Тема 1. Введение в теорию и методику развития речи детей дошкольного возраста.
УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Полоцкий государственный университет» _______________ Д.Н. Лазовский
_____________________ 2012 г.
Регистрационный № УД-______/р. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста Учебная программа для специальности: 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)
Факультет спортивно-педагогический
Кафедра технологии и методики преподавания
Курсы 2/3 Семестры 3/4 /5/6 Лекции (часы) - 118 (54 / 48/16 /0) Экзамен (семестр) - 5
Практические (семинарские) Зачет (семестр) - 3 занятия (часы) - 42 (18 /16/8 /0) Лабораторные занятия (часы) -14 (0/8/6/0) Курсовая работа по выбору студента (семестр) - 6 Всего аудиторных часов по дисциплине – 174 (72 /72 /30 /0)
Всего часов Форма получения по дисциплине – 360 (122 /122 /86 /30) высшего образования дневная
Составила: преподаватель Русак Татьяна Николаевна
2012 г. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» (регистрационный № ТД-А.098/тип.) для специальности 1-01 01 02 «Дошкольное образование. Дополнительная специальность», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 11.11.2008г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры технологии и методики преподавания
протокол № от2012 г.
Заведующий кафедрой ______________ С.Э. Завистовский
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией спортивно-педагогического факультета
протокол № от2012 г.
Председатель _______________ Н.И. Апрасюхина
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования «Полоцкий государственный университет»
протокол № от2012 г.
Председатель ________________ В.В. Булах Пояснительная записка Цель преподавания дисциплины: -формированиепрофессиональной компетентности будущего педагога – преподавателя в области современных теорий и методики развития речи детей дошкольного возраста; - формирование подготовленности студентов к организационно-руководительской, научно-методической деятельности в области речевого развития детей дошкольного возраста Задачи изучения дисциплины: - Формировать научные знания о процессе развития речи и речевого общения детей; содействовать осмыслению роли родного языка как одного из фундаментальных и универсальных аспектов культуры, образования всех структур сознания; - Формировать глубокое представление роли речи в психическом развитии ребенка, своеобразия речевого онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанного с развитием мышления и сознания, которые охватывают все стороны и связи слова (А.М. Леонтьев); - Содействовать осмыслению того, что научно обоснованная методика обучению языку и речи должна опираться на понимание сущности и отличительных черт явлений языка и речи, механизмы и особенности речевого онтогенеза; учитывать специфику содержания и методов дошкольной дидактики; - Формировать целостные педагогические знания о сущности современных концепций и технологий развития речи и обучения родному языку, в том числе в ситуации близкородственного русско-белорусского билингвизма, детей дошкольного возраста; - Формировать умение диагностировать, проектировать и конструировать процесс развития речи детей дошкольного возраста; - Содействовать овладению студентами эффективными методами и приемами развития речи детей; - Развивать методическое мышление, умение применять теоретические знания в разных педагогических ситуациях. Изучение дисциплины должно способствовать приобретению студентами следующих компетенций: а) академических: § владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; § владеть исследовательскими навыками; § уметь работать самостоятельно; § иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; § иметь лингвистические навыки; § уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. б) социально-личностных: § обладать качествами гражданственности; § быть способным к социальному взаимодействию; § обладать способностью к межличностным коммуникациям; § владеть навыками ведения здорового образа жизни; § быть способным к критике и самокритике; § уметь работать в команде. в) профессиональных: в учебно-воспитательной деятельности: - владеть системой знаний о сфере образования и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методах; - знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов; - использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приёмы руководства деятельностью детей, применять современные ТСО; - внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, подходы, методы и приёмы работы; - уметь проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию; - планировать, организовывать и вести воспитательную работу; - использовать различные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приёмы руководства деятельностью детей; - вести лекционную и пропагандистскую работу; - владеть эффективными способами коммуникаций с воспитанниками, родителями, представителями общественных организаций; в учебно-методической деятельности: - осваивать наиболее рациональные методы обучения детей и учащейся молодёжи; - повышать уровень общедидактической и методической подготовленности к организации и ведению учебно-воспитательной работы; - владеть умением проектирования, реализации, оценки и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации и использования содержания обучения и воспитания; - на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности; - приобретать новые знания, используя современные информационные технологии; - самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести документацию, организовывать работу и делопроизводство; - анализировать, обобщать и передавать передовой педагогический опыт. в коррекционно-развивающей деятельности: - обеспечивать комплексное решение ведущих коррекционно-развивающих задач в различных видах деятельности лиц с нарушениями речи; - проектировать и реализовывать программы коррекционно развивающей работы на основе прогнозирования индивидуального темпа развития ребёнка с нарушениями речи; - быть способным к выработке у лиц с нарушениями речи комплекса позитивных и социальных мотивов, формирующих сознательное отношение к логопедическим занятиям, интерес к речевым заданиям и вырабатывающих практические речевые умения; - владеть поддерживающей коммуникацией. в инновационной деятельности: - принимать участие в научных исследованиях, связанных с развитием и совершенствованием психологической, педагогической наук, смежных наук; - внедрять в педагогическую и методическую практику новые прогрессивные подходы, методы, приёмы работы; - на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения обработки информации в сфере профессиональной деятельности; - изучать и внедрять новые педагогические технологии в воспитательно-образовательный процесс; - уметь диагностировать объективные потребности нововведений; достижения теории и практики в обновляемой сфере; - уметь моделировать конечные результаты нововведений; - знать «сервисные» атрибуты оформления инновационных педагогических модулей; - формировать инновационное мышление, психологическую установку на восприятие нового, использования его в профессиональной деятельности; - использовать нетрадиционные, новые формы и методы педагогического образования. Основные формы и методы обучения и воспитания: 1) проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы; 2) «мозговой штурм», дидактические, подвижные и др. игры, дискуссия; 3) структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий (анализ аудио-, видеоситуаций и др.); 4) формы индивидуальной, парной и коллективной работы;
Требования к организации самостоятельной работы: 1. систематический и целенаправленный характер; 2. организация самостоятельной работы во время учебных занятий и во внеаудиторное время; 3. сочетание управляемой и контролируемой самостоятельной работы; 4. последовательное развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы, переход от репродуктивной к вариативной творческой и исследовательской работе; 5. использование различных источников для организации самостоятельной работы студентов: научная и научно-методическая работа, периодика, интернетресурсы ; - В результате изучения дисциплины: студент должен знать: - закономерности развития речи и речевого общения детей; - цель, задачи и содержание развития устной речи детей; - построение педагогического процесса обучения родному языку; - конкретные способы речевого развития детей; - методику диагностики речевого развития дошкольников. студент должен уметь: - обследовать речь, составлять характеристики речевого развития; - моделировать, организовывать и управлять процессом дидактического речевого общения; - составлять план-конспект мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт, анализировать его эффективность.
СЕМЕСТР СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Введение в теорию и методику развития речи детей дошкольного возраста. Место курса «Теория и методика развития речи дошкольников» в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию. Основные цели, задачи и понятия курса, особенности содержания учебной дисциплины. Методы научного исследования в методике развития речи детей дошкольного возраста. Требования к подготовке педагогов к работе по развитию речи детей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |