Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 47—48. Состав слова (продолжение)



2018-07-06 527 Обсуждений (0)
Уроки 47—48. Состав слова (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи уроков 47—48:1) познакомить детей с понятием основы слова; 2) формировать умение выделять основу слова и его окончание; 3) познакомить учащихся с понятием нулевого окончания.

Урок 47

Работа по заданию учителя: Сегодня мы познакомимся с новым понятием — «основа слова». Давайте прочитаем диалог Самоварова и Ани на с. 87 учебника, обратим внимание на примеры.

Понятие нулевого окончания вводится при чтении сообщения Самоварова на с. 87 учебника.

Выполнение упр. 133 из учебника.

Выделение основы и окончания в словах (упр. 110 из РТ).

Осмысление значения термина «основа слова»: Из каких частей состоит словопришкольный? В какой части слова заключено его основное значение?(В корне школь-.) Какие части слова вносят в него дополнительные оттенки значения?(Приставка при-, суффикс -н-.) А какая часть слова служит только для связи слов в предложении?(Окончание -ый.) Мы уже говорили о том, что та часть слова, в которой выражаются и основное значение, и оттенки значения, называется основой слова. Что должно войти в основу, какие части слова? А что в основу не войдет? Само слово может изменяться:пришкольная, пришкольные, пришкольному, а основа слова остается неизменной.

Закрепление полученных знаний при чтении диалога Ани, Вани и Самоварова на с. 88—89 учебника.

Работа с текстом к упр. 134 учебника ориентирована на уяснение учениками того, какова роль окончания в речи. Дополнительное задание — выделить основу и окончание в словах с пропущенными буквами.

Разбор слов по составу (упр. 135 из учебника).

Итог урока: Что такое основа слова? Какие части слова могут входить в основу слова? Как выделить окончание в слове?

Домашнее задание.Упр. 111 из PT.

Урок 48

Повторение того, что дети узнали об основе слова (упр. 109 из РТ).

Выделение окончаний у слов разных частей речи (упр. 114 из РТ).

Исправление ошибок в употреблении окончаний (упр. 113 из РТ).

Выделение окончаний в рифмующихся словах из стихотворения О. Григорьева (упр. 112 из РТ). Важно обратить внимание учащихся, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

Итог урока: Как вы поняли, почему основа слова так называется? Из каких частей слова она может состоять?

Домашнее задание.Упр. 112 из РТ (записать по памяти второе четверостишие).

Уроки 49—51. Состав слова (продолжение)

Задачи уроков 49—51:1) актуализировать знания учащихся о корне слова; 2) формировать умение находить корень в слове; 3) наблюдать за сложными словами; 4) познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова; 5) закрепить представление детей о единообразном написании корня слова; 6) развивать речь учащихся при пересказывании текста по плану.

Урок 49

Работа по вопросу учителя: На прошлом уроке мы выяснили, почему основа слова так называется. А как вы объясните, почему корень слова так назван?

Заслушиваются варианты ответов детей, затем повторяется определение термина «корень слова» сначала самостоятельно, потом при чтении «Узелков на память» со с. 89 учебника.

Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами (упр. 115 из PT).

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 136 из учебника).

Работа с омонимичными корнями (упр. 116 из РТ) проводится в форме игры «Найди лишнее» и позволяет обратить внимание детей на то, что корни в родственных словах не только одинаково пишутся, но и обязательно имеют одно и то же значение.

Распределение слов в группы по общности корня (упр. 137 из учебника). Нужно еще раз подчеркнуть, что корень у родственных слов одинаков и по звуко-буквенной форме, и по смыслу.

Выполнение упр. 138 из учебника. После пересказа текста по данному плану выписываются однокоренные слова к слову снеги начинается наблюдение за историческими фонетическими чередованиями гласных в корне слова. В родственных словах к слову снегобязательно выделяется корень. При этом может понадобиться помощь учителя, так как корень этих слов имеет расхождение в звуко-буквенном составе. На вопрос «Правильно ли мы выделили корень в словах?» поможет ответить диалог Ани, Вани и Самоварова на с. 91 учебника. Чередования согласных в корнях слов обязательно записываются на доске: г—ж, х—ш, ц—ч.

Формирование умения выделять корни, в которых имеется чередование согласных звуков (упр. 139 из учебника). После выполнения этого упражнения на доску записывается еще одно чередование: д—ж.

Итог урока: Какая часть слова называется корнем? Какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова?

Домашнее задание.Упр. 140 из учебника.

Урок 50

Выделение корня в именах собственных из сказки Дж. Родари требует внимания: должен быть выделен корень Чиполл-, в русском варианте — лук-или луч- (упр. 141 из учебника). Нужно обратить внимание на чередование к—ч.

Нахождение однокоренных слов в юмористическом стихотворении В. Берестова (упр. 142 из учебника). Работа с многозначным словом петух.

Работа с текстом из упр. 143 учебника. Поиск родственных слов целесообразно связать с наблюдением за единообразным написанием гласных в корне слов.

Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов (упр. 145 из учебника).

Самодиктант (упр. 144 из учебника). Учащиеся читают текст, запоминают его, записывают, диктуя сами себе и отмечая безударные гласные в корнях слов.

Итог урока: Одинаковыми или разными буквами обозначаются безударные и ударные гласные звуки в корнях родственных слов? Докажите на примерах.

Домашнее задание.Упр. 147 из учебника.

Урок 51

Нахождение корней в сложных словах (упр. 119 из РТ).

Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес.Нужно записать слова на доске и объяснить способ их проверки.

Подбор верного проверочного слова из ряда предложенных (упр. 120 из РТ).

Подбор однокоренных слов разных частей речи (упр. 121 из РТ).

Работа над содержанием текста, поиск в нем однокоренных слов (упр. 148 из учебника).

Работа с безударными гласными в корне слова, подбор проверочных слов; определение типа текста, озаглавливание его (упр. 123 из РТ).

Итог урока: Какие слова называются сложными? Как пишутся гласные в корне слов?

Домашнее задание.Упр. 122 из PT.




2018-07-06 527 Обсуждений (0)
Уроки 47—48. Состав слова (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 47—48. Состав слова (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)