Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях.



2018-07-06 470 Обсуждений (0)
Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стоял сентябрь 1943 года. Войска Красной Армии стремились на запад. Освобождение казалось близким. Но до Победы было ещё далеко.

В непростые и судьбоносные дни в Московском Кремле проходила встреча… Встречался Маршал Советского Союза И.В. Сталин - с тремя церковными иерархами – Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Старогородским), митрополитами Николаем (Ярушевичем) и Алексием (Симанским).

Беседа шла о насущных нуждах Русской Православной Церкви. Митрополит Сергий сказал о необходимости открытия духовных школ, т.к. у Церкви отсутствовали кадры священнослужителей.

Неожиданно Сталин прервал молчание.

«А почему у вас нет кадров?» - он вынул изо рта трубку и в упор смотрел на своих собеседников.

Митрополиты Алексей и Николай смутились… Всем было известно, что кадры истреблены (либо отбывали срок) в лагерях.

Не смутился лишь митрополит Сергий: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза.

Сталин усмехнулся. «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о вас».

Затем он стал вспоминать семинарские годы… Мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником.

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.

Вместо предисловия.

Листая страницы книги отзывов, я обратила внимание на замечание одной посетительницы, приходившей в музей 9 мая 2009 года. Замечание было связано с открытием новой выставки «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». «Это верх кощунства над памятью погибших людей, воинов и партизан. В годы войны на оккупированных территориях Русская Православная Церковь добровольно сотрудничала с фашистскими оккупантами… Уберите эту экспозицию и никогда близко их (священников) сюда не пускайте!» - писала она. Сталкиваясь с такими высказываниями, понимаешь, насколько мало знакомы современные люди с данной темой и насколько искажённым бывает у них представление об одной из важнейших страниц истории Великой Отечественной войны. Это отчасти связано с тем, что на фоне трагедии народов и подвига героев тема Церкви в военные годы оказывается «в тени» как второстепенная и незначительная. Связано это также с предубеждениями и ложными установками, укоренившимися в сознании многих людей. Между тем, тема Церкви - одна из ключевых, без которых представление о Великой Отечественной войне будет

неполным. Почему находятся люди, готовые обвинить Церковь в пособничестве нацизму? Имеют ли основание эти (очень опасные) обвинения? Немаловажны и другие вопросы. Как изменились отношения Церкви и государства с началом войны (а, может быть, они начали меняться ещё до неё) и какими мотивами руководствовался лично И.В. Сталин, с именем которого связывается «потепление» отношений между Церковью и государством. Наконец, какое значение имела Церковь в те непростые годы, какую роль играла она в жизни общества? Какое значение в принципе имеет Церковь в жизни нации и какую роль играет она для консолидации общества? И старшему, и подрастающему поколению необходимо знать ответы на эти вопросы. Без них невозможно понимание ни своей истории, ни фундамента, на котором строилось мировоззрение русского народа, ни собственных национальных интересов.

«Товарищи! Граждане!

Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!»

(из выступления И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 года).

"Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется

повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу". (Из обращения митрополита Сергея. Октябрь 1941)

«Не все тогда (во время Великой Отечественной войны) поверили в искренность коммунистической власти по отношению к Церкви; ведь не кто иной как Сталин совсем недавно объявил «безбожную пятилетку», после которой к началу войны во всей стране службы совершали лишь 4 архиерея и оставались открытыми несколько сот храмов» (историк М. Назаров)

«Антихристианская диктатура в СССР не изменила своей внутренней сущности, она лишь приспособилась к новым условиям» (митрополит Санкт-Петербургский Иоанн).

«Совершенно нелепо представлять, будто Сталин (меняя политику в отношении Церкви) лишь играл роль, оставаясь при этом фанатичным большевиком. Нравственный облик власти обычно соответствует нравственному состоянию народа. Если Сталин ненавидел христианство, то и народ был ему подстать. Но Бог не мог дать Победу над таким врагом богоненавистникам» (историк П. Мультатули).

 

 

Введение.

Политика государства в отношении Русской Православной Церкви в предвоенный период.

