Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 91—93. Одушевленные и неодушевленные имена существительные



2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Уроки 91—93. Одушевленные и неодушевленные имена существительные 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи уроков 91—93:1) учить детей различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению; 2) обогащать лексический запас учеников словами — названиями жителей определенных городов; 3) развивать речь и творческое мышление учащихся при придумывании окончания рассказа; 4) актуализировать знания детей об олицетворении.

Урок 91

Актуализация знаний детей об одушевленных и неодушевленных именах существительных при работе с учебником: наблюдение за отличием существительных из двух данных групп (упр. 25); чтение сообщения Самоварова на с. 23.

Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в рассказе И. Абрамова (упр. 26 из учебника), выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста-повествования).

Распределение одушевленных имен существительных по группам (упр. 27 из учебника) с обязательным объяснением значений непонятных слов.

Дополнение классификации одушевленных имен существительных: Какие еще имена существительные относятся к одушевленным?(Названия животных.)

Создание проблемной ситуации при выполнении упр. 22 из РТ: слов мамонт, папонти т. д. в языке нет, но это названия живых существ (обратить внимание на слова гуляли, лежали, стихи сочиняли т. д.), следовательно, это одушевленные имена существительные.

Игра «Кто где живет?». Учитель перечисляет названия городов, а учащиеся образуют слова, называющие жителей этих городов: Минск (минчанин, минчане), Уфа(уфимец, уфимцы), Челябинск (челябинец, челябинцы), Курск (курянин, куряне), Воронеж(воронежец, воронежцы), Ростов (ростовец или ростовчанин, ростовцы или ростовчане), Тверь (тверич, тверяк или тверичанин, тверичи, тверяки или тверичане). Образованные существительные записываются с обозначением суффиксов в них.

Игра «Придумай героя» (упр. 23 из РТ).

Итог урока: Какие имена существительные называются одушевленными, а какие — неодушевленными? Какой корень можно выделить в этих терминах?(-душ-) Какие слова можно отнести к одушевленным существительным?

Домашнее задание.Упр. 20, 21 из РТ.

Урок 92

Подбор к неодушевленным именам существительным синонимов и антонимов (упр. 28 из учебника).

Игра «Волшебные превращения» (упр. 30 из учебника): лиса — липа; ворона — ворота; уж — ум, ус; корова — корона; муха — мукá; кот — рот; коза — роза; рак — мак; цапля — капля; зверь — дверь.

Распределение слов-отгадок из упр. 31 учебника по группам (одушевленные существительные — неодушевленные существительные) проводится в форме самодиктанта. Придуманные детьми загадки можно записать полностью с объяснением орфограмм.

Актуализация знаний детей об олицетворении (упр. 32, 33 из учебника). Обратить внимание на подсказку Совенка со с. 28 учебника.

Творческая работа — составление устных рассказов по рисунку к упр. 34 из учебника с использованием приема олицетворения.

Итог урока: Какие имена существительные называются неодушевленными? Могут ли неживые предметы изображаться как одушевленные? Когда это бывает? Как называется такой прием?

Домашнее задание.Упр. 24 из РТ.

Урок 93

Проверка домашнего задания.На этом этапе урока можно провести конкурс чтения скороговорок.

Самостоятельное выполнение упр. 29 из учебника.

Систематизация знаний школьников об имени существительном (упр. 25 из РТ). Имена существительные должны быть выписаны в начальной форме (это понятие пока не вводится), то есть должны отвечать на вопрос кто? или на вопрос что? Обратить внимание детей на принятый способ письменного оформления разбора существительного как части речи.

Итог урока: Как мы теперь можем охарактеризовать имя существительное? Что мы о нем знаем?

Домашнее задание.Выписать из учебника «Литературное чтение. 3 класс» (авторы Л. Ф. Климанова и др.) любое четверостишие, найти в нем имена существительные, сделать разбор каждого имени существительного как части речи.

Уроки 94—96. Род имен существительных

Задачи уроков 94—96:1) актуализировать знания учащихся о роде имен существительных; 2) научить детей определять род имен существительных; 3) показать роль окончания в определении рода имени существительного; 4) показать значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний.

