Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Псковская православная духовная миссия.



2018-07-06 435 Обсуждений (0)
Псковская православная духовная миссия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из форм патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы войны было также обеспечение духовной жизни и окормление верующих в оккупированных областях, оторванных от центра. В этой связи нельзя не упомянуть о Псковской духовной миссии,

направленной из Риги в Псков уже в августе 1941 года. Миссию учредил и руководил ею Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

Именно благодаря её работе население оккупированной части Ленинградской области смогло восстановить многие десятки закрытых храмов. Есть прямые свидетельства, что работа Миссии на приходах даже служила прикрытием и способствовала партизанскому движению.

Миссия существовала менее 2,5 лет. Но всё же результат её деятельности очевиден. Уже через год были восстановлены и действовали 221 церковь на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, и 84 священника преподавали Закон Божий в школах и непрерывно служили, исполняли требы. Был восстановлен успенский собор Святогорского монастыря. В октябре 1942 года восстановлена ещё одна древняя святыня – Крыпецкий монастырь под Псковом. В Острове к концу сентября 1943 года был восстановлен храм женского Спасо-Казанского монастыря, вокруг которого собрались разогнанные сёстры обители. Была восстановлена Никандрова пустынь под Порховом.

И в годы войны возникли даже новые монашеские общины. Две из них, мужская и женская, появились в 40 км от Ленинграда в районе посёлка Вырица. Знаменитый Мирожский монастырь Пскова в самом конце 1943 года был передан Миссии для устройства в нём детского приюта и богадельни для престарелых женщин.

История Миссии – славная, но вместе с тем непростая страница в жизни Церкви. Достаточно вспомнить, что её (Миссии) начальник закончил жизнь в лагерях, незаслуженно обвинённый НКВД в пособничестве гитлеровцам. В наши дни в некоторых книгах, да и на просторах Интернета можно встретить обвинения миссионеров в сотрудничестве с оккупантами. В этой связи важно вспомнить, какие цели ставили перед собой основатели Миссии и какой видели её судьбу. Ответить на вопрос: чего они добивались? Для этого необходимо обратиться к трудам историков, занимавшихся данной темой. Вот что пишет историк Михаил Шкаровский в своей книге «Русская Церковь и третий рейх»:

«Организуя Миссию, Владыка Сергий стремился возродить духовную жизнь там, где она была почти полностью уничтожена в 1930-гг. Ещё одна причина создания Миссии заключалась в необходимости окормления епархий, временно оказавшихся без правящих архиереев. Сам митрополит Сергий, говоря о Миссии, отмечал: «Эта церковная организация имеет временный характер и будет действовать «до восстановления непосредственной связи с Патриаршей Церковью, когда высшая церковная власть сможет или присоединить эти области к экзархату, или воссоединить с прежними епархиями». Таким образом, основная цель создания Миссии

 

полностью противостояла цели нацистов – расколоть Русскую Православную Церковь на мелкие части, разобщённые между собой. Псковская Миссия представлялась как временное представительство Московской Патриархии на оккупированных территориях,пока эти

территории отрезаны от центра. Есть свидетельства, что, «поставив вопрос об учреждении Миссии, экзарх имел в виду её деятельность распространить не только на Ленинградскую и Калининскую области, но и на другие российские территории по мере продвижения немцев, и возможные пункты дислокации Миссии в дальнейшем намечались в Ленинграде и Москве».

Такие планы в любом случае встретили бы негативную реакцию оккупантов, не заинтересованных в объединении Церкви и предпринимавших в этой области все меры предосторожности. Характерно, что Псковскую Миссию не допустили не только в центральные российские области, но даже в южные части Псковской, Новгородской и Калининскую епархии, захваченные войсками группы армий «Центр». Миссия осталась строго ограниченным в территориальном плане явлением, и сам факт её создания объясняется прежде всего незаурядными дипломатическими способностями митрополита Сергия, сумевшего убедить представителей командования группы армий «Север» в правильности своих предложений ещё до окончания формирования гражданской администрации рейхскомиссариата «Остланд», поставив её, таким образом, перед свершившимся фактом. Оккупационные власти признали руководство деятельностью миссионеров со стороны экзарха, ответственность Миссии, а не какого-нибудь светского административного органа за каноническую проверку и политическую деятельность духовенства, её полную финансовую самостоятельность. Миссия также была признана частью Московской Патриархии, а не автономной церковной структурой. «Всё это являлось важным достижением экзарха в борьбе за независимость Русской Православной Церкви».

