Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)



2018-07-06 520 Обсуждений (0)
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) 0.00 из 5.00 0 оценок




Москва, 2018 г.

Содержание:

 

1.Общая характеристика работы……………………………………2

2.Биография………………………………………………………….3

3. Консерватизм……………………………………………………...9

4. Этапы идейной эволюции………………………………………..11

5. Философия………………………………………………………...11

6. Взгляды и убеждения…………………………………………….13

7.Вывод………………………………………………………………14

8. Список литературы……………………………………………….15

 

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Консерватизм нового времени зародился в конце XVIII в. как реакция на духовное наследие просветителей и практику французской буржуазно-демократической революции 1789 г. Вооружившись идеями охранения традиционных порядков и обычаев или возвращения к ним, консерваторы заняли диаметрально противоположные позиции по отношению к сторонникам либерального «прогресса», чей лозунг «Свобода, равенство, братство!» стал знаменем французской революции. Не вдаваясь в исторические коллизии становления и развития консерватизма XIX в., отметим его характерные признаки.

.На современном этапе общественного развития представляется важным определить сущность одного из определяющих социально-политических направлений общественной мысли - консерватизма. В современной социальной и политической практике этот термин утратил строгую определенность. Консерваторами называют самых разных представителей общественной мысли - от либералов до социалистов. Между тем консерватизм есть четкая система определенных идейных установок, вытекающих из религиозных, национальных, государственных, социальных, эстетических, культурных и нравственных традиций. При этом особое значение приобретает наличие философских основ, обосновывающих сущность консерватизма.
Применительно к современным российским условиям проблема определения того, что же есть консерватизм, более чем актуальна. Страна находится в процессе поиска путей своего дальнейшего развития. В обществе существует необходимость выработки национальной идеи, которая могла бы указать способ решения политических, экономических и социальных проблем. В связи с этим становится особенно важным обращение к истории отечественной философской и общественно-политической мысли, в том числе, к наследию русских консервативных мыслителей второй половины 19 века, предложивших свое видение сущности, особенностей и перспектив развития России.

К таким философам относится и Константин Николаевич Леонтьев (1831 - 1891), создавший вариант русской консервативной доктрины, совместившей в себе отдельные положения как богословской, так и религиозно-философской мысли. Он предложил свое понимание процессов исторического и социального развития, религиозно-философски обосновал свое понимание природы человека, проблем устройства общества и государства, выдвинул ряд оригинальных социально-философских идей, призванных обосновать особые социально-экономические и религиозно-культурные основы России. Леонтьев предугадал многие закономерности устройства российского общества и те, порой катастрофические, сложности, с которыми столкнется страна в процессе либеральных преобразований.

Леонтьев всем своим творчеством пытался обосновать тезис о том, что пути исторического развития России основаны на православно-консервативных, то есть антилиберальных и антизападных принципах. Мыслитель обозначил конкретные способы решения узловых религиозных, социальных и экономических проблем во имя сохранения духовно-культурного и социально-политического своеобразия России как мощного мирового государственного образования. Поэтомуобращение к анализу творчества Леонтьева особенно актуально сейчас, в период поиска идейных основ дальнейшего развития общества и государства.


Биография.

 

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудиново Калужской губернии в семье отставного прапорщика гвардии Николая Леонтьева. Константин был последним, седьмым ребенком в семье, воспитанием его занималась мать, Феодосия Петровна (урождённая Карабанова), поскольку отец из-за размолвки с женой жил отдельно и умер, когда младшему сыну было всего восемь лет. В 1841 году Леонтьев был определен в Смоленскую гимназию, затем стал воспитанником Дворянского полка, а через три года поступил в 3-й класс Калужской гимназии, окончив которую поступил в Демидовский лицей в Ярославле; но в том же году перевелся на медицинский факультет Московского университета, где увлекся литературой, историей и френологией. В 1851 он познакомился с И.С. Тургеневым который высоко оценил первые литературные работы Леонтьева и ввел его в замкнутый круг московских литераторов.

