Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы идейной эволюции.



2018-07-06 367 Обсуждений (0)
Этапы идейной эволюции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Две даты: 1862 и 1871 делят его творческую биографию на три отчетливых периода: в 50-е гг.- либеральный эстетизм и материализм (словами самого Л.: “естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки”); после 62 г. – ультраэстетизм в сочетании с политическим консерватизмом и почвенничеством и, наконец, религиозно-аскетический трансендентализм, эсхатологизм, византизм в соединении с неизменным, но как бы “оцерковленным” эстетизмом в последний, самый долгий и плодотворный период, после чудесного исцеления и обращения к православной вере 1871.

Философия.

Антропологические воззрения.

В своей антропологии К. Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной для секулярной культуры. В современной Европе, по мнению мыслителя,

«антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви и священные права государства и семьи».

К. Леонтьев указывает на то, что европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым. Такая мораль Леонтьевым отвергается. Ей он противопоставляет иную мораль: Леонтьев утверждает движение к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не лежит через эвдемонизм.

Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К. Леонтьева — есть

«мораль ценностей, а не мораль человеческого блага. Сверхличная ценность выше личного блага. Достижение высших целей, целей сверхличных и сверхчеловеческих, оправдывает жертвы и страдания истории. Называть это аморализмом есть явное недоразумение. И Ницше не был аморалистом, когда проповедовал мораль любви к дальнему в противоположность морали любви к ближнему. Это — иная мораль».

Согласно воззрениям мыслителя, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. В этом Леонтьеву созвучно консервативное человекопонимание, так называемый антропологический пессимизм. Однако леонтьевское охранительство имеет своей особенностью ярко выраженную религиозную окраску.

Взгляды и убеждения.

Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.

Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Достоевского за «розовое христианство».

Вслед за Н. Я. Данилевским делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и старости (в терминологии Леонтьева — первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории («эстетизм» Леонтьева).

Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».

В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, что Константинопольский патриархат(«фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью.

Вывод.

Основы консерватизма К.Н.Леонтьева исходят из его учения о форме и теории триединого процесса развития.
Консервативная доктрина Леонтьева явилась попыткой создания идеологии русской государственности, где в гармоничном единстве были соотнесены идеалы православия, принципы монархии, национально-исторические традиции России, натуралистический подход к анализу развития и устройства общества, а также ряд фундаментальных постулатов консервативной мысли. Тем самым Леонтьев создал оригинальную консервативную концепцию, касающуюся сущности общественных процессов.

Религиозно-философская концепция, разработанная Леонтьевым, органично вписывается в историю развития человеческих представлений о мироздании. Леонтьев явился одним из выразителей идей консерватизма во второй половины 19 века. Основы консервативных принципов философии Леонтьева исходят из его религиозно-эстетического мировоззрения и обосновываются определенными научными положениями в подходе к анализу общественных процессов. Это позволяет считать его консервативную доктрину религиозно-философски и научно обоснованной.


Список литературы.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонтьев,_Константин_Николаевич

2. Под общ. ред. В. В. Миронова. Философия. 2005

3. Абдрасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей 19 в.: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Дисс. канд. филос. наук. М., 1995.

4. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н.Страхов. Философская культурология вт. пол. 19 в., М., 1992. 195 с.

5. Лиливяли Н.В. Религиозно-философская концепция К.Н.Леонтьева// Религиозно-идеалистическая философия в России, 19-нач. 20 в.в. (Критический анализ). М.

 


 



2018-07-06 367 Обсуждений (0)
Этапы идейной эволюции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы идейной эволюции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)