Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение логистического инструментария в системе управления товарными запасами (НА МАтериале «АВТОТОР» КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
Применение логистического инструментария в системе управления товарными запасами (НА МАтериале «АВТОТОР» КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

А.А. Никитина, В.Ю. Бардина гр. ТТП(б)-11

Научный руководитель: ст. препод. А.А. Новикова

 

В работе определяется оптимальный размер заказываемой партии металла холодной высадки для вспомогательного производства «Автотор» на примере трех поставщиков металла и определяется влияние его величины на размер затрат в системе управления запасами предприятия

Величина оптимального размера заказа является одной из основных формул логистики, используемых для контроля затрат в системе управления товарными запасами. Отметим, что к числу факторов, влияющих на оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, частоту завоза относятся следующие:

- объем спроса (оборота)- планируемый или прогнозируемый;

- затраты на доставку товаров (транспортно –заготовительные);

- затраты по хранение запаса.

Традиционно, минимум совокупных расходов по доставке и хранению служат критерием оптимальности системы управления запасами.

В логистике задача определения оптимального размера заказа, может быть решена аналитическим способом, с использованием формулы Уилсона, которая дает возможность вычислить оптимальный размер заказа (1) [1, 2]:

 

 

Sопт = , (1)

 

где Sопт – экономичный размер заказываемой партии в единицах (в натуральном выражении);

О – требуемый объем закупаемых товаров (запаса) в год в единицах;

Ст – затраты, которые связаны с размещением, приемкой и доставкой партии заказанного товара;

Сх – затраты, которые связаны с хранением каждой единицы запаса в год.

 

Учитывая, что инструментарий логистики обладает значительным потенциалом для сокращения затрат, используем представленную формулу для расчёта величины заказа для конкретного предприятия и оценим эффект от ее применения.

Информационной основой данного исследования служат данные одного из вспомогательных производств предприятия «Автотор» (Калининградская область), занимающегося изготовлением широкой номенклатуры комплектующих, в дальнейшем используемых на основном региональном автосборочном конвейере.

Отметим, что предприятие «Автотор» ориентировано на курс Правительства Российской Федерации, предполагающий усложнение технологии производства автомобилей иностранных марок на территории России [3]. В связи с этим предприятие поэтапно реализует планомерную работу, направленную на экономически обоснованную локализацию производства на собственных мощностях в Калининградской области.

Традиционный дефицит оборотных средств и значительная доля кредитных ресурсов в пассиве баланса требуют от предприятия реализации мер, направленных на сокращение товарных запасов. При этом главным условием должно стать то, что в результате предложенных мероприятий производственный процесс не пострадает, потребители будут вовремя получать заказываемую ими продукцию. В связи с этим использование логистических инструментов является актуальным

Рассматриваемое вспомогательное производство предприятия «Автотор» специализируется на производстве металлических комплектующих, поэтому основная доля запасов приходится именно на металл для дальнейшей обработки (точение, прессовку).

По собственным данным предприятия на 01.01.2016 г. величина запасов составляет 33 680 тыс. руб. или 66 % всех производственных запасов. А, учитывая тот факт, что на отчетную дату фактические запасы превышают норматив на 45,7 %, то необходимо уделить особое внимание оптимизации размера именно данного вида запасов.

В производственном процессе запасы незавершенного производства (полуфабрикатов) необходимы для обеспечения независимости различных производственных операций. Поддержание большого уровня запасов позволяет реже их восполнять, тратить меньше времени менеджеров на формирование заказа, его оформление, контроль доставки новой партии товара.

Основная идея предлагаемой модели оптимального управления запасами состоит в том, чтобы разделить издержки на условно переменные и условно постоянные. Эти две группы издержек по-разному зависят от размера заказа и уровня запасов товара на складе.

Условно переменные издержки строго пропорциональны стоимости запасов. По данным предприятия «Автотор» данные издержки составляют 27 % от стоимости хранимого на складе металла для вспомогательного производства.

Условно постоянные издержки при открытии очередного заказа на поставку металла для холодной высадки с металлургических комбинатов составляет 58 тыс. руб.

На предприятии предполагается рост объема заказов на 20 %, таким образом, потребность в металле для холодной высадки увеличится аналогично на 20 %. В 2015 году предприятием было израсходовано на производство около 5136,3 тонн. Таким образом, в планируемом году потребность составит: тонн.

Предприятие «Автотор» проводит политику формирования базы альтернативных поставщиков, в том числе и поставщиков металла для нужд вспомогательного производства. Так в настоящее время предприятие рассматривает предложения от трех металлургических комбинатов России, чья продукция полностью устраивает предприятие по своим техническим характеристикам. В качестве альтернативных вариантов представлены: ОАО «Северсталь», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК») и ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ОАО «ЧМК»). Все представленные предприятия имеют консигнационный склад в северо-западном регионе, таким образом, влияния на конечные цены разница в затратах на транспортировку не оказывает.

В настоящее время предприятие «Автотор» рассматривает следующие ценовые предложения от поставщиков металла (таблица 1).

 

Таблица 1 - Ценовые предложения поставщиков металла

ОАО «Северсталь» ОАО «ММК» ОАО «ЧМК»
Количество, тонн Цена, руб./тонна Количество, тонн Цена, руб./тонна Количество, тонн Цена, руб./тонна
До 60 До 90 До 60
61-150 91-180 61-180
151-600 181-600 181-480

 

Спрос со стороны вспомогательного производства ЗАО «Автотор» на металл известен и постоянен. В связи с этим можно использовать модель экономичного размера заказа EOQ, рассчитываемый по формуле [1, 2]::

 

(2)

 

где D – годовая потребность в металле для холодной высадки, тонн;

S – издержки заказа, тыс. руб.

