Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи».



2018-07-06 1167 Обсуждений (0)
Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи». 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая тетрадь по слушанию музыки

Класс

«В музыку с любовью»

 

 

Преподаватель: Протасова Ирина Николаевна

 

Шелехов 2015

Тема: «Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды о происхождении музыки».

Здравствуйте ребята! Я фея музыки. Я очень рада,что вы будете учиться в музыкальной школе, рада нашему с вами знакомству. Я буду помогать вам знакомиться с удивительным миром музыки. Вместе с вами мы совершим не одно увлекательное путешествие в мир музыки, узнаем много нового и интересного.

Ребята, а как вы думаете, как, где и когда появилась музыка?Споры о том, где и когда появилась музыка идут уже очень давно. Однозначно ответить на этот вопрос трудно, скорее всего, музыка зародилась одновременно с возникновением человечества. С Древних времён до наших дней пришло немало легенд о «изобретении» музыки. В Древней Греции считали, что музыка не только правит Вселенной, но и является великим даром богов. Греки отождествляли Аполлона не только с солнцем, но и считали его покровителем искусства, и в особенности музыки.

Одни историки предполагают, что музыка произошла от природных звуков. Раскаты грома, шелест листвы, шум дождя – были прообразом первого музыкального ряда. Другие уверены, что музыка произошла от человеческой речи: напевное протяжное произношение слов. Однозначного ответа нет и можно только гадать о том, какой же была первая мелодия, созданная человеком. Древние люди видели в музыке нечто мистическое и таинственное и наделяли её космической силой. Например, древние индейцы верили, что при помощи звуков можно повлиять на судьбу человека. Даже до наших дней во многих пленах Африки сохранились обычаи шаманства, где при помощи определённых звуков, которые превращаются в мелодию, выгоняют злых духов, борются с болезнями и призывают дождь. У индусов даже сейчас музыка является магическим оружием для укрощения слонов и змей.

Мы даже не задумываемся о том, что музыка неотделима от нашей жизни. По дороге на работу, дома или на улице – музыка окружает нас везде. Возможно, мы впервые слышим музыку, находясь ещё в утробе матери. Она способна поднять настроение и вызвать грусть, все яркие и незабываемые события в жизнь неотъемлемы от музыки.Наверное, каждый в своей жизни хоть раз слышал, как журчит лесной ручеек. Не напоминает ли вам это журчание мелодичную музыку? А когда по крыше барабанит весенний дождь – это не похоже на музыку? Когда человек стал замечать вокруг себя подобные детали, он понял, что его окружает музыка. Теперь перед ним стала главная задача, как передать музыку и чем ее можно передать.

Со временем человек научился выражать свои эмоции через песню. Таким образом, песня стала первой музыкой, которая была создана самим человеком. Впервые человеку захотелось посредством музыки рассказать о таком замечательном чувстве, как любовь. Именно о любви были сложены первые песни. Затем, с наступлением в окружении человека горя, ему захотелось исполнить соответствующую песню, тем самым выразить и показать свои чувства. И так появились погребальные песни, панихиды и церковные песнопения.

Со времени развития танца для поддержания ритма появилась музыка, исполненная телом человека – хлопки в ладоши, щелканье пальцами или удары в барабан или бубен. Именно бубен и барабан являются первыми музыкальными инструментами, с помощью которых человек научился издавать звук. Это настолько древние инструменты, что тяжело отследить их появление, так как они встречаются у всех народов.

Все звуки, ребята, которые нас окружают, делятся на музыкальные и немузыкальные (шумовые). Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Попробуйте подписать, какие это звуки?

 

 

 

 

А сейчас, я расскажу вам одну очень древнюю легенду.

Однажды, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринкс. Она бросилась от него прочь.

Влюблённый Пан преследовал ее, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс. Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс.

Подражая звучанию мифических музыкальных инструментов, композиторысовершенствовали тембры, искали их новые сочетания, вводили в оркестровую партитуру голоса птиц, шум ветра, журчание водных струй. Музыкальное пространство наполнялось живыми звуками, образные характеристики приобретали необыкновенную художественную достоверность.

 

 

Михаил Врубель «Пан»

Послушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами. (Слушание музыки).

- На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный композитор?

- Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

 

Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи».

Все вы хорошо знаете, что рассказы, сказки пишут ...........................................

Как называют человека, который пишет стихи?................................................ А кто рисует картины?............................................

Как называют человека, который делает фигуры, например, из глины ………………………

А кто сочиняет музыку? ………………………………………

Давайте представим, что композитор долго трудился, сочинял песню, затем взял нотную тетрадь, записал в неё эту песню, потом закрыл тетрадь и положил её на полку.

Будет ли эта песня музыкой? Конечно, нет. Почему? Да потому что её никто не сыграл.

А значит, кто нужен для того, чтобы песня стала музыкой? ………………………………………

Теперь давайте представим, что исполнитель выходит на сцену и исполняет эту песню, или другое музыкальное произведение, но после того как он поклонился после своего номера, исполнитель вглядывается в зрительный зал и видит, что в нём ни кого нет. Будет ли эта песня музыкой? Конечно, нет. Почему? Да потому, что, эту музыку ни кто не слышал.

