Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья как социальный институт: понятие, виды и функции



2018-07-06 725 Обсуждений (0)
Семья как социальный институт: понятие, виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет довузовского образования

 

 

«Рекомендовать к защите»

Заведующий кафедрой

__________________________

(название кафедры)

_________________________

(подпись заведующего кафедрой)

“____” ______________20__ г.

 

 

ПРОНИНА Александра Олеговна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Социальная работа с неблагополучными семьями.

 

Дипломная работа студента

_________ отделения ___ группы

Научный руководитель

_____________________________

(ученая степень и звание, фамилия, инициалы)

 

Москва 2016

Оглавление

Введение….…………………………………………………………………3

Глава I. Семья как объект социальной работы……………………………………………...……………….……….6

1.1. Семья как социальный институт: понятие, виды и функции

семьи………………………………………...…………………...…...6

1.2. Неблагополучная семья: понятие и классификация…………..…15

Глава II.Социальная работа с неблагополучными семьями

2.1.Технологии социальной работы с неблагополучными семьями….22

2.2. Государственная поддержка неблагополучных

семей…………………………………………………………………...…..27

2.3. Работа с неблагополучной семьей в общеобразовательных учреждениях………………………………..…………………………...…32

Заключение…………………………………………………………….….35

Список использованной литературы…………………………………….37

 

Введение

Выбранная тема исследования является актуальнойпо целому ряду причин. Семья как социальный институт государства, очень важная часть его структуры и нарушение ее целостности оказывает большое влияние на социум. Наличие неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов, девиантное поведение родителей и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. И чаще всего, семьи пеҏестают справляться с основными своими функциями, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобҏетают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Научная разработанность темы исследования.Процесс институциализации социальной работы и развитие ее как отрасли научного значения вызвали интерес многих исследователей. Появилось большое количество научных публикаций по данной проблеме. Эту тему активно изучали Жуков В.И.,[1]Зайнышев И.Г.[2], Павленок П.Д.[3], Сорвина А.С.[4], Студенова Е.Г.[5], Фирсов М.В. Холостова Е.И.[6], Целуйко В.М.[7] В учебных материалах данных авторов наиболее полно представлена социальная работа, как наука: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методы социальной работы. Представленные авторы в своих работах стремились отразить содержание социальной работы, ее этические принципы и формы. В книгах указана необходимость поиска эффективных средств подготовки социальных работников, способных осуществлять социальную защиту человека в сложных социально-экономических условиях.

Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями.

Объектомвыпускной квалификационной работы является:неблагополучная семья.

Предмет:социальная работа с неблагополучной семьей.

Цель:Проанализировать технологии социальной работы с неблагополучной семьей.

Задачи:

¾ изучить значение семьи как социального института;

¾ проанализировать понятие и виды семей;

¾ уточнить классификацию неблагополучных семей;

¾ выявить основные технологии социальной работы с неблагополучной семьей;

¾ проанализировать государственную поддержку, реализуемую для неблагополучных семей;

¾ проанализировать работу с неблагополучной семьей в общеобразовательных учреждениях.

Теоретическая база дипломной работы представляет собой совокупность научных методов исследования, таких как анализ литературы, нормативных правовых документов Российской Федерации, а также документов организаций, деятельность которых связана с работой с неблагополучными семьями.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций и дальнейшее развитие технологий социальной работы с неблагополучными семьями в социальных и общеобразовательных учреждениях.

 

Глава 1. Семья как объект социальной работы

Семья как социальный институт: понятие, виды и функции

 

Семья – предмет изучения различных социальных наук, таких как социология, педагогика, психология, социальная работа и другие. Каждая имеет своё определение данному понятию. В связи, с чем единственного определения у слова «семья» нет, и будет весьма сложно его дать, т.к. у всякой науки имеется свой уклон, на который должно даваться определение. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство. В педагогике и в психологии дается упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы. Семья как важная часть институализации государства является неотъемлемой частью его составляющего.[8]

 

В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией.

Семья - группа людей, имеющих друг с другом связь на основе супружества, биологического родства или в результате долгого совместного проживания под одной крышей[9].

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью[10].

Семья -это группа живущих вместе близких родственников[11].

Если из этих определений выявить одно, то получится следующее:

Семья - это группа людей, основанная на браке, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Если прочитать все имеющиеся определения, то можно заметить, что очень часто слово «семья» сводят к понятию «брак». Но это не правильно, так как понятие «семья» шире, чем «брак»

В обыденной речи слово «семья» используется широко и неопределенно. Оно может относиться к супружеской паре и ее детям, к одинокому родителю и его или ее детям, к закрытой, имеющей тесную связь группе, которая держится на чувстве товарищества. Вследствие этого, у слова «семья» четкого определения не может быть.

Семьей так же называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.[12]

 

Семья как социальный институт имеет две особенности:

Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения формируется самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

Семья существует как разрешенный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и правила, поддерживающие семью.

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

· Репродуктивная функция;

· Воспитательная;

· Хозяйственно-экономическая;

· Восстановительная или рекреационная;

· Удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании;

· Экономическая, бытовая[13].

 

Согласно А.Г. Харчеву, характерные функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как нехарактерные функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к ним относятся:
1. репродуктивная функция (рождение);

2. экзистенциальная функция (содержание детей);

3. функция социализации (воспитание детей).

Неспецифические функции семьи следующие:

1. функция накопления и передачи собственности, статуса (или функция социального самоопределения, то есть, в семье человек получат фамилию, принадлежность к определенному классу, этносу, вероисповеданию);

2. хозяйственно-экономическая функция (организация производства и потребления, домохозяйства, совместное ведение хозяйства, экономическая поддержка);

3. регулятивная функция (регулирует поведение, обеспечивает предсказуемое поведение);

4. функция регулирования сексуальных отношений (удовлетворение сексуальных потребностей и отсюда сексуальное регулирование);

5. рекреативная функция (то есть, восстановительная, функция организации отдыха и досуга, в семье человек получает физическую и психологическую помощь, сбрасывает напряжение, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению);

6. коммуникативная функция (удовлетворение потребности, как в общении, так и в уединении);

7. интегративная функция (связана с консолидацией усилий, сплочением членов семьи);

8. транслирующая (передача социального опыта);

9. филицитологическая (от итал. «филито» - «счастье»)[14].

 

Частично вышеперечисленные функции пересекаются, например, воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.



2018-07-06 725 Обсуждений (0)
Семья как социальный институт: понятие, виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья как социальный институт: понятие, виды и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)