Знать эти факты очень важно, учитывая то, что в адрес Псковской Духовной Миссии звучали (и звучат иногда) обвинения в выполнении заданий оккупационных властей, а иногда и откровенно в предательстве. Очень важно иметь в виду и то, что: с самого начала работа Миссии носила самостоятельный характер. “Никаких инструкций специального или специфического назначения со стороны немецких властей Миссия не получала, - вспоминал о. Алексий Ионов, - Если бы эти инструкции были даны или навязаны, вряд ли бы наша Миссия состоялась. Я

хорошо знал настроение членов Миссии. С немцами мы все считались по принципу: «из двух зол выбирай меньшее». Что немцы – зло, никто из нас не сомневался. Ни у кого из нас не было, конечно, никаких сомнений к завоевателям «жизненного пространства» нашей родины. Глубокое сострадание и сочувствие к бедствующему народу, нашим братьям по вере и крови, - вот что наполняло наши сердца». «Русский верующий народ просто не пошёл бы к пастырям, если бы они в основной своей массе сотрудничали с оккупантами.

«Существовали опасения, что из членов Миссии могут попытаться получить агентов. Данные опасения оказались необоснованными. Священники «Православной Миссии» вели себя в отношении германских служб подчёркнуто сдержанно и ограничивались задачей духовно окормлять русское население», - писал в своих воспоминаниях Е.Тройлиб, лично знавший многих миссионеров, - Впрочем, отдельные немногие священники, как теперь видно из архивных документов, всё-таки сотрудничали с СД.

Конечно, разрешая деятельность Духовной Миссии, германское командование преследовало и свои цели, которые в дальнейшем в основном остались неосуществлёнными. «Наша жизнь и работа при немецкой оккупации были непрерывной борьбой с немцами за душу русского человека, за наше право служить этой душе, служить нашему родному народу, из-под ига подпавшему под иго другое. Сегодня нашу борьбу хотят изобразить как сотрудничество с фашистами. Бог судья тем, кто хочет запятнать наше святое и светлое дело, за которое одни из наших работников, в том числе священники и епископы, погибали от пуль большевистских агентов, других арестовывало и убивало гитлеровское Гестапо. Наконец исполнился предел наших чаяний: нам удалось отправить в оккупированные немцами русские области первую группу священников-миссионеров… Началась работа, полная апостольского подвига, полная трудностей и препятствий, постоянно чинимых немцами. Им очень хотелось использовать нас в своих целях порабощения и эксплуатации русского народа, очень хотелось через нас, как наиболее близко стоящих к народу и пользующихся в народной толще максимальным доверием, проводить все свои преступные мероприятия. Они получили от нас жёсткий отпор по всему фронту и

Поняли, что просчитались. Но мы уже настолько прочно завоевали свои позиции в народе, так вросли в него, что ликвидация нашего миссионерского дела грозила бы для немцев крупными осложнениями. Им пришлось смириться с существующим положением и

ограничиться тщательной слежкой за каждым нашим словом и поступком да попытками организации мелких провокационных актов на местах. А мы росли не по дням, а по часам. Мы шли в народ, несли ему слово Христовой любви и правды, слово утешения и надежды»,- писал в своих воспоминаниях о. Георгий Бенигсен.

 

 

Псковский священник Федор Пузанов со своими прихожанами у церкви. 1943г

 

P.S. В ноябре 1941 года гитлеровские войска захватили Тихвин, и, отступая, вывезли с собой Тихвинскую икону Божией Матери. После этого они передали её духовенству Псковской Миссии, желая, таким образом, представить себя в качестве защитников веры от безбожных большевиков. Впоследствии образ оказался в Прибалтике, откуда, после долгих скитаний, был перевезён в США и вернулся в Тихвин уже в наше время, в 2004 году.

 

 

Говоря о патриотической деятельности Русской Православной Церкви, нельзя не упомянуть об отдельных её представителях, внесших в эту деятельность особый вклад. Эти имена, наряду с именами героев, навсегда вошли в историю страны.

 



2018-07-06 435 Обсуждений (0)
Псковская православная духовная миссия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Псковская православная духовная миссия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)