Война – это противостояние не только армий, но и идеологических доктрин. И в этом противостоянии не последнюю роль играет пропаганда. В пропагандистских лозунгах начала войны нацисты пытались представить себя «друзьями» Русской Православной Церкви, внушая, что они пришли «освободить церковь и русский народ от большевистского ига». Высшие иерархи Церкви, а также большая часть её священнослужителей, на эту пропаганду не поддались. Отдельные люди ей, однако же, поверили. В этой связи немаловажно понять, что дало гитлеровцам надежду на то, что их пропаганда найдёт положительный отклик. Для этого необходимо вспомнить историю взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви до начала Великой Отечественной войны.

Как известно, до революции 1917 года Церковь в России не была отделена от государства и занимала исключительное положение. Государство по сути своей было религиозным. Его глава, министры, чиновники должны были исповедовать государственную религию – православную. Но, самое главное, подавляющее большинство населения исповедовало Православие. После революции 1917 года ситуация с положением Церкви в государстве начала коренным образом меняться. Первые шаги по изменению правового положения Церкви сделало ещё Временное правительство, однако самые беспрецедентные меры начали приниматься после Октября 1917 года, с переходом власти к партии большевиков. Именно они пошли на радикальный шаг – отделили Церковь от государства.

Подготовка законодательства об отделении Церкви от государства началась сразу же после Октябрьского переворота. Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» был опубликован 23 января (5 февраля) 1918 года.

В Декрете последовательно проводился принцип секуляризации государства. Православная Церковь теряла свой прежний привилегированный статус.

«В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества и привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом», - говорилось в Декрете.

Казалось бы, в этих положениях нет ничего радикального. Они вполне соответствуют конституционным основам светских государств нового времени.

Новизна, однако, заключалась в последних параграфах Декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

Эти нововведения в законодательстве стали «первыми ласточками» новой, репрессивной политики государства в отношении Церкви, которая не ограничивалась одними имущественными ограничениями.

От слов власти быстро перешли к делу.

7 февраля 1918 года был расстрелян священномученик Владимир, митрополит Киевский.

17 июля 1918 года был расстрелян император Николай Второй со своей семьёй. Эти расстрелы положили начало небывалым репрессиям, обрушившимся на Русскую Православную Церковь.

По последним данным только в 1918-19 гг. было расстреляно более 15000 человек. В общем же «первая волна «репрессий, пришедшаяся на 1917-1920-й годы, коснулась 20000 человек. Почти все столкновения и аресты заканчивались расстрелами.

На этот период приходится и знаменитое постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые издевательства над святыми останками в 1919 году и в последующие годы.

Вторая волна гонений на Церковь началась в 1921 году.

В стране начался голод, и Патриарх Тихон обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых во имя христианской любви призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством Патриарха был образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим». В храмах собирались средства для голодающих. Комиссия распределяла и помощь, поступавшую из-за рубежа.

Несмотря на то, что Церковь уже активно занялась помощью голодающим, правительство обратилось к Патриарху с настоятельным призывом к пожертвованию. В ответ на призыв Патриарх Тихон (19 февраля 1922 года) издал воззвание, в котором призвал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. В печати, однако, начали появляться статьи с обвинениями церковной власти в глухоте к народному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих.

Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в котором заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство – миряне отлучением от неё, священнослужители – извержением из сана».

Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собрались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь…

Трагические события послужили поводом к новой волне репрессий.

«Чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше», - указывалось в секретном письме Ленина от 22.03.22 года.

Шёл 1922 год…В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд был вызван сам Патриарх.

Приговоры были суровые: несколько обвиняемых священников и прихожан московских храмов (в том числе племянница полководца Брусилова) были осуждены на смертную казнь, другие – на разные сроки тюремного заключения.

Трибунал вынес постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которые проходили дела о беспорядках, учинённых в разных городах и сёлах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей.

Жертвами гонений становились многие священнослужители, часто подвергавшиеся репрессиям по обвинению в контрреволюционной агитации или в поддержке белого движения.

