Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Стилистические фигуры



2018-07-06 396 Обсуждений (0)
III. Стилистические фигуры 0.00 из 5.00 0 оценок




СПРАВОЧНИК

К выполнению тестовой части

(Часть 2) ОГЭ по русскому языку

В 9 классе

Задания 3-14

 

 

 

Оглавление

№ задания Название задания
Средства выразительности
Правописание приставок · Неизменяемые на письме приставки · Приставки на – З, -С · Приставки, зависящие от смысла (ПРЕ-, ПРИ-) · Приставки, которые зависят от ударения · Приставки, которые пишутся через дефис
Правописание суффиксов: 1) НН-Н……………………………………………………………………………… 2) правописание суффиксов имён существительных ……………………………. 3) правописание суффиксов имён прилагательных ……………………………… 4) правописание суффиксов глаголов……………………………………………... 5) правописание суффиксов наречий ……………………………………………...
Замена разговорного (просторечного) слова нейтральным синонимом ………..
Подчинительная связь в словосочетании. Замена одного словосочетания другим………………………………………………………………………………..
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) ………………
Осложнённое предложение: 1) однородные члены………………………………………………………………. 2) обособленные и необособленные определение ……………………………….. 3) приложение ……………………………………………………………………… 4) обособленные обстоятельства ………………………………………………….. 5) обособленные дополнения ……………………………………………………… 6) уточняющие члены предложения ………………………………………………. 7) пояснительные конструкции …………………………………………………… 8) присоединительные конструкции ………………………………………………. 9) сравнительный оборот …………………………………………………………...
Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращение
Смотреть задание 8
Сложные предложения: 1) виды сложных предложений. Сочинительные и подчинительные союзы….. 2) знаки препинания в сложносочиненном предложении ………………………. 3) придаточные предложения…………………………………………………….. 4) обстоятельственные придаточные …………………………………………….. 5) знаки препинания в сложноподчиненном предложении………………………
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Подчинение придаточных …………………………………………………………
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные бессоюзные предложения
на всякий случай 1) Правописание букв О-Е-Ё после шипящих и Ц …………………………….. 2) Чередующиеся гласные в корне слова …………………………………………. 3) Правописание И-Ы после Ц …………………………………………………….. 4) Правописание Ъ и Ь ……………………………………………………………... 5) Правописание сложных существительных с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-………… 6) Дефисное написание слов ……………………………………………………… 7) Правописание НЕ с разными частями речи…………………………………… 8) Правописание личных окончаний глаголов ……………………………………

 

ЗАДАНИЕ 3

Средства выразительности

I. Фонетические (звукопись)

Средство выразительности Определение Пример
Аллитерация Повтор согласных, создающий образ Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши –стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
Ассонанс Повтор гласных, создающий образ Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность

II. Лексические (тропы)

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения И вы не смоете всей вашей чернойкровью/ Поэта праведнуюкровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушкасорока; жадновсматривается.
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов Летят алмазныефонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепьгор, хвостпоезда.
Метонимия Замена одного слова другим, смежным по значению. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева
Синекдоха Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия)
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
Гипербола Преувеличение В сто сорок солнцзакат пылал
Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна
Афоризм Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор «У сильного всегда бессильный виноват»

III. Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор) Повтор частей в начале строк (единоначатие) Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы…
Эпифора (лексический повтор) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык (лексический повтор) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза Противопоставление Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть...
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы - давностью зарастаетболь и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушкашумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Эллипсис Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога.
Бессоюзие Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов Швед, русский колет, рубит, режет…
Риторическое восклицание Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств Кто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!
Умолчание Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
Парадокс Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше
Оценочная лексика Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов Пушкин – это чудо.

ЗАДАНИЕ 4



2018-07-06 396 Обсуждений (0)
III. Стилистические фигуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Стилистические фигуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)