Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ



2018-07-06 872 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки русского языка

Класс

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ. 5

Первая часть учебника. 5

Раздел «МИР ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЯЕМ — УЗНАЕМ НОВОЕ». 5

Раздел «СЛОВО В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ». 23

Раздел «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ». 40

Вторая часть учебника. 48

Раздел «ЧАСТИ РЕЧИ». 48

 


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые методические рекомендации позволят учителю организовать эффективную работу по учебнику «Русский язык» для третьего класса (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина).

Несмотря на то что задания учебника и рабочей тетради достаточно объемны, подробны и дают возможность творчески работающему учителю самостоятельно организовать работу по изучению нового курса русского языка, авторы методического пособия сочли необходимым акцентировать внимание на тех обязательных моментах, которые не должны быть опущены при любом построении уроков. Поскольку основная особенность данного курса — его коммуникативная направленность, в методических рекомендациях к урокам приведены различные способы построения урока и подачи материала таким образом, чтобы можно было установить общение с ребенком, показать ему необходимость изучаемого материала, вызвать интерес к предмету. В планы уроков включены занимательные и проблемные вопросы, описание ситуаций, которые должен создать учитель на уроке, приведены (курсивом) диалоги учителя и учащихся.

Поурочные рекомендации включают в себя в ряде случаев рубрику «Это важно!», в которой предлагаются минимальные теоретические сведения, необходимые учителю для проведения урока. Даны (при необходимости) указания по проверке домашнего задания. Приводится дополнительный материал для проведения игр, проверочных и контрольных работ.

Предлагаемый вариант проведения уроков не является единственно возможным. Учитель может использовать предложенные разработки и рекомендации как основу для создания собственных оригинальных уроков по материалам учебника.

Особенности содержания учебника «Русский язык» для третьего класса. Учебник для третьего класса продолжает реализацию общих идей комплекта «Перспектива». В учебнике также продолжается развитие содержания курса, заложенного в учебниках для первого и второго классов.

Учебник «Русский язык» для третьего класса включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем — узнаем новое», «Слово в речевом общении», «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении», «Части речи».

Каждый раздел, кроме правил, заданий, текстов, включает диалоги Ани и Вани — сквозных персонажей учебника. Такой прием дает возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение.

Профессор Иван Иванович Самоваров дает пояснения к темам, обобщает наблюдения и формулирует правила, Совенок задает вопросы, помогающие выделить основное в изучаемой теме.

Для повторения и закрепления изученных правил введена рубрика «Узелки на память».

Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте. Задания, объединенные общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей.

Учебник для третьего класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем — узнаем новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога, продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами.

Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Систематизируются знания детей об орфографических правилах.

Раздел «Слово в речевом общении» включает в себя не только темы по лексике, но и темы «Состав слова», «Как образуются слова».

Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

В третьем классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения).

Продолжается работа со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.

Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых.

При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.

Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — воронаи др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

Раздел «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» знакомит детей с особенностями данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Дети знакомятся также с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня.

В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном. Вводится определение местоимения. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.

При работе с разделами из рабочей тетради1 можно предложить ученикам дать свою оценку упражнений с помощью специальных значков, например:

красный треугольник — интересное упражнение,

зеленый треугольник — полезное упражнение,

синий треугольник — скучное упражнение.

Возможно сочетание нескольких значков при оценивании одного и того же задания.

Значок рисует сам ребенок рядом с номером упражнения после его выполнения.

 

1 В дальнейшем в пособии принимается сокращение: рабочая тетрадь — РТ.


МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Первая часть учебника



2018-07-06 872 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)