Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел «СЛОВО В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ»



2018-07-06 548 Обсуждений (0)
Раздел «СЛОВО В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок 33. Что рассказало слово

Задачи урока:1) показать роль слова в речевом общении и роль жеста как «помощника» в общении и «предшественника» слова; 2) познакомить детей со значением жестов, принятых у разных народов; осмыслить уместность использования жестов в общении, воспитание культуры поведения.

Учитель может начать урок с пантомимы: войти в класс безмолвно и жестами попробовать дать указания детям сесть, раскрыть книги, кого-то вызвать к доске с учебником и «попросить» прочитать заголовки на с. 54 учебника, показать на доску, где записана тема «Что рассказало слово».

Вопрос учителя: Легко ли вам было понять меня без слов?

Чтение сообщения Самоварова на с. 54 учебника, выполнение упр. 79 из учебника — составление устного рассказа по рисунку с использованием опорных слов.

Знакомство детей с ролью жеста в общении людей:

выполнение упр. 80 из учебника (обратить внимание на работу над орфограммами в словах помощью, рук, могли,объяснить, друг);

знакомство с жестами племени майя (упр. 81 из учебника): А мы с вами используем похожие жесты? Какие?(Указываем пальцем на то, что хотим показать; показываем большой палец в знак одобрения чего-либо; прикладываем палец к губам, призывая к молчанию; качаем головой, выражая согласие или несогласие, и т. д.);

«расшифровка» современных жестов (упр. 82 из учебника), оценка уместности использования жестов, воспитание культуры поведения;

знакомство с жестами приветствия (с рукопожатием, поклоном, книксеном, приподниманием шляпы, поднятием руки и т. п.) и со словами речевого этикета при приветствии у разных народов (упр. 83 из учебника);

чтение сообщения Совенка на с. 56 учебника, наблюдение за устойчивыми оборотами, в которых словами описаны жесты, соотнесение фразеологизма и его значения (упр. 84 из учебника).

Работа по вопросам учителя: Почему древним людям было недостаточно жестов для общения? Почему они старались изобрести другой язык? С помощью чего общаться легче? Что помогает точнее передать мысль?

Ответы детей уточняются при чтении сообщения Самоварова на с. 57 учебника.

Определение основных требований к устной и письменной речи: Как надо употреблять слова в устной речи?(Произносить отчетливо, не путать звуки, их последовательность, верно ставить ударение, верно произносить сочетания звуков.) А в письменной речи?(Писать разборчивым, красивым почерком, без орфографических ошибок.) Какие требования к речи нарушены в юмористическом стихотворении-путанице Н. Матвеевой (упр. 86 из учебника)?

Выполнение упр. 86 из учебника (устно).

Итог урока: Какие средства общения использовались до появления звукового языка? Какое главное средство общения используют современные люди? Назовите « помощников» в общении.

Домашнее задание.Упр. 85 из учебника.


Уроки 34—35. Что рассказало слово (продолжение)

Задачи уроков 34—35:1) определить основные функции слова; 2) углубить знания детей о структуре слова: зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы; нематериальности лексического значения слова; 3) наблюдать за звукописью и ролью звуковых повторов в тексте; 4) определить семантику звуков.

Урок 34

Работа по вопросам учителя: Мы выяснили, что в современном языке основной единицей является слово. А для чего оно используется? Как оно устроено?

Выполнение упр. 82 из РТ.

Работа с моделями слов: Давайте вспомним, как создать модель слова.

Выполнение упр. 83 из РТ. Важно обратить внимание учеников на то, что значение слова нематериально; то, что называет слово, мы представляем в нашем воображении. Ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет. Связь звуко-буквенной формы слова и его значения условна, однако значение не может существовать без своей материальной оболочки.

Выполнение упр. 90 из учебника. Важно показать невозможность выразить значение слова без использования его звуко-буквенной формы. Сравнить слово пожари набор букв на доске, не являющийся словом.

Чтение сообщения Самоварова на с. 60 учебника.

Работа с упр. 91 из учебника.

Убедиться в зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы поможет игра «Цепочки слов и рисунков» (упр. 84 из РТ).

Итог урока: Как устроено слово? Есть ли связь между значением слова и его звуко-буквенной формой?

Домашнее задание. Придумать и записать свою цепочку слов, различающихся одной буквой.

Урок 35

Проверка домашнего задания в форме игры «У кого самая длинная цепочка слов?».

Повторение того, что дети знают о связи звуко-буквенной формы слова и его значения (упр. 85 из РТ).

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами: Мы говорили, что сама звуковая форма слова связана с его значением чисто условно. Именно поэтому в разных языках один и тот же предмет называется с помощью разных комплексов звуков. (Если в классе изучается иностранный язык, учитель приводит примеры.) Но есть слова особые. Прочитаем о них в упр. 88 из учебника.

Упр. 88 выполняется по заданиям учебника. Кроме того, можно провести конкурс «Кто четче и быстрее произнесет скороговорки?».

Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях (чтение сообщения Самоварова на с. 58, упр. 87, 89 из учебника).

Итог урока: Какие слова называют звукоподражательными? Как используется звукопись в поэтических произведениях?

Домашнее задание.Записать в тетрадь или две любые скороговорки, или две из тех, что даны в упр. 88 из учебника, научиться произносить их быстро и четко.




2018-07-06 548 Обсуждений (0)
Раздел «СЛОВО В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел «СЛОВО В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)