Литературно-художественныйстиль
Литературно-художественныйстильприменяетсявхудожествен-нойлитературе.Этотстильвоздействуетнавоображениеичувствачитателя,передаётмыслиичувстваавтораиегоперсонажей,исполь-зуетвсёбогатстволексики,возможностиразныхстилей,характеризу-етсяобразностьюиэмоциональностьюречи. Всвоихпроизведенияхписателииспользуютнетолькословаиформысовременноголитературногоязыка,ноиисторизмы,архаизмы,просторечия.Отличительнойособенностьюлитературно-художественногостиляявляетсяупотреблениетропов–особыхфигурречи,придающихповествованиюкрасочность,силуизображениядействительности.
Наиболеераспространенныевидытропов
1.Метафора–переносзначенияпосходству(работакипит,лесрук,тёмнаяличность,каменноесердце). 2.Метонимия–переносзначенияпосмежностиТеатружполон,ложиблещут; Партерикресла,всёкипит... (А.С.Пушкин)3.Синекдоха–переносзначенияпоколичеству. Ислышнобылодорассвета,какликовалфранцуз.
(М.Ю.Лермонтов)
Электронный архив УГЛТУ
4.Олицетворение–представлениенеодушевленныхпредметоводушевленными,т.е.говорящимиидействующими. Поетзима,аукает,мохнатыйлесбаюкаетстозвономсосняка… (С.А.Есенин)
6.Аллегория–изображениеотвлеченногопонятиячерезкон-кретныйобраз.Аллегориейможетбытьназванолюбоеиносказатель-ноевыражение(Когдаракнагоресвиснет.Авозинынетам). 7.Ирония–переносзначенияпопротивоположностиприпомо-щиинтонации. Слугавлиятельныхгоспод, СкакойотвагойблагороднойГромитеречьювысвободнойВсехтех,комузажалирот. (Ф.И.Тютчев)
8.Гипербола–художественноепреувеличение(Мысвамистолетневиделись!). 9.Литота–художественноепреуменьшение(Пьяномуиморепоколено). 10.Перифраза(илипарафраз)–непрямоеописательноеобозначе-ниеобъектанаосновевыделениякакого-либоегокачества,признакаит.д.Царьзверей(лев),городнаНеве(Санкт-Петербург). 11.Эвфемизм–заменанеприличных,грубыхвыраженийболее,деликатнымиимягкими(толстый→полный,пухленький). 12.Инвектива–резкоеобличение,осмеяниереальноголицаилигруппылиц. «Авы,надменныепотомки…» (М.Ю.Лермонтов)
13.Гротеск–изображениелюдейиявленийвфантастическом,уродливо-комическомвиде,основанноенарезкихконтрастахипре-увеличениях. Взъярённыйназаседаниеврываюсьлавиной,Дикиепроклятьядорогойизрыгая. Ивижу:сидятлюдейполовины. Одьявольщина!Гдежеполовинадругая? (В.Маяковский)Тропыширокоиспользуютсявлитературныхпроизведениях, ораторскомискусствеивповседневнойречи.
Электронный архив УГЛТУ
Функционально-смысловыетипыречи
Взависимостиотпоставленнойзадачиисодержанияречиразде-ляюттрифункционально-смысловыхтипаречи:повествование,опи-сание,рассуждение.Каждыйизнихимеетсвоиотличительныепри-знаки. Повествование–эторассказилисообщениеотомилииномсо-бытиивовременнойпоследовательности.Особенностьюповествова-нияявляетсято,чтокаждоеновоесобытиеследуетзапредыдущим.Всеповествовательныетекстыпостроеныпообщейсхеме:началооп-ределенногособытия(завязка),развитиесюжета,концовка(развязка). Рассуждение–этотакойтипречи,которыйподтверждаетилиопровергаетопределеннуюмысль(тезис).Композициярассуждения:1)впервойчаститекставыдвигаетсятезис,которыйкконцутекстаследуетлибодоказать,либоопровергнуть;2)вовторойчаститекстаавтордолженобосноватьвысказаннуювпервойчастимысль,привес-тиаргументыидоказательства,подтверждающиесяпримерами;3)впоследнейчаститекстаавторделаетвыводиполностьюзавершаетсвоюмысль. Тезисиегоаргументыврассуждениисвязываютсякаклогически,такиграмматически.Всвязисэтимавторыиспользуютследующиевводныеслова:наконец,следовательно,во-первых,во-вторых,в-третьих,такимобразомидр.Втексте-рассуждениичастоиспользуютсяпредложения,содержащиеследующиесоюзы:несмотрянато,что…;хотя,однако,таккакидр. Описание–этофункционально-смысловойтипречи,описы-вающийкакое-либоизображение,действие,предметиливнешнийвидгероя(лицо,глаза,походку,окружающуюобстановкуит.д.).На-пример,еслиописываетсяпортрет,тообращаетсявниманиеначертылица,цветглазиволос,возраст,осанку,одежду,улыбкуит.д.Опи-сываяпомещение,мыуказываемследующиехарактеристики:разме-ры,внешнийвид,оформлениестенит.д.Общимиглавнымдлявсехтиповописанияявляетсяодновременностьвсехпризнаков.
Практическиезадания
Задание1.Дайтехарактеристикутекста,учитываясвоеобра-зиестиляиособенностилексики. ЮзерФедяЧайниковпознакомилсявчатес16-летнейдевушкойМашейипопросилприслатьеефотку.ТаккакМашанезнаетдругих
Электронный архив УГЛТУ
форматов,кромеbmp,еефотказанимает15мегабайт.УФедикон-нектспровайдеромна2400.Приэтомсвязьрветсякаждые20минут,адозвонпослеэтогозанимает30минут.Льготныйтарифдействуетс3.00до5.00.СкольколетбудетдевушкеМаше,когдаФедядокачаетеефотку? (ИзфорумавИнтернете)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |