Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 78—79. Текст (продолжение)



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Уроки 78—79. Текст (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи уроков 78—79:1) познакомить учащихся с составными частями текста: вступлением, основной частью, заключением; 2) формировать умение устанавливать логическую последовательность частей текста; 3) определить роль плана текста; 4) учить детей определять стилистическую принадлежность (сферу использования) текста.

Урок 78

Наблюдение за устройством текста начинается с чтения диалога Ани и Самоварова на с. 140—141 учебника.

Восстановление логической последовательности частей текста (упр. 228 из учебника): Какую помощь в этой работе может оказать план текста? Что такое план текста?

Ответы детей уточняются при чтении сообщения Самоварова на с. 142 учебника.

Выявление составных частей текста, работа с планом текста (упр. 229 из учебника). Дополнительное задание: написать изложение по тексту «Заяц» с использованием плана из учебника.

Итог урока: Из каких частей состоит текст? Что такое план текста?

Домашнее задание.Упр. 231 из учебника.

Урок 79

Проверка домашнего заданияпозволит перейти к теме урока — разговору о сфере употребления текстов. Выслушиваются несколько составленных детьми рассказов, выясняется, что содержание их разное, но общее одно: они могут быть использованы в разговорной речи или в художественном произведении, передающем разговорную речь: А может ли хоть один из прослушанных нами текстов быть употреблен в учебнике? в энциклопедии? Почему нет?

Наблюдение за стилистической принадлежностью (сферой употребления) текстов особенно продуктивно проводить при сравнении произведений с одинаковой темой. Начать можно с чтения диалога Вани и Самоварова на с. 144 учебника и анализа двух текстов о березе (упр. 230 из учебника).

Закрепление умения определять сферу употребления текста (упр. 232, 234 из учебника).

Составление разностилевых текстов по опорным словосочетаниям (упр. 233 из учебника).

Работа в паре. Учащиеся выбирают тему и составляют (устно) по два текста разного стиля. Затем сочинения детей выслушиваются, одноклассники определяют сферу употребления каждого из прослушанных текстов.

Итог урока: Что нового мы узнали о тексте?

Домашнее задание.Выписать из толкового словаря или из энциклопедии описание какого-либо животного или растения. Составить художественный текст из четырех-пяти предложений о том же животном или растении.

Уроки 80—82. Текст (продолжение)

Задачи уроков 80—82:1) систематизировать знания учащихся о словосочетании, предложении и тексте; подготовиться к контрольной работе; 2) определить уровень усвоения знаний о словосочетании, тексте и предложении по итогам контрольной работы; 3) корректировать знания детей по изученной теме при работе над ошибками.

Урок 80

Проверка домашнего задания.При прослушивании составленных текстов учащиеся определяют их стиль (без термина), сферу возможного употребления каждого текста. Лучшие рассказы могут войти в книгу-сборник «Наши сочинения».

Работа по вопросам и заданиям учителя: С помощью чего мы можем назвать предмет, действие, признак?(С помощью слова.) А что мы используем, если хотим назвать что-то более подробно?(Словосочетание.) А как называются несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль?(Предложение.) Приведите примеры, запишите. Прочитайте следующую запись.

День, гулять, поле — это три слова.

Ясный день, долго гулять, чистое поле— это шесть слов.

Разгулялся в чистом поле ветер — это пять слов.

Все ли верно? Исправьте ошибки (устная работа).

Повторение определения словосочетания. Задание: привести примеры словосочетаний.

Составить словосочетания со словами рисовать, бег. Словосочетания должны быть разными; если дети не смогут этого сделать сами, им помогут вопросы: рисовать — что? чем? где? для кого? как? когда?; бег — какой? с чем? куда?

Повторение определения предложения, сведений о типах предложений по цели высказывания и по интонации (с примерами), о главных членах предложения. Задание составить предложение по вопросам: когда? кто? что делает (делают)?

Задание записать предложения, найти в них главные члены: Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота. Повар леща берет и опускает в компот.(О. Григорьев.) Как называются такие произведения?(Перевертыши.) Сколько сказуемых в третьем предложении?

Повторение определения однородных членов предложения (с примерами). Нахождение однородных членов в предложениях: На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки.(К. Чуковский.)

Работа с текстом (текст записан на доске).

У меня дома на стене висит красивая фотография дятла. Вот как она по...вилась.

...днажды зимой мы с р...дителями гуляли по лесу и увидели на с...сне дятла. Он был очень нарядный. Спинка у него черная, голо...ка черная с красными пятны...ками. На черных крыл...ях белые пятны...ки и п...лоски.

Я х...тел бросить в дятла сн...жком. Но папа не разрешил пугать птицу и предложил ее сфотогр...фировать.

Не надо пугать птиц! Гораздо инт...реснее наблюдать за ними.

Озаглавить текст. Определить его тему и главную мысль, стиль (художественный) и тип (повествование с элементами описания во втором абзаце). Найти вступление, основную часть и заключительную часть текста. Составить план текста. Устно объяснить орфограммы.

При наличии времени текст списывается.

Резервное задание — упр. 165 из РТ.

Итог урока: О каких единицах языка мы сегодня говорили?(Слово, словосочетание, предложение, текст.

Домашнее задание.Подготовиться к контрольной работе по рубрике «Проверь себя» (с. 148—150 учебника).