На исходе гражданской войны в крайне затруднительном положении оказались священнослужители, находившиеся на территориях, занятых белыми армиями, и после поражения белых не сумевшие или не пожелавшие эмигрировать. Многие из них были осуждены за совершение молебных пений о победе белого оружия.

По официальным данным, в 1921 – 1923 гг. было расстреляно около 1000 человек.

За годы гражданской войны в рядах российского епископата произошла серьёзная убыль: одни архиереи умерли собственной смертью, другие погибли, третьи оказались за пределами Родины…

В Петрограде открылся очередной процесс по делу о церковных ценностях. Политическая власть в городе находилась тогда в руках Зиновьева. На скамью подсудимых посадили 86 обвиняемых и среди них митрополита Вениамина. Подсудимые обвинялись в причастности к волнениям, которые были учинены при изъятии ценностей из петроградских церквей.

Когда трибунал предоставил последнее слово обвиняемым, митрополит Вениамин сказал: «Я, конечно, отвергаю все предъявленные мне обвинения и ещё раз торжественно заявляю (ведь, быть может, я говорю в последний раз в своей жизни), что политика мне совершенно чужда, я старался по мере сил быть только пастырем душ человеческих. И теперь,

стоя перед судом, я спокойно дожидаюсь его приговора, каков бы он ни был, хорошо помня слова апостола: «Берегитесь, чтобы вам не пострадать, как злодеям, а если кто из вас пострадает, как христианин, то благодарите за это Бога»… Я не знаю, что вы мне объявите в приговоре – жизнь или смерть,- но, что бы вы в нём ни провозгласили,- я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение,- святитель широко перекрестился, - скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё!»

Начало самой сильной волны репрессий совпало, однако, с отменой НЭПА и началом раскулачивания и коллективизации.

В начале 1929 года на места была отправлена директива (за подписью Л. Кагановича), в которой подчёркивалось, что религиозные организации (церковные советы, мусаваллиаты, синагогальные общества и т.п.) являются единственной легально действующей

 

контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией.

8 марта 1929 года ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях. Этим постановлением религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность, частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 года об отделении Церкви от государства, интерпретировалась в предельно суженном объёме лишь как право родителей обучать религии своих детей.

Началось массовое закрытие церквей. В 1928 году Русская Православная Церковь имела более 30 тысяч приходов – 2 трети от дореволюционного количества. В 1928 году было закрыто 534 церкви, а в 1929 – уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через

два года – только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви.

Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри – под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались. В Москве в июле 1929 года уничтожили часовню Иверской Божией Матери, в 1930 году – Симонов монастырь, в 1931 году взорвали храм Христа Спасителя.

По всей стране с колоколен снимались колокола под предлогом того, что они мешают слушать радио. Колокольный звон был запрещён в Москве, Ярославле, Пскове, Тамбове, Чернигове. Иконы сжигались тысячами. В газетах появлялись сообщения о том, как то в одной, то в другой деревне их сжигали целыми телегами. Уничтожались иконы древнего письма. Сжигали богослужебные книги. При разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представляющие исключительную культурную ценность. Драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом.

 

Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, высылками и ссылками их, этапированием в места заключения, где томились уже тысячи священников и десятки архиереев.

В 1930 и 1931 годах было проведено около 60000 арестов и 5000 казней…

За коллективизацией последовала «безбожная пятилетка».

1937-1938 годы были отмечены небывалой волной репрессий. 10 октября 1937 года, после восьмилетнего пребывания в одиночной камере, был расстрелян Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Пётр.

«В стране с монастырями покончено», - заявил председатель Союза воинствующих безбожников Е.Ярославский.

В эти годы расстреляно около 100000 человек.

Репрессии (пусть и в значительно меньших масштабах) продолжались и в 1939-1941 гг.

Результат 20-летнего периода репрессий в отношении Церкви был таков: если в начале 20 века Русская Православная Церковь почитала 2500 святых, из которых русских было 450, то к 22 марта 2011 года количество новомучеников и исповедников российских, пострадавших в период гонений, достигло 1776 человек (то есть за двадцать лет гонений Церковь приобрела святых в четыре раза больше, чем за всю предыдущую более чем тысячелетнюю историю России, или почти половину от числа святых, прославленных всей Православной Церковью за 1900-летний период от Рождества Христова до начала 20 века).

