постмодернистская ризома - это лабиринт без центра, периферии и выхода. Потенциально такая структура безгранична. Пространство догадки – это пространство ризомы.

Главным понятием этого романа будет текст, который также вырастает из языковых границ и становится всеобъемлющим. Положение теоретиков постмодернизма, что история и общество являются тем, что может быть прочитано как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который служит подтекстом любого вновь появляющегося текста. Поэтому так много в романе Эко различных реминисценций, взятых не только из классического детектива и исторического романа, но и из средневековой и античной философии, современной семиотики и пр. Через призму интертекста мир предстает как огромный текст, в котором уже все когда-то было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации.

В романе «Имя розы» очень много говорят о смехе. Скорее всего, это не столько смех, сколько ирония, которая в постмодернизме называется пастишем, воплощающим собой так называемый негативный пафос. Иронично и название вступления «Разумеется, рукопись».

Один и тот же текст может быть зашифрован многими кодами, и, соответственно, по-разному расшифрован. Первая попытка дешифровки событий была предпринята Вильгельмом при помощи кода, заимствованного из откровения апостола Иоанна Богослова. догадка оказалась ложной. Нои в этом случае слово навязало свои правила реальности: последнее убийство подстроено Хорхе в соответствии с евангельским текстом.

По мнению Лотмана, подлинным героем романа является именно Слово: «Люди создают слова, но слова управляют людьми. И наука, которая изучает место слова в культуре, отношение слова и человека, называется семиотика. Роман «Имя розы» - роман о слове и человеке – это семиотический роман».

Название

«Роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у ней почти нет» (Эко). Расхождение «розы» и её «имени» подтверждает постструктуралистскую теорию знака: объект, будучи означен, исчезает – от него остается только знак, «имя». Заглавие таким образом становится пустой формой, которую читатель может заполнить любым содержанием. Это идеальный постмодернистских читатель – «сообщник», готовый играть в игру, предложенную автором, читатель, который станет добычей текста.

Нарратив

В «Имени розы» использована композиционная структура романа в романе, которую Эко считает наиболее адекватной современному состоянию культуры. В романе несколько нарративных инстанций, несколько рассказчиков – аббат Валле, Мабийон, Адсон. В свою очередь Адсон одновременно и юный послушник, и восьмидесятилетний старец, вспоминающий о своей молодости. Свою сложную структуру романа Эко объясняет грузом литературных традиций. «Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое нельзя уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без ненависти».

Таким образом, автор текста малоинтересен «получателю текста». Ситуация «отправителя текста» описывается Эко как классический пример «смерти автора»: «Автору следовало бы умереть, закончив книгу, чтобы не становится на пути смысла».

Текст обрастает смыслами и становится интертекстом, отражающим всю библиотеку мировой литературы. Некоторые из дальних «контекстов» своего романа Эко комментирует с некоторым оттенком назидательности, хотя они явно ироничны: «Все меня спрашивают, почему мой Хорхе и по виду и по имени вылитый Борхес и почему Борхес у меня такой плохой. А я сам не знаю. Мне нужен был слепец для охраны библиотеки. Я считал это выигрышной романной ситуацией. Но библиотека плюс слепец, как ни крути, равняется Борхес»

 



2018-07-06 1804 Обсуждений (0)
Роман Умберто Эко «Имя розы» и проблемы постмодернистской эстетики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роман Умберто Эко «Имя розы» и проблемы постмодернистской эстетики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)