Урок 81

Проведение контрольной работы по заданиям учебника («Проверь себя» со с. 148—150). Задания 1—6 выполняются письменно, задание 7 — коллективно устно. Самостоятельно учащиеся могут составить план текста. При наличии времени можно дать дополнительное задание: записать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, вместе с проверочными словами. Найти слово с орфограммой чн.

Урок 82

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Задание: рассмотреть фотографию на с. 150 учебника. Подобрать по ней и записать три слова, три словосочетания, три предложения. В записанных предложениях подчеркнуть главные члены. Дополнить предложения однородными подлежащими или сказуемыми. Определить тип составленных предложений.

Работа в паре. Составить рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нем было вступление, основная часть и заключительная часть: Какой текст у вас получился — научный или художественный? Есть ли в вашем тексте описание, повествование, рассуждение?

Составленные детьми рассказы заслушиваются и анализируются, лучший рассказ записывается с комментированием орфограмм.

Домашнее задание.По выбору: или найти в тексте задания 7 (с. 150 учебника) два предложения с однородными сказуемыми, выписать их, подчеркнуть главные члены предложения, или написать рассказ «Как бы я хотел провести выходной день».


Вторая часть учебника

Раздел «ЧАСТИ РЕЧИ»

Уроки 83—85. Части речи

Задачи уроков 83—85:1) актуализировать знания детей о частях речи; 2) создать представление учащихся о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений; 3) формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы; 4) научить школьников определять частеречную принадлежность омонимичных словоформ; 5) показать детям различия между самостоятельными и служебными частями речи.

Урок 83

Чтение обращения Самоварова на с. 3 учебника: О чем новом мы узнаем? Для чего надо знать части речи?

Игра «Кто разделит верно?» (упр. 1 из учебника). Школьникам нужно распределить слова в пять групп: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и союзы. Общие признаки, на основе которых выделяется каждая часть речи, дети сначала вспоминают самостоятельно, затем уточняют свой ответ при чтении «Узелков на память» со с. 4 учебника.

Выполнение упр. 2 из учебника. Примеры слов разных частей речи ученики приводят устно.

Создание образного представления о грамматической системе языка (рисунок к упр. 3 из учебника): в языке все четко разложено по полочкам, как в библиографическом шкафу, как в сейфе, где для каждой группы предметов есть свое отделение. Дальнейшая работа с упр. 3: прочитать название каждой части речи и вопросы к ней, указать, что обозначает каждая часть речи, привести свои примеры.

Выявление различий между самостоятельными и служебными частями речи по двум признакам: а) значение (Можно ли определить, что обозначает (какое значение имеет) слово как часть речи?) и б) грамматический вопрос (Можно ли к слову поставить вопрос?).Работа по учебнику: чтение сообщения Самоварова на с. 6, выявление различий между самостоятельными и служебными частями речи (возвращение к упр. 1).

Систематизация знаний детей о частях речи осуществляется при выполнении упр. 4 из учебника. Ученикам предстоит догадаться, какое из однокоренных слов надо вставить на месте пропуска и к какой части речи это слово относится.

Нахождение слов разных частей речи в тексте (упр. 5 из учебника).

Итог урока: Что такое части речи? По каким признакам мы их выделяем?

Домашнее задание.Упр. 2 из РТ.

Урок 84

Создание проблемной ситуации: Как верно определить, к какой части речи относится слово? Достаточно ли для этого учитывать только значение слова? Если словобегназывает действие, то значит ли, что оно глагол? Если словодоброта называет признак, то значит ли, что оно имя прилагательное?(Надо учитывать и значение слова, и то, на какой вопрос оно отвечает.)

Сделанный вывод уточняется при чтении диалога Ани и Вани на с. 8 учебника.

Определение частеречной принадлежности слов при работе по образцу (упр. 8 из учебника).
Исправление ошибок, допущенных при распределении слов по частям речи (упр. 4 из РТ).

Составление предложений по рисунку с использованием опорных слов разных частей речи (упр. 1 из РТ).

Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частеречной принадлежности слов, работа с текстом (упр. 6 из учебника).

Итог урока: Как надо определять, к какой части речи относится слово?

Домашнее задание.Упр. 3 из РТ.


Урок 85

Создание проблемной ситуации: Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? К какой части речи относится словопокрывало?

Ответы детей выслушиваются, приводятся примеры предложений с именем существительным У меня есть теплое покрывалои с глаголом Пушистое покрывало землю покрывало.

Выполнение упр. 5 из РТ с обязательным чтением диалога Ани, Вани и Совенка.

Работа по заданию учителя: Давайте прочитаем рассказ Людмилы Петрушевской (упр. 9 из учебника) и подумаем, можно ли определить, к какой части речи относится выдуманное слово, то есть слово, которого в языке нет.

При работе обратить внимание на подсказку Совенка со с. 10 учебника.

После выполнения упр. 9 можно предложить ребятам составить предложение из выдуманных слов и определить, к какой части речи относится каждое из этих слов (если у детей возникнут трудности, учитель может дать им для работы готовое предложение, составленное Л. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка).

Выполнение тестовых заданий (упр. 6—8 из РТ).

Итог урока: Что надо учитывать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?

Домашнее задание.Упр. 9 из РТ.



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Уроки 78—79. Текст (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 78—79. Текст (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)