Каков же был ответ Церкви на все репрессии? Сформировалась ли политическая оппозиция советской власти? Для того, чтобы лучше понять это, необходимо снова вернуться на 20 лет назад – в 1918 год – и обратиться к одному из первых и главных иерархов Церкви, лицом к лицу столкнувшихся с новой политикой.

«Тяжкое время переживает наша святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины… Святые храмы подвергаются или разрушению, или ограблению и кощунственному оскорблению…, чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего… Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на неё врагов неистовых? Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей… противостаньте им силою вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою», - гласит Послание Патриарха Московского и всея Руси Тихона от 19 января 1918 года.

Итак, естественный для христианина призыв встать на защиту поруганных святынь и, если нужно, пострадать за веру. Но есть ли в нём агитация против советской власти?

«Несмотря на резкие выражения, к которым прибегал Патриарх, в послании нет суждений политического характера, нет оценок нового государственного строя с точки зрения его политической целесообразности; в нём выражены лишь архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков», - отмечает в своём учебнике по истории Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин. «Патриарх предаёт анафеме не советский строй, а участников расправ над невинными людьми, никак не определяя при этом их политическую принадлежность».

Более того, не желая сеять раздор, 28 июня 1923 года Патриарх обратился к Церкви…

«Я, конечно, не выдавал себя за … поклонника Советской власти…, но зато я далеко и не … враг её. Со временем многое у неё стало изменяться, и теперь, например, приходится просить Советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гроднинщине, где поляки закрывают православные церкви… Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило».

В другом своём послании он отмечал: «Российская Православная Церковь аполитична и не желает… быть ни белой, ни красной Церковью… Всякие попытки ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены».

 

Сурово отзывался Патриарх о тех эмигрантах, которые «толкали Церковь на путь «политической борьбы совместно с проживающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти». Патриарх призвал их смириться и покаяться, угрожая в противном случае церковным судом.

В августе 1923 года несколько архиереев вместе с Патриархом обратились с воззванием к Русской Церкви, в котором заявили: «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога». Нелепо было бы считать такие обращения признаком боязни репрессий и заискивания перед советской властью. Патриарх Тихон не раз показывал своё мужество и абсолютное бесстрашие, открыто и публично осуждая те действия власти, которые считал недопустимыми. Вот, например, его реакция на расстрел Императора Николая Второго: «Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают нас в тюрьму, пусть нас расстреливают».

 

 

Однако это был протест против отдельных действий отдельных представителей власти, но не против власти как таковой. Возмущаясь жестокостями Гражданской войны, призывая остановить кровопролитие, Патриарх никогда не призывал к свержению государственного строя. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Эти слова апостола Павла (сказанные во времена правления одного из жесточайших гонителей христианства – императора Нерона. По церковному преданию, апостол Павел сам подвергался преследованиям императора и

пострадал от него) и были главным ориентиром для Патриарха Тихона и других церковных иерархов в их отношениях с советской властью.

Позицию Церкви в этом вопросе выражал не только Тихон. Ещё в 1918 году, когда готовился декрет об отделении Церкви от государства, а в учебных заведениях начали читать лекции, в которых Св. Причастие объявлялось «колдовским актом», а священники – «вшами на народном теле, пособниками мародёров и помещиков», Церковь пыталась наладить мирный диалог с властями.

«Я уверен, что всякая власть в России печётся только о благе русского народа и не желает ничего делать такого, что бы вело к горю и бедам громадную часть его», - так начиналось письмо Митрополита Петроградского Вениамина (причисленного позже к лику святых как священномученика) в Совнарком с просьбой не отнимать церковное имущество.

 

Такую же политику проводил и митрополит Сергий (Старогородский). Причём в его адрес раздавались (и до сих пор иногда раздаются) обвинения в излишней лояльности к советской власти (в ущерб интересам Церкви). Был даже придуман термин – «сергианство», вошедший в обиход противников митрополита Сергия. Но справедливы ли подобные обвинения?

