Тема 10.методика развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной разговорной речи детей – главная задача детского сада. Понятие связной речи. Основные формы связной речи: диалогическая и монологическая речь. Развитие функций и форм связной речи на протяжении дошкольного детства. Понятие ситуативной и контекстной речи. Условия перехода от ситуативной речи к контекстной. Особенности контекстной речи дошкольников. Задачи развития связной речи. Содержание работы по развитию связной речи в разных возрастных группах: формирование навыков и умений слушания и понимания речи, обращенной к ребенку; формирование способов выражения мысли; формирование навыков речевого общения. Общение как важнейшее условие развития речи на ранних этапах детства. Роль эмоционального и инициативного общения в своевременном появлении подготовительного этапа речи. Объектно направленное общение и его роль в развитии понимания речи. Усвоение ребенком в процессе общения значения отдельных выражений и слов и использование их в конкретных ситуациях, в совместной деятельности со взрослыми. Методика развития понимания речи и обучения произношению первых осмысленных слов-предложений в конце первого – начала второго года жизни ребенка. Четыре направления в руководстве речевым общением детей в повседневной жизни (согласно В.И. Логиновой). Беседа с детьми — основной путь формирования диалогической речи детей в разных видах деятельности. Специфика бесед с детьми второго года жизни: содержание бесед на основе наглядной ситуации и совместной деятельности; индивидуальное общение и индивидуальное обращение к ребенку; специфика детских ответов. Занятия по развитию понимания речи взрослого и формирования умений пользоваться предложением. Требования к темпу, структуре и выразительности речи взрослого. Усложнение руководства беседами в разных возрастных группах. Переход от бесед, ориентирующихся на наглядную ситуацию к разговорам на основе прошлого опыта как условие формирования функции сообщения и умения отвечать несколькими предложениями или связным рассказом. Требования к тематике и содержанию разговоров с детьми, которые владеют разными формами общения со взрослыми. Требования к постановке вопросов и ответов детей в разных возрастных группах. Индивидуальные и коллективные беседы, их значение в развитии речи и освоении детьми норм речевого общения, методика руководства ими. Руководящая роль воспитателя в организации бесед с детьми в разных возрастных группах. Содержательная и яркая жизнь детей в детском саду как условие содержательных бесед. Роль бесед в подготовке детей к занятиям по развитию связной речи. Значение бесед для усвоения детьми словаря, звукового и грамматического строя родного языка. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников. Современные подходы к развитию связной речи и речевого общения дошкольников: сценарии активизирующего общения А.Г. Арушановой, занятия по развитию внеситуативных форм общения А.А. Смирновой и др. Беседа как метод обучения связной диалогической речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. Виды бесед и их цель. Развитие в ходе беседы мышления детей и умения самостоятельно формировать ответы на вопросы. Развитие элементарной речи – довода. Выбор тематики, определение содержания бесед. Подготовка детей к беседе. Методика проведения обобщающих бесед. Руководство мыслительной и речевой активностью детей в ходе беседы. Использование разных типов вопросов и требования к ним. Развитие монологической речи детей дошкольного возраста. Развитие мышления детей – условие овладения рассказыванием. Виды детских рассказов, их классификация. Описательные и сюжетные рассказы, их структура. Особенности усвоения детьми описаний и сюжетных рассказов. Приемы обучения рассказыванию. Виды занятий по обучению детей рассказыванию. Последовательность введения разных видов детского рассказывания. Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств (про игрушку, предмет, рассказы по картине, рассказы из личного опыта). Методика обучения рассказыванию про предмет, игрушку. Обучение детей описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности детей при создании описательных рассказов содержание описательных рассказов в разных возрастных группах опора на сенсорный опыт ребенка. Использование средств художественной выразительности в разных возрастных группах. Особенности приемов обучения этому виду рассказывания. Метод моделирования в обучении дошкольников описанию. Придумывание сюжетных рассказов об игрушке. Инсценирование рассказа при помощи игрушек как первоначальный прием обучения. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Роль вопросов, образца рассказа, плана и оценки как приемов обучения. Методика обучения рассказыванию по картине. Особенности восприятия и понимания детьми предметных и сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного разглядывания картин с детьми. Своеобразие методики обучения детей описательным рассказам по предметным и пейзажным картинам. Приемы обучения сюжетному рассказыванию. Вопросы, направленные на понимание содержания картин и установление связей, на поиск лучших форм для отражения содержания, наиболее точных и выразительных слов. Образец-рассказ воспитателя, оценка детских рассказов. Опора на опыт детей Опора на опыт детей. Освоение детьми формы рассказа, последовательности Рассказы детей из опыта в разных возрастных группах, их роль Пересказ литературных произведений. Особенности мыслительной деятельности в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей понимания содержания литературного произведения и его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказа. Усложнение требований к пересказу детей в разных возрастных группах. Приемы обучения пересказу. Роль метода моделирования в обучении пересказу. Структура занятий. Обучение творческому рассказыванию. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческого воображения детей в ходе рассказывания. Приемы обучения, направленные на самостоятельное определение содержания рассказа, на освоение его формы, средств художественной выразительности, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Взаимодействие творческих и учебных задач при обучении детей рассказыванию. Структура занятий. Использование метода моделирования в обучении творческому рассказыванию. Использование дидактических игр в обучении детей связной речи. Закрепление умений связной речи в повседневной жизни. Развитие навыков объясняемой связной речи на различных занятиях, в играх, труде, в быту.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |