ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
ПРАВО ХХI века
Сборник материалов ежегодной Международной заочной Научно-практической конференции студентов, аспирантов И молодых ученых, посвящённой Дню юриста России
Тезисы выступлений
Тула Издательство ТулГУ УДК 33,336
Право ХХI века: сборник материалов ежегодной Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвящённой Дню юриста. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. 216 с.
ISBN 978-5-7679-3973-2
Выпуск подготовлен на основе тезисов выступлений на международной заочной научно-практической конференции «Право ХХI века», посвящённой Дню юриста России. В сборнике представлены результаты исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых, по актуальным проблемам права и правоприменения.
Материалы могут быть полезны студентам и аспирантам юридических вузов, специалистам права, а также лицам, интересующимся вопросами юриспруденции.
Редакционная коллегия: директор института права и управления канд. юрид. наук. М.А. Берестнев (ответственный редактор), д-р юрид. наук, проф. Е.С Дубоносов, канд. экон. наук, доц. С. Н. Ковалев, Тью Ван Хунг, Т.В. Косарева.
© авторы докладов, 2018 ISBN 978-5-7679-3973-2 © Издательство ТулГУ,2018 ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
Абрамов Б.С., магистрант Тульский государственный университет Научный руководитель: к.ю.н., доц, Петрухина О.А. В настоящее время уголовное судопроизводство нельзя представить без использования новейших достижений в различных областях знаний, которые называют специальными знаниями. Их значимость при расследовании преступлений растет, а вместе с тем активно продолжаются споры о сущности данного понятия. Единственное, в чем нет разногласий – это в том, что специальные знания не являются общеизвестными. В отечественном законодательстве определения понятия «специальные знания» не существует. «Однако пределы компетенции специалиста и сама необходимость его участия в деле зависят от содержания этого понятия»[1]. В связи с этим нашей задачей является уточнение понятия «специальные знания». В юридической науке применяются два понятия – «специальные знания» и «специальные познания». Согласно словарю С.И. Ожегова знание определяется как: 1) постижение действительности сознанием; наука; 2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области. А познание это: 1) приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира; 2) совокупность знаний в какой-нибудь области. С лингвистической точки зрения познание толкуется, с одной стороны, как процесс постижения закономерностей и явлений действительности, а с другой, как результат этого процесса. В свою очередь знание понимается исключительно как итог процесса познания, вследствие которого возникает определенная сумма знаний о явлениях и закономерностях окружающего мира. С философской точки зрения познание - процесс получения нового знания. «Познание – сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов и явлений, а также изучение путей и целей самого процесса образования знаний»[2]. Целью познания является не знание само по себе, а сознательное преобразование действительности. Знание понимается как результат познания. Как правильно отметила Т.В. Сахнова, «с философской и лингвистической точек зрения эти термины не синонимичны, хотя их содержание частично перекрывается»[3]. Большинство авторов разграничивают применение данных терминов. Исходя из их работ, выделяются три ключевых подхода. Первый подход: использование термина «знания» предпочтительнее, чем термина «познания». Так, Т.В. Сахнова и В.Н. Махов указывают, что понятие «познание» охватывает сам процесс достижения знания, а это значит, что совокупность знаний более верно будет выражаться понятием «знания». Второй подход: И.Н. Сорокотягин, В.И. Шиканов, Е.В. Селина использование термина «познания» предпочтительнее, чем термина «знания». В частности, И.Н. Сорокотягин говорит о том, что понятие «знания» обозначает готовые результаты, систему сведений, которые были получены в результате научной и практической деятельности. Третий подход: Л.Г. Шапиро и ряд других исследователей считают, что такой проблемы как разграничение понятий «специальные знания» и «специальные познания» в уголовном процессе нет, основываясь на том, что трактуются данные понятия в толковом словаре С.И. Ожегова однозначно. Согласно П.П. Ищенко специальные знания – «это любые профессиональные знания, которые могут оказать содействие в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств»[4]. Такой же критерий использовал и В.Н. Махов: «знания, присущие различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователя и судьи, используемые при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу в случаях и порядке, определенных уголовно-процессуальным законодательством»[5]. На наш взгляд процесс познания во всех смыслах неотделим от субъекта этого процесса, а это значит, что он имеет субъективную оценку содержания дефиниции понятия «знания». В рассматриваемой проблеме мы согласны с авторами, которые считают более правильным использование понятие «знания». Также следует прекратить употребление в понятийном аппарате науки уголовно-процессуального права термина «познания» в том значении, в котором оно употребляется теоретиками и практиками на данный момент. Исходя из нашего исследования, мы пришли к выводу, что употребление понятия «специальные знания» будет более корректным и точным. Трактовать данный термин в рамках уголовного судопроизводства стоит как «необщеизвестные знания в области науки, техники, искусства, ремесла и права, которые были получены в результате профессионального образования или практической деятельности их субъектами и используемые судом и сторонами уголовного судопроизводства в целях раскрытия, расследования и рассмотрения уголовного дела».
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |