Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 102—104. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода



2018-07-06 921 Обсуждений (0)
Уроки 102—104. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи уроков 102—104:1) формировать умение определять род имени существительного; 2) познакомить учеников с новой орфограммой — правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; 3) научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; 4) показать новую функцию мягкого знака — грамматическую.

Это важно! Надо обратить внимание детей, что мягкий знак после шипящих в конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучьи т. п.

Урок 102

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. 62 из учебника).

Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении сообщения Самоварова на с. 48 учебника.

Письменное выполнение упр. 63 из учебника с обязательным объяснением принятых решений.

Игра «Найди третье лишнее» (упр. 64 из учебника).

Выполнение упр. 66 из учебника.

Упр. 65 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами-отгадками.

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 67 из учебника).

Итог урока: С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда в конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

Домашнее задание.Упр. 44 из РТ.

Урок 103

Проблемный вопрос: Зачем пишется мягкий знак в словахотмель, шмель? А в словахрожь, мышь?

Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова на с. 50 учебника.

Важно показать, что в конце имен существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, то есть чисто грамматическую функцию.

Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода (упр. 68, 70 из учебника).

Игра «Волшебные превращения слов» (упр. 46 из РТ).

Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным в конце, вторая команда — имена существительные мужского рода с шипящим согласным в конце, третья команда — имена существительные, в которых мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука.

Систематизация знаний учеников об употреблении мягкого знака в русском языке: Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

Работа с упр. 71 из учебника.

Итог урока: Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

Домашнее задание.Упр. 69 из учебника.


Урок 104

Формирование умения употреблять мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, разграничивать случаи употребления мягкого знака в словах: игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника — последнее задание к упр. на уроке не выполняется).

Итог урока: Для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак? Когда еще пишется мягкий знак?

Домашнее задание.Выполнить последнее задание к упр. 72 из учебника.

Уроки 105—107. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Задачи уроков 105—107:1) познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; 2) ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; 3) способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; 4) показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам; 5) познакомить детей, с одной стороны, со словами-«помощниками» при определении падежей, а с другой стороны — с предлогами, употребляемыми с определенными падежами.

Урок 105

Работа по заданиям и вопросам учителя: Определите, как изменяются имена существительные:река — рéки, глаз — глазá.(Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется?(Окончание.) А теперь прочитаем словосочетания из упражнения 73 учебника и поможем Ане ответить на вопрос Совенка.

Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 74 из учебника). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залилидля чего? для катка; спешатк чему? к каткуи т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

Чтение диалога Совенка, Вани и Самоварова на с. 54 учебника помогает учащимся понять цель изменения имен существительных по падежам — имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

Чтение названий падежей по учебнику (сообщение Самоварова на с. 55). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением сообщения Самоварова делать запись на доске: И. п.(кто?) брат , (что?) зимаи т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

Коллективное выполнение упр. 75 из учебника для лучшего запоминания названий падежей.

Знакомство учеников с этимологией названий падежей (упр. 78 из учебника) также будет способствовать запоминанию этих терминов.

Итог урока: Как еще могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

Домашнее задание.Просклонять существительные вода, конь, степь.


Урок 106

Вступительная беседа: Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров?(Чтение первого предложения из сообщения Самоварова на с. 56 учебника.) Докажем это(учитель записывает на доске): Р. п.(чего?)рук и́ , лейк и .Д. п. (чему?)рук е , лейк е . Не зная падежа, верно окончание не написать.

Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова на с. 56 учебника): Как определить падеж?

Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 76 из учебника. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанные Самоваровым этапа).

Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа (чтение советов Совенка и работа с таблицей на с. 57 учебника). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. 77 из учебника) проводится сначала устно, с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом (учитьсячему? грамоте, вскачьс чем? с грамотойи т. д.). Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах): 1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зеленой крышей дома спит зеленый дуб. (С. Черный.)

Итог урока: Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Что может оказать помощь при определении падежа имени существительного? Для чего надо уметь верно определять падеж существительного?

Домашнее задание.Упр. 53 из РТ.

Урок 107

Формирование умения определять падеж существительных (упр. 50, 52 из РТ).

Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу (упр. 51 из РТ).

Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (упр. 54 из РТ).

Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж: Жил старик со своею старухой... .Мачеха отправила падчерицу... . Ласточка посадила Дюймовочку... .Винни-Пух отправился в гости... . Лучшие предложения записываются.

Итог урока: Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание.Упр. 56 из РТ.




2018-07-06 921 Обсуждений (0)
Уроки 102—104. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 102—104. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (921)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)