Урок 94

Создание проблемной ситуации: Послушайте, какую записку мне написал мальчик-иностранец: «Скоро я приеду в вашу город. Я хочу увидеть новый школу». В чем он ошибся? Сегодня на уроке мы разберемся в этом. Но сначала давайте вспомним, что мы уже знаем о существительных.(Имена существительные могут быть собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.)

Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно мое(упр. 35 из учебника). Важно, чтобы дети привели свои примеры и выделили окончания в именах существительных.

Чтение сообщения Самоварова о роде имен существительных на с. 30 учебника: К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного?

Формирование умения определять род имен существительных (упр. 36 из учебника). Основное внимание при этом следует обратить на окончания имен существительных разных родов, эти окончания необходимо записать на доске: ж. р. — - а , - я ; м. р. —; cp. р. — - о , - е .

Наблюдение за ролью окончания при определении рода имени существительного (упр. 32 из РТ).

Распределение имен существительных по родам (упр. 37 из учебника). Объяснение орфограмм в словах из словаря.

Проблемный вопрос: Помогает ли выделение корня в имени существительном определить его род?

Работа с упр. 30 из РТ.

Вывод о том, что однокоренные слова могут относиться к разным родам, дети делают сами: А какая часть слова может помочь определить его род?(Окончание.)

Итог урока: К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного?

Какие окончания могут иметь имена существительные женского рода? мужского рода? среднего рода?

Здесь же целесообразно вновь вернуться к записке мальчика-иностранца, текст которой учитель привел в начале урока: Так в чем ошибся мальчик?

Домашнее задание.Упр. 28 из РТ.


Урок 95

Формирование умения определять род имен существительных (упр. 39 из учебника).
Выявление роли суффиксов в определении рода имени существительного: Как называют человека, профессия которого — учить детей?(Учитель.)А того, кто пишет книги?(Писатель.)Какие суффиксы есть в этих существительных? Приведите другие имена существительные с суффиксом-тель. К какому роду относятся эти существительные? А если речь идет о женщине, какие слова надо употребить?(Учительница, писательница.)Какой суффикс указывает на лицо женского пола?(-ниц-)Давайте посмотрим, какие еще суффиксы помогут определить род имени существительного.

Работа с упр. 31 из РТ.

Игра «Собери семью вместе: маму, папу и детеныша» (упр. 35 из РТ) предполагает обязательное выделение в именах существительных окончаний и суффиксов, выяснение их роли в определении рода каждого существительного.

Задание-шутка (упр. 36 из РТ) предполагает образование детьми окказиональных слов по существующим в языке моделям: папа — Чебурек, дочка — Чебуречина, Чебуречинка, Чебурёнкаи т. п., сын — Чебурёнок, Чебуречики т. п.

Определение рода имен существительных в тексте К. Паустовского и повторение изученных орфограмм (упр. 33 из РТ). Задание может быть выполнено детьми самостоятельно или в форме комментированного письма.

Итог урока: Какие части слова помогают определить род имени существительного? Приведите примеры.

Домашнее задание.Упр. 27 из РТ.

Урок 96

Создание проблемной ситуации: Как вы думаете, если у имен существительных есть три рода, может ли каждое из слов этой части речи изменяться по родам, то есть употребляться то в мужском, то в женском, то в среднем роде? Давайте попробуем так изменить слова:парта (она моя?),парт (он мой?),парто (оно мое?). А как быть со словомкарандашили со словомокно? Какой вывод можно сделать?(Имена существительные по родам не изменяются, каждое существительное всегда относится к одному и тому же роду.)

Чтение диалога Ани, Вани и Самоварова на с. 32 учебника.

Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в составленном тексте (упр. 38 из учебника).

Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику: чтение диалога Совенка и Ани на с. 33, выполнение упр. 40, чтение высказывания Вани после упр. 34 может быть предварено самостоятельными ответами детей.

Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными: Чтобы верно выбрать окончание имени прилагательного, надо знать, с существительным какого рода это прилагательное сочетается.

Работа с упр. 41, 42 из учебника, упр. 29 из РТ.

Выявление необходимости знать род имени существительного при сочетании его с глаголами (упр. 44 из учебника).

Итог урока: Для чего необходимо знать род имени существительного?(Чтобы верно сочетать с именем существительным другие слова в словосочетании и предложении.)

Домашнее задание.Упр. 34 из РТ.




2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Уроки 91—93. Одушевленные и неодушевленные имена существительные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 91—93. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)