Леонтьеву было мало литературных впечатлений, ему хотелось получить от жизни новых необычных ощущений, и он, не окончив университетского курса, добровольно отправился в Крым, где в течение двух лет служил батальонным лекарем.

Общество, где он, опекаемый И.С. Тургеневым, часто бывал перед тем, как решил принять участие в войне, казалось ему неискренним. Некогда рыдавший над «Записками лишнего человека», он теперь жадно впитывал в себя грубую специфику новой реальности, работая в госпиталях Керчи и Феодосии. «Скука и проза - вот что пугало меня в то время в жизни людской, а не ядра, не раны, не кровь...».

Леонтьев считал, что умения и навыки, присущие военным, могут пригодиться не только на поле брани. «Военный может легко и скоро стать всем: дипломатом, администратором, министром, хозяином сельским, хорошим мировым судьей, художником, ученым. Он может быть всем этим, не переставая быть военным! Генерала можно прямо сделать начальником губернии или поручить ему дипломатический пост. Но можно ли дать прямо полк камергеру и послать его в огонь?». Характерно, что даже те бедствия и страдания, которые он наблюдал, будучи врачом, Леонтьев стремился оценить с точки зрения эстетики, считая, что война несет с собой не только горе и разрушение, но также способствует раскрытию подлинных качеств человека, и именно на полях сражений люди проходят проверку на прочность. «Любовь к войне и идеализация войны остались у Константина Леонтьева навсегда. В войне он видел противоположность современной буржуазной цивилизации», - отмечал Н.А. Бердяев.

В Крыму молодой Леонтьев прошел свое первое серьезное жизненное испытание, именно там начал формироваться его характер. Там же он повстречал свою будущую жену - Елизавету Павловну Политову, дочь грека, мелкого торговца.

С 1857 года Леонтьев в отставке, служит домашним врачом, в 1860 - переселяется в Петербург, оставляет медицину и заводит новые знакомства в литературных кругах. Поначалу он публикуется в либеральном журнале «Отечественные записки», помещая там несколько художественных романов и критических статей; с восторгом воспринимает Манифест об отмене крепостного права. Летом 1861 г. Леонтьев неожиданно возвращается в Крым и венчается с Лизой. Судьба благоприятствует Леонтьеву, и он, сдав в феврале 1863 консульский экзамен, в октябре 1863 назначается секретарем и драгоманом (переводчиком) российского консульства в Кандии, на острове Крит.

 

Леонтьева начинают посещать мысли о необходимости изменить образ жизни. Перелом произошел неожиданно. Служа консулом в Салониках, в июле 1871 года он заболел и, закрывшись в доме, стал ожидать неминуемой смерти, поскольку установил у себя симптомы холеры. Когда наступил кризис, он молился на икону Богородицы и дал обет уйти в монахи. Ему стало лучше, и, оправившись от болезни, он согласно обету отправился на Афон, забросив все консульские дела.

Год он пробыл на Святой Горе, но его просьбы о монашеском постриге были отвергнуты. С этого момента открывается новый этап в жизни Леонтьева. Многие исследователи (начиная от Н. Бердяева, Ю. Иваска и др.) материалистически трактовали исцеление Леонтьева и произошедший в нем духовный перелом, не желая, как справедливо замечает историк Д.М. Володихин, автор сборника эссе, посвященных К.Н. Леонтьеву, «давать своему оппоненту в важнейшем вопросе умопомрачительный аргумент чуда». Другие считали, что Леонтьев, подобно самой Руси, проделал путь «от язычества к христианству». Но ведь Леонтьев никогда язычником не был! Его любовь к внешним формам античности не была верой в язычество как религию. Что касается славянского язычества, то здесь тем более нельзя найти ничего общего с мировоззрением Леонтьева. Видимо исследователи поверхностно трактовали леонтьевский культ красоты как «язычество».

 

 

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)



2018-07-06 520 Обсуждений (0)
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)