Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена



2018-07-06 288 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена 0.00 из 5.00 0 оценок




Материалы конференция «Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений в тру­дах ученых XX века» предполагают некоторую систематизацию того, что осуществлено в логопедической теории и практике в относительно короткий истори­ческий отрезок времени. Здесь учитывались истоки развития логопедии, получившей мощный импульс еще в XIX веке в процессе бурного развития естественных наук и развития концепции о локализации высших психических функций, оказавших огромное влияние на понимание нормы и патологии речи. В рассматривае­мых материалах представлены научные направления, свидетельствующие о связи речевых расстройств с состоянием всех сфер жизнедеятельности человека; с неврологическими, нервно-психическими, психологи­ческими особенностями лиц, страдающих речевой па­тологией, с особенностями личности в целом. Исследо­вания ученых показывают, что эффективность изуче­ния речевой патологии возможна лишь с позиции понимания речи как целостного, многоуровнего и сложноструктурного процесса.

Логопедия рассматривается как педагогическая наука, опирающаяся на общедидактические и специ­фические принципы поиска и разработки методов дифференциальной диагностики, коррекции и профи­лактики речевых нарушений. Особую значимость при­обретает системный и комплексный подход в коррек­ции речевых нарушений.

Изучение актуальных вопросов речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Особое значение прида­ется трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Ле­онтьева.

Развитие современной логопедии было подготов­лено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX века (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, М.И. Аствацатурова, Г.Д. Неткачева, СМ. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.А. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, Г.А. Каше и многих др.), а также зарубежных авторов (Р. Беккер, К.-П. Беккера, М. Совака, М. Зеемана, А. Митринович-Моджиевска, X. Мержеевска и др.). В настоящее время вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее вы­ступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются ярко очерченные тенденции, имеющие глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопе­дии XIX и первой половины XX века, с другой сторо­ны, с современным уровнем развития смежных с ло­гопедией научных областей.

Такими перспективными направлениями и тен­денциями, определяющими фундаментальные подходы в изучении речевых расстройств в будущем, являются, на наш взгляд, следующие:

— Углубленная и дифференцированная разработ­ка медико-психолого-педагогического подхода при диагностике и коррекции речевых нарушний на основе изучения физиологических, пси­хофизиологических, психологических механиз­мов речевой патологии и их клинических проявлений в структуре тяжелых нарушений речи (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, М.К. Бурлако-ва, Е.Н. Винарская, Л.И. Вансовская, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Е.В. Лаврова, Н.Н. Малофеев, Л.Я. Миссуловин, Е.В. Оганесян, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, К.А. Семенова, В.М. Шкловский, М.Г. Храковская и др.).

Многоаспектное изучение психологических особенностей детей и взрослых с речевой па­тологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ре­бенка или взрослого с нарушением речи (И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Е.М. Мастюкова, Л.Я. Миссуловин, В.И. Се­ливерстов, Г.М. Сумченко. Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).

— Психолингвистический подход при анализе речевых расстройств и их коррекции, который в настоящее время наиболее успешно разрабо­тан в исследованиях таких авторов, как В.К. Во­робьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лапаева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова и др.

— Разработка нейропсихологического подхода к изучению и коррекции речевых расстройств, как у взрослых, так и у детей с локальными поражениями мозга (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.).

— Совершенствование педагогического аспекта логопедического воздействия, создание новых технологий, в том числе и компьютерных, при коррекции нарушений устной речи (Т.В. Влосовец, О.Е. Грибова, И.И.Ермакова, А.Г. Иппо-литова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова. В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), нарушений письменной речи (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сум­ченко и др.).

— Исследование сложной структуры речевого де­фекта в сочетании с сенсорными (Л.С. Волко­ва, Л.Г. Парамонова), моторными (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастю­кова, К.А. Семенова и др.), интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и др.).

— Разработка проблем профилактики и наиболее раннего логопедического воздействия (Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.М.Масюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева и др.).

Указанные направления не отражают всего широ­кого спектра проблем, требующих решений и разраба­тываемых в современной логопедии.

Авторы настоящего сборника считали необходимым назвать имена и представить творческие портреты ве­дущих ученых в области логопедии, составляющих пле­яду классиков науки, а также современных исследова­телей, внесших значительных вклад в решение многих научных вопросов. Однако собрать материалы о всех достойных быть здесь представленными не удалось.

Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века.

Материалы Международной научной конференции /

Науч. ред. Л.С. Мотылева. СПб., 2000. С.3-4.



2018-07-06 288 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)