Н – затраты на хранение в год, тыс. руб.

 

Затраты на хранение определим по формуле:

 

(3)

 

где С – цена металла, тыс. руб./тонна

h – затраты хранения в год, проценты от стоимости.

 

Используя возможности MS Office Excel, построим математическую модель для расчета размера экономичного размера заказа и расчета издержек с ним связанных (Таблица 2).

 

Таблица 2 - Модель оптимизации запасов металла

h S D              
27% 6163,5              
                   
  ОАО "Северсталь" ОАО "ММК" ОАО "ЧМК"
Порог скидки, макс.
Порог скидки, мин.
Цена, тыс. руб./тонна 29,3 27,835 26,37 28,9 28,033 26,588 29,7 28,215 26,73
EOQ 300,6 308,4 316,9 302,7 307,3 315,6 298,6 306,4 314,7
Реальный Q 316,9 315,6 314,7
ТН 237,3 563,7 1128,1 351,1 681,2 1132,8 240,6 685,6 1135,8
TS 5958,1 2383,2 1128,1 3972,0 1986,0 1132,8 5958,1 1986,0 1135,8
Т 6195,4 2946,9 2256,2 4323,2 2667,2 2265,5 6198,6 2671,6 2271,6
Т+ТС 186785,9 174507,9 164787,7 182448,3 175448,6 166140,7 189254,6 176574,8 167021,9

 

Рассчитаем экономичный размер заказа для девяти цен и диапазонов (3 поставщика и 3 диапазона действия цен у каждого) (таблица 3).

 

Таблица 3 - Расчет экономичного размера заказа

  ОАО "Северсталь" ОАО "ММК" ОАО "ЧМК"
Порог скидки, макс.
Порог скидки, мин.
Цена, тыс. руб./тонна 29,3 27,835 26,37 28,9 28,033 26,588 29,7 28,215 26,73
EOQ 300,6 308,4 316,9 302,7 307,3 315,6 298,6 306,4 314,7

 

Сравнивая полученные значения EOQ, можно заметить ряд несоответствий. К примеру, оптимальный размер заказа у ОАО «Северсталь» по цене 29300 руб./тонна является 300,6 тонн. Однако при такой цене максимальным является размер заказа в 60 тонн. Таким образом, необходимо ввести такой показатель как «реальный Q» - реальный размер заказа.

Издержки определяются по следующим формулам:

Годовые издержки хранения:

 

(4)

 

Годовые издержки заказа:

 

(5)

 

Полные годовые издержки:

 

(6)

 

В итоге получим следующие значения (таблица 4).

Данные показывают, что из девяти значений издержек наименьшее значение имеет вариант покупки металла для холодной высадки у ОАО «Северсталь» объемом 316,9 тонн по цене 26370 руб./тонна.

 

Таблица 4 - Итоговые результаты математической модели расчета экономичного заказа

  ОАО "Северсталь" ОАО "ММК" ОАО "ЧМК"
Порог скидки, макс.
Порог скидки, мин.
Цена, тыс. руб./тонна 29,3 27,835 26,37 28,9 28,033 26,588 29,7 28,215 26,73
EOQ 300,6 308,4 316,9 302,7 307,3 315,6 298,6 306,4 314,7
Реальный Q 316,9 315,6 314,7
ТН 237,3 563,7 1128,1 351,1 681,2 1132,8 240,6 685,6 1135,8
TS 5958,1 2383,2 1128,1 3972,0 1986,0 1132,8 5958,1 1986,0 1135,8
Т 6195,4 2946,9 2256,2 4323,2 2667,2 2265,5 6198,6 2671,6 2271,6
Т+ТС 186785,9 174507,9 164787,7 182448,3 175448,6 166140,7 189254,6 176574,8 167021,9

 

Определив экономичный размер заказа металла, выполним расчет запасов данного металла на складах ЗАО «Автотор».

Количество заказов за год составит:

 

(7)

 

 

Таким образом, период между поставками составит:

 

дней

 

Рассчитанный на предприятии норматив запаса металла для холодной высадки для уровня объема производства 2015 года составлял 23123 тыс. руб., метод расчета оптимального размера заказа даже в условиях 20 % роста объемов производства в 2016 году позволил снизить уровень запасов до 15 150 тыс. руб. За год экономия составит 276 487,5 руб.

Как показало исследование, использование аналитического аппарата логистики позволяет получить значительную экономию, что удалось проиллюстрировать на примере крупнейшего предприятия региона и, что особенно важно и актуально в современных экономических условиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Оптимальный период между поставками [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Управление запасами». М., 2016г. URL: http://upravlenie-zapasami.ru/statii/optimalniy-period-mejdu-postavkami/ (Дата обращения: 07.04.2016г.).

2. Стерлигова А.Н. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона. // Логистик &система. - №2. - С. 64-69. - №3. - С. 62-71. - 2005.

3. Технология производства: [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Автотор». М., 2002-2012г. URL: http://www.avtotor.ru/index.php?option=com_content&view= 496 (Дата обращения: 04.04.2016г.).

 



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
Применение логистического инструментария в системе управления товарными запасами (НА МАтериале «АВТОТОР» КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение логистического инструментария в системе управления товарными запасами (НА МАтериале «АВТОТОР» КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)