Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 36. Слово и его значение



2018-07-06 577 Обсуждений (0)
Урок 36. Слово и его значение 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи урока:1) закрепить знания учащихся об устройстве слова; 2) формировать представление детей о многообразии и обширности словарного состава языка; потребность в постоянном обогащении своего словарного запаса; 3) обратить внимание учеников на разную степень обобщения, присущую словам: словам с обобщающим значением, именам нарицательным, именам собственным.

Повторение того, что ученики знают об устройстве слова, по вопросам к упр. 92 учебника.

Чтение сообщения Совенка на с. 62 учебника.

Игра «Кто знает больше слов?» (упр. 93 из учебника).

Чтение диалога Самоварова и Ани со с. 63 учебника.

Выполнение упр. 94 из учебника (предметы, изображенные на рисунке: компьютер, скейтборд, мобильный телефон, роликовые коньки).

Учитель может показать такие предметы или их изображение, называние которых возможно может вызвать у учеников затруднение (флешка, сканер, небоскреб, доска для серфинга и т. п.). Важно, чтобы каждый ребенок понял: слово называет определенное понятие, предмет или явление и чем больше мы узнаем новых слов, тем шире становятся наши знания об окружающем мире.

Работа с упр. 95 из учебника. Важно обратить внимание учащихся на «Словарь языка Пушкина» как на образец огромного словарного запаса, который может иметь человек (если словарь есть в библиотеке, показать все четыре тома). Чтение стихотворения А. Пушкина: необходимо показать значимость обращения к толковому словарю для того, чтобы узнать значение непонятных слов. Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на с. 64 учебника.

Знакомство учащихся с одной из самых древних книг — Библией: чтение отрывка о роли слова, с помощью которого Адам смог дать имя всему сущему (упр. 96 из учебника). Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 65 учебника).

Показать, что слово может иметь разную степень обобщения при сравнении имен нарицательных и имен собственных: любое имя нарицательное называет целый ряд однородных предметов, а имя собственное — один конкретный предмет (упр. 88, 89 из РТ); при наблюдении за омонимией имен собственных и имен нарицательных; выяснении, почему одни и те же слова надо писать то со строчной, то с прописной буквы; сравнении слова, называющего отдельный предмет, и слова с обобщающим значением (упр. 86 из PT).

Итог урока: Для чего человек должен стремиться обогащать свой словарный запас? Сколько предметов может называть слово?

Домашнее задание.Упр. 87 из РТ; упр. 96 из учебника (задание для совместного обсуждения с родителями).


Уроки 37—38. Слово и его значение (продолжение)

Задачи уроков 37—38:1) показать, как возникают слова; 2) формировать интерес и внимательное отношение учеников к значению слова, его происхождению; 3) обогащать словарный запас детей; 4) познакомить учащихся с этимологией некоторых слов; 5) развивать речь учеников при составлении текста-рассуждения.

Это важно! В третьем классе наблюдения за тем, как возникает слово, проводятся только на примере слов с мотивированным значением, т. е. таких слов, современное значение которых или их этимологический анализ позволяет четко определить, от каких слов они образованы, какие отношения между предметами или явлениями отражают.

Урок 37

Вопрос учителя: Как же возникают слова? Нам поможет понять это Иван Иванович Самоваров.

Чтение сообщения Самоварова со с. 65 учебника.

Разное видение одного и того же предмета у разных народов выявляется на примере слова подснежник(упр. 97 из учебника).

Объяснение значений «говорящих» названий (упр. 98 из учебника).

Чтение сообщения Совенка со с. 66 учебника.

Можно предложить детям самим привести примеры слов, значение которых легко объясняется: подоконник, мухоловка, дошкольник, черноголовики т. п. При этом полезно разобрать слова по составу — тогда яснее проявляется их семантика.

Анализ текста из упр. 99 учебника. Надо показать ученикам, что для верного понимания происхождения слова нужны наблюдения, специальные знания, иначе мы можем допустить ошибку.

Упр. 100 из учебника выполняется по выбору учащегося — ребенок или сам составляет текст-рассуждение о белых и черных грибах, или списывает предложения из учебника (упр. 99).

Итог урока: О чем сегодня говорили на уроке? Что вы узнали?

Домашнее задание.Упр. 101 из учебника.

Урок 38

Продолжение наблюдения за этимологией слов сочетается с другими видами работы:

разбором слов по составу и анализом орфограмм в них (упр. 90 из РТ);

работой с текстом (упр. 91 из РТ).

Работа с этимологией топонимов (географических названий) начинается с выполнения упр. 102 из учебника.

Продолжить работу учитель может, обратившись к дополнительной литературе: Р. А. Агеева. Происхождение имен рек и озер; М. Н. Мельхеев. Географические имена. Топонимический словарь; В. П. Нерознак. Названия древнерусских городов; В. А. Никонов. Краткий топонимический словарь; Русская ономастика и ономастика России. Словарь / под ред. О. Н. Трубачева; А. В. Суперанская. Как вас зовут? Где вы живете?

Итог урока: Что интересного может рассказать нам история слова?

Домашнее задание.Записать запомнившуюся на уроке историю слова.




2018-07-06 577 Обсуждений (0)
Урок 36. Слово и его значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 36. Слово и его значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)