Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фактура – способ изложения музыкальной ткани.



2018-07-06 1624 Обсуждений (0)
Фактура – способ изложения музыкальной ткани. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая тетрадь по слушанию музыки

Класс

«В музыку с любовью»

 

 

Преподаватель: Протасова Ирина Николаевна

 

Шелехов 2015

Тема: «Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи».


Здравствуйте ребята. Я рада новой встрече с вами. В новом учебном году, вы сможете узнать много нового и интересного о музыкальном искусстве, услышите немало хорошей музыки, и получите много приятных впечатлений.

Сегодня мы попробуем узнать, как музыка может разговаривать с нами людьми своим музыкальным языком. Существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? Да, это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода. Музыка — универсальный язык человечества. Музыка это прекраснейшее из созданий человечества. К какой бы национальности, религии, расе, касте не принадлежал человек, он в состоянии без слов понять настроение музыки, увидеть ее красоту, всем сердцем почувствовать ее. Музыка это душа, воплощенная в звуках. Весь внутренний мир композитора передается через его музыку. Слушайте хорошую музыку, пусть она исцелит Вашу душу, наполнит Счастьем и теплом. Музыка — источник радости мудрых людей.

“Мелодия – душа музыки”. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. “Мелодия – душа музыки”. Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?

Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.

Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька». Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.

«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…

Ритм – очень важное выразительное средство музыки.Без него мелодия не может существовать.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке.

МЕТР - в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые (2- или 3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (например 5-дольные) и переменные.

 

 

Ася сидела за пианино и изучала ноты. Вот они такты о которых говорила фея музыки.

В начале и конце каждого стоит тактовая черта. В каждом такте должна быть сильная доля.

Ася стала прохлопывать ритм. «Странно» - подумала Ася, «в каждом такте совершенно разные длительности, а размер такта от этого не меняется. Вот же написано в начале строчки две четверти? И вообще как определить размер такта?

Только она успела об этом подумать, как услышала за спиной знакомый голос:

-Именно звучащая музыка определяет, какой должен быть размер такта или сколько длительностей поместится от акцента до акцента (от одной тактовой черточки до другой).- произнес господин МЕТР (а это был именно он)

-Поэтому в разных музыкальных произведениях бывает разный размер тактов.

— Ага! Я догадалась, — радостно заговорила Ася. — Это похоже на то, как я шагала между деревьями. От одного к другому. И длительности в музыке шагают от одной тактовой черточки до другой, вот здорово!

А я могу измерить расстояние между деревьями? Только нужно попросить у папы рулетку. Мы так комнату недавно измеряли. А такты линейкой можно померить, чтобы размер узнать? Сколько в них сантиме... Ой!

— Да что ты, Ася! — возмущенно воскликнул господин Метр. Разве время можно мерить линейками?! Ведь музыка — это звучащее время!

— Ой, пожалуйста, не сердитесь, я вспомнила! Время измеряется минутами или секундами, правильно?

— Это верно, — успокоился Метр. Но запомни: музыкальное время — особое, его измеряют длительностями.

— А-а-а. Не секундами, а четвертями, восьмушками,
— Вот именно! Должен тебе сказать, что музыканты любят измерять такты четвертями:

две четверти

 

три четверти

 

четыре четверти

и записываются эти размеры, как дроби в арифметике, только без черточек:

Рядом с ключом всегда цифры-подсказки - это РАЗМЕР:

верхняя цифра показывает, СКОЛЬКО жильцов живет в каждом такте,

 

нижняя сообщает, КАКИЕ это жильцы.

Например: здесь живут две четверти.

-

Ребята, давайте вспомним, что такое регистр? С этим, словом мы уже знакомились на наших уроках.

 

 

Хочешь научиться пенью?

Ты, дружок, имей терпенье -

Вместе с нами голоси:

"До, ре, ми, фа, соль, ля, си".

Станешь краше и сильнее,

Здоровее, веселее!

Все в мире звуки хороши,

Ты к ним прислушаться спеши!

В музыке лишь три регистра

Есть: высокий, средний, низкий.

Мой природный голосок,

Он не низок, не высок.

Я им песенки пою

Или просто говорю.

У цыпленка голос тонок,

Высоко поет цыпленок.

И тигренок не молчит -

Низким голосом рычит: «Рррр»

А бычок мычит упрямо -

Просит молока у мамы,

Толстым голосом поет

Терпеливо маму ждет:

"Мууууу"!

Высоко щебечут птицы.

Светит солнце высоко.

Будем песни петь учиться

Быстро, весело, легко.

 

 

Динамические оттенки

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил.

ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как - то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами с он бой.

ГРОМКО крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

– Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!» –

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время,

Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.

Мыши ТИХО вышли из норки,

ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся,

ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера ГРОМКО над ним потешались.

 

Таблица динамических оттенков:

  • pp (пианиссимо)- очень тихо;
  • p (пиано) – тихо ;
  • mp (меццо-пиано) – не слишком тихо;
  • mf (меццо-форте) – не очень громко;
  • f (форте) – громко;
  • ff (фортиссимо) – очень громко;
  • < или cresc. (крещендо) – знак, обозначающий постепенное усиление звука;
  • > или dim. (диминуендо) – знак, обозначающий постепенное ослабление звука;
  • morendo (морэндо)– замирая;
  • sf (сфорцандо) – акцент, внезапное усиление.

А теперь ребята, поговорим, а музыкальных штрихах.

Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке...

Конечно, штрихи в музыке - совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Главные штрихи – это стаккато (staccato), то есть отрывисто и легато (legato) - связно.

Знак стаккато Знак легато

Итак, легато(итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играяlegato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

Нонлегато (итал. Nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило, в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Лодка плавает легато
Зайчик прыгает стаккато.
Мишка ходит нон легато.
Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато?
Самолет летит стаккато?
Нон легато плывет рыбка?
Здесь, по-моему, ошибка.

Лебедь плавает………….
Скачет воробей …………
Слон шагает…………..
А как вы ходите, ребята?
– Ходим мы и нон легато, и легато, и стаккато.
Словом можем так и сяк, даже наперекосяк.

Домашнее задание: подобрать пьесы из своего репертуара с различными штрихами.

Музыкальная фактура

Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыкаподобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.

Фактура – способ изложения музыкальной ткани.

В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков). Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад. В настоящее

время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный тип появляется при взаимодействии двух первых.

Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.

Гомофония - (от греч. «гомо» – человек, «фон» – звук, голос). Гомофония или гомофонно-гармоническая фактура – одно и то же.

Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии исопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.

Аккордовая фактура- представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения – хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.

Полифония(от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) – более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век – первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосов) Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.

 

 



2018-07-06 1624 Обсуждений (0)
Фактура – способ изложения музыкальной ткани. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фактура – способ изложения музыкальной ткани.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)