Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы к определению религии



2018-07-06 939 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению религии 0.00 из 5.00 0 оценок




З. Фрейд: религия – это общечеловеческий, коллективный, навязчивый невроз, коренящийся в эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу. Религиозные идеи и представления – это символизация бессознательных содержаний, которые не могут быть представлены в сознании в чистом, неискаженном виде, так как этому препятствуют механизмы сопротивления.

К.Г. Юнг: религиозные идеи и представления – это символизация динамики и содержаний коллективной психики (коллективного бессознательного). «Религия является особой установкой человеческого ума…внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы – и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, которые обнаруживаются им в своем мире в качестве могущественных, опасных…» «Религия – это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного».

Э. Фромм: религия – это любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и поклонения. Религиозным является поклонение идолам, богам, святым, вождям, классу, нации, партии, успеху, богатству, силе и пр. Невроз может пониматься в качестве личной формы религии.

У. Джемс: «религия – это совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение ее к тому, что она почитает Божеством», «религия делает для человека легким и радостным то, что при других обстоятельствах для него является игом суровой необходимости».

А. Маслоу: «религия и философия – системы организующие вселенную и людей в определенного рода логически связанное содержательное целое». К пиковым переживаниям, которые часто сопутствуют процессу самоактуализации личности, необходимо отнести и так называемые мистические переживания – интенсивные переживания религиозного опыта.

Г. Олпорт: в зависимости от типа религиозности (нужно различать внешний и внутренний типы) религия может выступать в виде системы или «единой философии жизни» когда становится внутренней ценностью индивида, выступая в этом качестве как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая сила личности, приводящая к целостности его психофизических состояний. Но религия может выступить в качестве защитного механизма «Я», что связано с инфантилизмом, регрессией, бегством, защитным поведением и т.д. Это так называемая «внешняя» религиозность, «религия, обладающая лишь внешней ценностью», играющая инструментальную роль в достижении эгоистических интересов».

В. Франкл: «Религия и религиозная вера являются, в конечном счете, верой в сверхсмысл, упованием на сверхсмысл». В этом случае бог выступает как предельная смысловая реальность. Именно через «сверхсмысл», обретает смысл индивидуальная человеческая жизнь.

К. Маркс и Ф. Энгельс: «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия – это опиум для народа».

Таким образом, можно отметить, что религия может играть немаловажную роль в развитии индивида и в динамике его личности. Религиозные верования во многом есть отражение и символизация отношений человека к миру, самому себе, к другим людям, обществу в целом. Религия есть форма упорядочивания и организации мировоззрения человека, индивидуального и группового опыта, опыта взаимоотношений между людьми. Следует подчеркнуть, что религия неоднозначно трактуется различными авторами, большинство из них отмечает, что религия, с психологической точки зрения, может играть как положительную, так и отрицательную роль в динамике личности, в жизни человека и общества в целом.

Тема 3. Теории происхождения религии. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Шаманизм. Архаические и национальные религии[7]

 

Цель изучения темы: исследование основных теорий и концепций происхождения религии

 

Задачи изучения темы:

 

· формирование системы знания об ключевых теориях происхождения религии и веры;

 

· создание системы общих представлений и религиоведении как науке

 

Теоретический материал

 

Прамонотеизм

 

Прамонотеизм, или первобытный монотеизм – концепция, согласно которой за всем многообразием верований можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Эта концепция была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов. Впервые она была сформулирована шотландским ученым Э. Лэнгом (1844 - 1912) в его книге «Становление религии». Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868 - 1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога».

 

Гипотеза о существовании «дорелигиозного периода»

 

Гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, т.к. их сознание было непосредственно вплетено в процесс практического делания и не способно было создавать какие-либо абстракции.

 

Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведения о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и осталась гипотезой.

 

Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а может быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе о существовании «дорелигиозного периода». В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций.

 

О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. На основании этого открытия можно сделать вывод о существовании представления о загробной жизни.

 

Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

 

Среди первобытных форм религии выделим лишь некоторые, наиболее важные: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм.

 

Фетишизм

 

Слово «фетишизм» имеет португальское происхождение (от fitico – магическая вещь) которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Фетишизм был впервые обнаружен португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.

 

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались магические свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе.

 

В сочинении Шарля де Бросса «Очерк первобытной религии. Культ фетишей» (1760) указывалось, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Он писал, что подталкиваемый страхом и предположением существования невидимых сил, фетишист объединяет противоположное: присоединяет невидимую силу к видимому объекту, не различая в своем эмоциональном состоянии, материальный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил.

 

Тотемизм

 

Тотемизм – вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает "род его".

 

Изначально поклонение тотемам не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.

 

Магия

 

Магия (лат. magia - колдовство, чародейство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Брониславом Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский пришел к выводу, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия.

 

Современные этнографы классифицируют первобытную магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на:

 

· контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие);

 

· инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);

 

· парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы);

 

· имитативную (воздействие на подобие объекта).

 

По целям воздействия магия делится на:

 

1) вредоносную,

 

2) военную,

 

3) промысловую,

 

4) лечебную,

 

5) любовную и т. п.

 

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди – колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды соплеменников. Колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением.

 

Анимизм

 

Анимизм (от лат. anima - душа) – вера в существование душ и духов. Английский антрополог Эдуард Бернетт Тайлор (1832 - 1917) в своей работе «Первобытная культура» проделал детальный анализ анимистических верований. Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. В попытках объяснить эти явления «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

 

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.

 

Лев Яковлевич Штернберг, российский этнограф считал, что представления о душе появляются в результате процесса оживотворения окружающей природы, имеющего три стадии. Первая — одушевление и очеловечение природы или аниматизм (всеобщее оживотворение, пренесение на природу основых признаков человеческого естества), вторая — открытие духов — первичный спиритуализм или одухотворение природы, население ее духами, и лишь третья — открытие души — возникновение представления о душе. Причем первоначально, душа мыслиться как нечто материальное, и лишь постепенно в процессе эволюции формируются представления о бестелесной душе и различных видах душ (внешние, парциальные и т.д.). Штернберг считал, что концепция универсального дуализма, деления духов на добрых и злых, возникает в результате борьбы за существование, в которой он видел основу религии.

 

Первобытные верования по-прежнему существуют среди диких племен Австралии, Африки, среди индейцев, алтайцев, бурятов и т.д. Более того, в современном (развитом) мире сохранились отголоски первобытного фетишизма – вера в амулеты, талисманы, священные реликвии. Тотемистические верования можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры.

 

Полидемонизм. Политеизм. Генотеизм. Монотеизм.

 

Комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т. п.

 

На ранних этапах человеческого развития основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием.

 

С появлением социальной иерархии, происходит иерархизация духов-покровителей и тотемов рода, на первый план выдвигаются наиболее важные духи, впоследствии ставшие богами, сформировавшими пантеон. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов – полидемонизм (почитание множества духов) – которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.

 

На смену полидемонизму идет политеизм (многобожие), превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Род Небесный – на Руси, Тянь – в Китае, Ра – в Египте, Индра и Шакра – в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами – зооморфитами, антропоморфитами, фитоморфитами.

 

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с мольбой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана – божество, олицетворяющее небо.

 

Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. Так, например, Перун-Сварожич представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.

 

В ходе войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм – одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма.

 

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в сфере религиозной практики. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наследственной профессией, что связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

 

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов таких как индуизм, иудаизм, синтоизм, даосизм и т.д., в свою очередь ставших благодатной почвой для возникновения мировых религий, к изучению которых мы приступаем.

 

Практические задания к разделу.

 

 

Блок 1.

 

Прочтите работу проф. И.Н. Яблокова «Религия в системе культуры» (См. Приложение 1.) и определите:

 

1. Как соотносятся между собой религия и культура.

 

2. Является ли религия отдельной областью человеческого духа или это составная часть культуры.

 

3. Сущностные черты религиозной культуры.

 

Подготовьте реферат объемом 10-12 страниц на тему «Влияние религиозных верований на культурную жизнь народов».

 

Блок 2.

 

Ознакомьтесь с материалом приложения 2 и определите:

 

1. Какова роль религии в развитии личности.

 

2. Какова функция самососознания и других процессов и свойств человеческой души в становлении и развитии религиозности и веры.

 

3. Что такое духовность и каковы ее основные признаки.

 

4. Выберите из предложенных выше определений религии наиболее близкое Вам. Определите, чем вы руководствовались, делая этот выбор.

 

Блок 3.

 

Прочтите главы 3-6 из учебника Л.С. Васильева «История религий Востока» (8-е изд. – М.: КДУ, 2006. С. 49-137):

 

Определите:

 

1. Наличествуют ли формы первобытных религий в современной жизни.

 

Проведите:

 

2. Сравнительный анализ обрядов перехода в первобытных, мировых религиях, а также в современных нерелигиозных системах

 

Выявите:

 

3. Основные черты древних архаических религий и верований

 

4. Роль ранних религиозных представлений в становлении и развитии мировых религий.

 

Подготовьте реферат на 10-12 страниц на тему: «Ранние религиозные представления народов Австралии, Океании, Азии и Европы».

 

Контрольные вопросы:

1. В чем выражается функция смыслополагания в культуре и религии?

 

2. Что необходимо отнести к динамическим факторам образования культуры и религии?

 

3. В чем проявляются ключевые отличия религии и культуры?

 

4. Можно ли обнаружить сходства между религией и культурой?

 

5. Дайте характеристику понятию «культурный артефакт». Какой главный фактор определяет возникновение культурных артефактов?

 

6. Перечислите внешние и внутренние факторы религиозности. Какова их связь друг с другом? Какие, с Вашей точки зрения, факторы являются первостепенными? Почему?

 

7. В чем сущность религиозного опыта?

 

8. В чем выражается специфика отношений человека к сфере трансцендентного (потустороннего)?

 

9. Что такое психологические предпосылки религиозности?

 

10. Что ждет религию в будущем? Действительно ли наступили или наступят «сумерки богов»?

 

11. Что можно отнести к основным проблемам определения происхождения религии?

 

12. Каковы сходства и отличия мировых религий от архаических форм религиозных представлений?

 

13. В чем отличия полидемонизма от политеизма?

 

14. Каковы основные черты перехода от веры во множество духов и демонов к единобожию?

 

15. Как вы думаете, в чем психологическая суть жертвоприношения?

 

Литература:

1. Введение в общее религиоведение. Учебник. Под. ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Университет, 2001.

 

2. История религии. под ред. И.Н.Яблокова. 2 т. - М., Высшая школа, 2002.

 

3. Религиоведение. Хрестоматия. Под ред. А.Н. Красникова. – М.: КДУ, 2000.

 

4. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. - Смоленск, Русич, 2000.

 

5. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. – 624 с.

 

6. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. – 384 с.

 

7. Фрезер Джеймс. Золотая ветвь. – М.: АСТ МОСКВА, 2009.

 

8. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. – М.: ОГИ, 2004.

 

9. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - К., "София", М., ИД "Гелиос", 2002

 

10. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - К., София, 2000.

 

11. Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М., Крон-Пресс, 1998.

 

12. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М., Рудомино, 1997.

 

Раздел 2. Буддизм и буддийская культура[8]

 

 

Тема 4. Возникновение буддийского учения. Будда Шакьямуни

 

 

Цель изучения темы: выявить динамические факторы, обусловившие возникновение и развитие буддизма и соответствующего ему мировоззрения и философии

 

Задачи изучения темы:

 

· рассмотреть предпосылки, факторы и историю возникновения и распространения буддизма,

 

· представить жизнеописание личности его основателя

 

Теоретический материал

 

Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

 

Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований.

 

Чтобы понять буддизм, прежде необходимо обратиться к вопросу о причинах его происхождения. Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии в середине первого тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая религиозность сменяется религиями спасения и освобождения.

 

Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма.

 

Причины и условия возникновения буддизма

 

Охарактеризуем важнейшие причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности.

 

1. Буддизм как оппозиция брахманизму.