В 1930 году митрополит дал две пресс-конференции – для советских и иностранных журналистов. В интервью он сказал, что в СССР гонений на Церковь нет, а священники осуждены по политическим статьям, в чём его часто упрекали. Но: формально то, что он сказал, было правдой: даже создание монастыря было политической статьей. И чем обернулось бы его правдивое признание факта гонений (которого требовали от него противники)?

- Да, вошел бы в историю, - говорит профессор Алексей Светозарский. – Но что бы стало с Церковью?

При этом митрополит в интервью сказал, что, по его мнению, большевики преувеличивают успехи атеистической пропаганды: народ в храмы идёт и поголовного атеизма нет.

Таким образом, Церковь не выступала против власти, а лишь пыталась улучшить (или, по крайней мере, не усугубить) своё положение. И делала это мирным путём. С началом же войны она и вовсе предпочла забыть «старые обиды», так как почувствовала ещё большую опасность, надвигавшуюся уже извне. Дальнейшие действия пришедших завоевателей показали справедливость её опасений.

 

 

 

Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях.

 

«Античность была куда лучше нынешних времён,

поскольку не знала … христианства»

(А.Гитлер).

 

«Согласно распоряжению фюрера возрождение религиозной жизни на оккупированной русской территории не должно состояться»

(из распоряжения начальника оперативной группы «С»

штурмбанфюрера СС Хофманна.

Киев, 1 ноября 1941 года).

 

Впрочем, говоря об отношении нацистов к Русской Православной Церкви, необходимо отметить, что до 1941 года они не проводили целенаправленную репрессивную политику против Православной Церкви, так как надеялась привлечь к себе симпатии других православных стран как возможных союзников – Румынии, Болгарии, Греции, а также поначалу и сербов в Югославии.

Однако в 1941 году ситуация резко изменилась. «После германской оккупации ряда православных стран и с началом войны с Советским Союзом у гитлеровских властей значительно уменьшилась пропагандная необходимость поддержки русского Православия», - отмечает историк А.К.Никитин.

Истинные же цели нацистов были сформулированы в самом раннем циркуляре Главного управления имперской безопасности, вступившем в силу 1 сентября 1941 года и касавшемся религиозной политики на Востоке: «О понимании церковных вопросов в занятых областях Советского Союза». В этом документе ставились три основные задачи: поддержка развития религиозного движения (как враждебного большевизму),

дробление его на отдельные течения во избежание возможной консолидации «руководящих элементов» для борьбы против Германии и использование церковных организаций для помощи немецкой администрации на оккупированных территориях. Таким образом, заинтересованности в сохранении традиционных русских религиозных ценностей у гитлеровцев не было. Кроме того, их целью было способствовать всевозможным расколам и разделению Русской Церкви, что было бы равносильно её уничтожению.

Более долгосрочные цели религиозной политики нацистской Германии в отношении республик СССР указывались в другой директиве Главного управления имперской безопасности от 31 октября 1941 г., причем в ней уже начинает сквозить озабоченность массовым всплеском религиозности: «Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденной от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению». Далее отмечалось: «Крайне необходимо воспретить всем священникам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения, толковать народу свободную от еврейскоговлияния религию. Ясно, что заключение «избранного богом народа» в гетто и искоренение этого народа... не должно нарушаться духовенством, которое, исходя из установки православной церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства. Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной ... задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами».

 

Этот документ достаточно явно свидетельствует об антихристианских целях религиозной политики оккупационных властей. По сути они стремились изменить суть христианской веры, стереть её с лица земли. Гитлер 11 апреля 1942 года в кругу приближенных изложил свое видение религиозной политики и, в частности, указал на необходимость запретить «устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий».

«Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индийским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

Слова Гитлера незамедлительно воплощали в жизнь.

Чтобы не допустить возрождение сильной и единой Русской Церкви, на западе СССР были поддержаны некоторые раскольничьи юрисдикции, которые выступали против Московской Патриархии.



2018-07-06 470 Обсуждений (0)
Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)