Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. Детская речь.

Детская речь как научная дисциплина – онтолингвистика. Практическое значение изучение детской речи для методики развития речи детей дошкольного возраста, логопедии.

Основные методы изучения детской речи. Натуральные методы – дневниковые записи, магнитофонные и видеозаписи поведения детей. Разновидности психолингвистических экспериментов, направленных на изучение речи детей.

История возникновения и развития отечественной и зарубежной онтолингвистики.

Основные концепции усвоения речи. Теория имитации, ее достоинства и недостатки. Н. Хомский и его теория врожденных знаний.

Соотношения творческого и имитационного начал в овладении языком.

Концепция Л.С. Выготского – А.Р. Лурия, ее основные положения. А.М. Гвоздев и его роль в изучении детской речи.

Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу речевых фактов детской речи.

Теории усвоения родного языка в отечественной психолингвистике.

Социализация ребенка как необходимое условие возникновения и развития речи.

Когнитивные предпосылки усвоения речевых явлений.

Современное положение лингвистики детской речи в Беларуси, ближнем и далеком зарубежье. Деятельность С.Н. Цейтлин по изучению детской речи.

Речевая (языковая) способность человека и ее основные компоненты (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, «дискурсивный»). Два аспекта речевой способности (к восприятию и созданию речевых единиц). Очередность развития компонентов речевой способности. Речевое окружение и его роль в развитии речевой способности.

Особенности речи матери, обращенной к ребенку. Диалоговое взаимодействие матери и ребенка. Общая периодизация речевого развития ребенка, ее соотношение с компонентами речевой способности.

Дословесный (доречевой) этап коммуникативной деятельности ребенка. Предречевые вокализации ребенка (гуление, лепет). Восприятие ребенком речи взрослого в доречевой период. Жесты, мимика, вокализации и их функции на начальных стадиях коммуникации.

Переход от лепета к словесной речи. Однословные высказывания и основные коммуникативные функции. Особенности начального детского лексикона. Соотношения активного и пассивного словаря в детской речи.

Звукоподражательные слова и их место в начальном лексиконе. «Детская омонимия» как наступление несовершенства артикуляционных навыков.

Первые двухсловные высказывания, их особенности. Основные характеристики «доморфологического» этапа речевого развития.

Усвоение ребенком звукового строя речи. Переход от лепетных непроизвольных звуков к фонемам. Фонетические характеристики первых слов. Явление фонематической речи как качественно нового этапа коммуникативной деятельности. Развитие фонематического слуха ребенка.

Последовательность усвоения гласных и согласных фонем. Типовые ошибки в произношении слов (пропуск начальных и конечных фонем, замены и др.).

Усвоение слоговой структуры многосложных слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов как распространенное явление в речи ребенка.

Усвоение интонационных структур.

Переход от доморфологического этапа к морфологическому. Закономерности усвоения плана содержания и плана выражения морфологических категорий.

Усвоение морфологических категорий существительного (категории числа, падежа, рода). Типовые формообразующие инновации, что сопровождают этот процесс.

Особенности усвоения детьми прилагательных, употребление местоимений, овладение числительными.

Первые глагольные формы, их функции в период однословных начальных двухсловных высказываний. Овладение категорией времени. Усвоение категории вида. Ошибки в образовании глагольных форм.

Особенности синтаксической структуры однословных (голофраз) и первых двухсловных высказываний.

Развитие структуры предложения в детской речи. Особенности начальных трех- и четырехсловных предложений. Овладение сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Порядок слов в детских высказываниях и факторы, которые его определяют.

Усвоение техники ведения диалога. Развитие коммуникативных способностей ребенка как расширение спектра речевых актов и усовершенствования способов их речевого выражения.

Овладение способами организации текста. Анализ детских текстов с точки зрения их целостности и связанности. Особенности детских пересказов и рассказов по картинкам.

Усвоение ребенком лексических единиц (слов и фразеологизмов).случаи расширения и сужения значения лексических единиц. Типовые словесные замены в речи ребенка и их причины. Особенности объяснения слов детьми. Основные способы семантизации слов: опора на морфемную структуру слова, опора на звучание. Нарушение нормативной сочетаемости лексических единиц в речи детей. Особенности усвоения многозначных слов.

Особенности восприятия и употребления детьми фразеологизмов. «Буквальное» понимание фразеологизма как типовая ошибка детской речи. Случаи модификации фразеологизмов в детской речи.

Словообразовательные инновации в детской речи, лингвистический механизм их возникновения. Причины широкого распространения словотворчества в речи детей.

Разновидности словообразования (суффиксация, префиксация и др. способы). Образование слов при одновременном употреблении нескольких словообразовательных моделей.

«Детская этимология» как особенная разновидность модификации слов, связанная со стремлением вернуть или сменить мотивацию.

Интерес ребенка к речевым явлениям как один из факторов, который содействует развитию речи. Металингвистические высказывания ребенка и их анализ. Способность ребенка к оценке нормативных речевых фактов в области фонетики, лексики, грамматики. Развитие металингвистических способностей ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика билингвизма. Проблемы раннего двуязычия. Особенности русско-белорусского двуязычия у дошкольников.



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)