А значит кто нужен для того чтобы музыкальное произведение стало музыкой? …………………………………………………….

Во время концерта между исполнителем и каждым из слушателей возникают невидимые нити. И чем внимательнее слушает слушатель, тем крепче становятся эти нити, и тем лучше и вдохновеннее поёт певец или играет музыкант.

 

 

Ребята, как вы думаете, что нужно художнику для точной передачи своего замысла?

 

А что будет использовать композитор, чтобы слушатель сумел понять, о чём его произведение?

Как вы, наверное, уже догадались, у каждого вида искусства, свой, неповторимый язык. На наших уроках мы будем учиться расшифровывать музыкальный язык, язык, на котором разговаривают все музыканты мира.

 

Я мечтаю стать артистом
Знаменитым пианистом,
Чтобы музыку играть,
Буду ноты изучать.
Я присяду на диван,
Нарисую нотный стан.
На стене танцует луч.
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот,
Семь веселых звонких нот!

 

 

Чтоб легко запоминать,
Мы их будем называть
Села утка на гнездо,
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе,
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними,
Это будет нота МИ.
По степи бежит дрофа,
Это будет нота ФА.
А в шкафу летает моль,
Это будет нота СОЛЬ.
В небе вижу журавля,
Это будет нота ЛЯ.
В море блещут караси,
Это будет нота СИ.
Мама, мама как я рад,
Знаю полный звукоряд!

 

 

 

Мажор-минор
Ребята, давайте познакомимся с двумя братьями - ладами мажором и минором.


Музыкант и дирижер
радуются с нами:
про минор и про мажор
мы расскажем сами.


Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.

Я – Мажор, бегу, кричу,
Я – Минор, иду, грущу,
Я – Мажор, смеюсь, шумлю,
Я – Минор, шепчу и сплю,
Я – Мажор, веселый гном,
счастлив даже под дождем,
Я – Минор, печальный гном,
грустный прихожу я в дом.
Я – Мажор как помидор:
красный, очень яркий,

 

Белым назовем Минор,
как подснежник в парке.
Интересный разговор,
стали мы друзьями,
про минор и про мажор
рассказали сами.

Вопросы:

ü Что в жизни у вас ассоциируется с мажором и минором?

ü Придумайте, какие музыкальные подарки могли бы подарить эти братья людям?

ü Как эти братья проводят свои каникулы?

Длительности нот

В день рождения енот,
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт,
Режет для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже.Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки,
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.

Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Мелодия— одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Давайте запишем ритмический рисунок этой песенки:

 

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Вот два вида ритма: ровный и пунктирный.

 

Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с девочкой Асей, и феей, такой же, как я. Из этой истории мы узнаем, какие бывают регистры.

Дома было тихо и Асе захотелось поиграть на пианино. Она вспомнила, как красиво играл на первом уроке учитель и вздохнула: « Ничегошеньки у меня не получается. Здесь так много клавиш, но вот на каких нужно играть? Вот бы волшебница или фея сейчас появилась и я бы сразу все поняла"- рассуждая так, Ася дотронулась до клавиши и... фея Сольмина появилась в комнате и не одна. Ася услышала звуки и увидела, как из складок платья Сольмины посыпались маленькие нотки, похожие на смешных человечков. У них были тоненькие ножки, и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами.

-Я очень рада, что ты позвала меня. Знаю, что ты хочешь познакомиться с моими маленькими друзьями. Я тебе сейчас их представлю. Посмотри на клавиши пианино.

 

 

Это как ты уже знаешь -КЛАВИАТУРА.Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.Пройдет совсем немного времени, и ты познакомишься со всеми из них, и узнаешь, какими голосами может петь та или иная нотка.А сейчас смотри и слушай внимательно.Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре.Как только она коснулась самых низких нот, послышались странные звуки. Ну конечно, Ася узнала, это же слон, а вот ревет медведь. «Здесь расположены самые низкие звуки"- сказала фея. "Слышишь, какие низкие голоса у слона и медведя?"

Фея дотронулась до клавиш в середине клавиатуры и тут же послышались звуки совсем другие - это певец поет какую-то очень красивую песню, Ася даже стала подпевать, до того ей понравилась песня. А вот это лает собака, вот кошка мяукает.

"Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось." - подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавиш самых высоких. Кто же там окажется? а там поют птички-невелички, и пищит мышка, их Ася узнала сразу.

-"Запомни Ася, слева на клавиатуре, там, где ты слышишь очень низкие звуки - это нижний регистр. В середине - средний регистр. А справа - верхний регистр. Потом ты привыкнешь к этим названиям.

В каком регистре поют эти персонажи?

 

 

Сегодня мы познакомимся с новым средством музыкальной выразительности - гармонией.



2018-07-06 1167 Обсуждений (0)
Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)