 

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Здесь позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии. К тому же именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного сословия – варны кшатриев (воинов и светских правителей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей.

 

Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному его исчезновению с территории Индии (VII — XIII вв.). Хотя некоторые буддологи (напр., Евгений Алексеевич Торчинов) считают, что никакого упадка не было вовсе. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины-махасиддхи («великие совершенные») собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии – индуизма. И вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей-мусульман.

 

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии было в Индии жреческое сословие брахманов.

 

2. Кризис брахманизма.

 

Середина I-го тысячелетия до н.э. в Индии было временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. Возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). Кризис старой ведической религии выразился в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

 

Жизнеописание Будды

 

В настоящее время невозможно реконструировать точную биографию Будды. Материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки недостаточно. Поэтому обратимся к традиционному жизнеописанию Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таких, как «Жизнь Будды» Ашвагхоши – I в. н. э. или махаянская «Лалитавистара»).

 

В течение многочисленных жизней Бодхисаттва[15] совершал бесчисленные подвиги любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и вышедшего из мучительного колеса чередования рождений и смертей – Будды. И вот пришло время его последнего рождения. Бодхисаттва пребывал в это время на небесах Тушита и обозревал землю в поисках наиболее благоприятного места для своего последнего рождения, поскольку он уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать. И его взгляд остановился на небольшом государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала), которым управлял мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода. И Бодхисаттва решил избрать семью царя шакьев для своего рождения, дабы впоследствии люди, испытывая глубокое уважение к почтенному роду царей шакьев, с большим доверием отнеслись бы к проповеди Будды, видя в нем отпрыска древней и славной семьи.

 

В эту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями, и она поняла, что зачала великого человека. Буддизм учит, что зачатие Будды было вполне естественным, а видение белого слона было лишь знаком зачатия великой личности. Вскоре после рождения Будды Махамайя умерла.

 

Царь призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека (знак колеса между бровями, а также на ладонях и ступнях ног, ушнишу – выпуклость на темени, перепонки между пальцами и т. д.). На основании этих признаков Ашита объявил, что новорожденный станет или великим государем, властителем всего мира (чакравартином), или святым, познавшим истину, - Буддой. Тогда мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой.

 

Царю, конечно, хотелось, чтобы его сын стал великим государем. Поэтому он решил так организовать жизнь сына, чтобы ничто не могло навести его на философские размышления или раздумья о смысле жизни. Принца поселили в роскоши и неге в великолепном дворце, отгороженном от внешнего мира.

 

Мальчик рос, неизменно обгоняя всех своих сверстников в науках и спорте. Нрава принц был кроткого, что поначалу даже восстановило против него его невесту – принцессу Яшодхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и несовместима с воинской доблестью. И только после того, как Сиддхартха продемонстрировал Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой; у них родился сын Рахула. Казалось, что план царя-отца непременно осуществится. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось двадцать девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.

 

На охоте принца впервые потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он увидел перепаханное поле, на котором птицы выклевывают червей из комьев земли, и поразился: почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других. Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них.

 

Под впечатлением произошедших открытий царевич ночью покинул дворец и отправился в лес. Начался период ученичества, аскезы и духовных поисков. Сиддхартха присоединялся к разным шраманским группам, быстро достигая всего, чему учили их наставники. Сиддхартха внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал. Он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти. Впоследствии он сам говорил, что дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник. Но аскеза не приблизила его к просветлению, и истина оставалась столь же далекой от него, как и тогда, когда он жил в царском дворце в Капилавасту.

 

Тогда Сиддхартха решил отказаться от крайностей аскетизма и принял скромную, но питательную еду (рисовую кашу на молоке) из рук жившей неподалеку девушки. Пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхархой, сочли его отступником и покинули его, оставив в полном одиночестве. Тогда бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и дал клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточения, погрузившись в созерцание.

 

Чувствуя приближение победы Сиддхартхи над миром смертей и рождений, злой демон Мара атаковал его своими демоническими полчищами, а когда тот не устрашился, попытался соблазнить его обликом своих прекрасных доче



2018-07-06 939 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению религии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы к определению религии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)