Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и «бесконфликтности»



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и «бесконфликтности» 0.00 из 5.00 0 оценок




Летом-осенью 1951 года ЦК ВЛКСМ предпринял ревизию в сфере искусств к октябрьскому Пленуму ЦК «О работе пионерской организации» и к Всесоюзному совещанию по детской литературе, намеченному на апрель 1952 года. Параллельно министерство просвещения, АПН, Детгиз, Дом детской книги вели подготовку к февральскому (1952 года) совещанию по детской литературе. В государстве со значительной централизацией власти один вопрос на разных форумах обсуждали конкурирующие организации.

Сотрудники отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ под руководством секретарей ЦК Михайлова и В.Е. Семичастного за период с июня 1951 по январь 1952 исследовал практически все жанры детской литературы и искусства. Агитпроп интересовала деятельность молодых писателей в детской литературе, воспитание молодых художников и артистов, ситуация в театрах юного зрителя[540]. Изучалась литература на школьно-пионерскую тему, по технике и политехнизму, изданная в 1949-1951 годах[541]. Тщательно рассматривался вопрос о выпуске и распространении литературы о деятельности В.И.Ленина и И.В.Сталина[542]. Комсомольские работники имели четкие критерии: литература должна была способствовать формированию у детей коллективизма, патриотизма, пафоса труда, чувства ответственности за порученное дело, самостоятельности и смелости. «Школьная» и «пионерская повести» должны были рассказывать «о делах тимуровцев, о веселых, полезно проведенных каникулах, о пионерских краеведческих походах, о работе юных мичуринцев-садоводов и животноводов, о деятельности и интересной жизни в пионерских лагерях»[543].

Руководители не были удовлетворены ни качественными, ни количественными показателями работы писателей и издательств. В ССП СССР насчитывалось 100 детских писателей, прозаиков и поэтов, ровно половина которых проживала в Москве. Вообще не было писателей в Карело-Финской ССР, Молдавской ССР, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, а единственный детский писатель Казахстана писал на русском языке. Пополнение рядов шло медленно. Количество книг, выпущенных молодыми писателями, росло: в 1947 году 5 книг, в 1950 — 15, но это не улучшало ситуацию в целом[544].

В первой половине 50-х наметилась тенденция к ухудшению. Если в 1949 году было 39 новых детских книг, в 1950 — 30, то за 8 месяцев 1951 только 13 новых названий. Преобладали переиздания: в 1949 году их было 66% среди всех названий, в 1950 — 67%[545].

В 1950 году было выпущено только 8% плохо оформленных книг, популяризирующих науку и технику. Преобладали переиздания. В стране «великих строек коммунизма» не было детских книг об этих стройках, «об успехах советской техники в области механизации трудоемких процессов, о советских сельскохозяйственных машинах, мало книг об электрификации»[546]. Книги были узко направленными, не решали воспитательных задач. Среди причин назывались низкие ставки гонораров; отсутствие авторов и редакторов, сочетающих научно-техническую эрудицию с умением популярно излагать материал; не было критики и конкурсов[547]. Но главную причину — слабое внедрение механизации в сельское хозяйство, преобладание в нем ручного труда — исследователи не замечали.

Недовольство работников агитпропа вызывало положение дел с литературой о Ленине и Сталине: в 121 библиотеке крупнейших городов среди 707 тыс. книг насчитывалось всего 1,8% книг о них[548]. За 1946-50 годы вышло 30 названий книг тиражом 2 млн. 280 тыс., хотя детей пионерского возраста было 20 миллионов. Вопреки принципам художественного произведения рецензенты рекомендовали призывать в книгах брать с вождей пример[549].

Не лучше обстояло дело с распространением и иных книг. Один-два экземпляра книги «Тимур и его команда» находились только в 34% библиотек Костромской области, «Четвертая высота» Ильиной в 12,7%, «Как закалялась сталь» в 20%. В Калужской области только 1,9% школ имели в библиотеках «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой, 21% «Молодую гвардию» Фадеева. Все 1520 школ Пензенской области не имели «Как закалялась сталь» Островского. У пионеров возникали затруднения при изучении литературы и подготовке пионерских сборов[550].

Рецензенты утверждали, что литературные герои слишком часто предоставлены сами себе, из текста непонятно, являются ли они пионерами. В образах присутствует схематизм, стереотипность. В повестях не показан процесс формирования коллективом социалистического сознания, господствует дидактика там, где должны работать художественные образы. Этого избежал Сотник в книге «Невиданная птица», но и его упрекнули за формальное изображение взрослых и отсутствие изображения детей в школе: автор боится-де, что «школа засушит его повествование»[551].

Высокой оценки была удостоена книга Карнауховой «Повесть о дружных»: «В типичности поступков героев, их судеб и заключается основная ценность книги». Типичность состояла в изображении благотворного влияния коллектива на ребенка, роста детской сознательности в процессе труда на благо родины в годы войны[552]. По этому же критерию выделена «Алтайская повесть» Воронковой: за изображение процесса усвоения алтайской девочкой Чечек новых понятий и этических норм при помощи пионерского отряда[553].

В условиях регламентации творчества детская повесть превратилась в часть массовой культуры, стала добычей любителей легких денег. До бессмысленного перечисления пионерских дел детьми одного из лагерей, деревни доходили писатели, которые не могли противостоять напору редакторов или не обладали чувством меры. В качестве примера приводили повесть В. С. Ананяна из Армении «На берегу Севана». «Четыре юных героя повести разрешают следующие серьезные проблемы, — иронично комментировал рецензент, — самостоятельно открывают причину исчезновения воды в районе и возвращают на поверхность ушедшую под землю реку, приручают диких водоплавающих птиц и создают птицеферму, одомашнивают диких пчел и устраивают пасеку, впервые исследуют недоступные горные пещеры и обнаруживают там огромное количество предметов величайшей исторической ценности, большое количество драгоценностей и золота»[554]. Добавим, что герои книги перевоспитывают мальчика-хулигана, помогают старику-охотнику преодолеть частнособственнические пережитки в сознании. В повести действуют хороший учитель, пионервожатая, мыслящий в духе педагогики Макаренко председатель колхоза, колхозники, которые «академиев» не кончали, но были готовы дать отпор «вейсманистам и морганистам», журналист из пионерской газеты и профессор. Деятельность открыла детям глаза на проклятое прошлое, они прочувствовали замечательное настоящее. Так в произведении отразились призывы ЦК комсомола путешествовать по родному краю, изучать его историю и природу, помогать колхозам выполнить сталинский план преобразования природы. Автор пытался изобразить борьбу с пережитками капитализма в сознании граждан, внушить пионерам потребность в изучении «мичуринской биологии», сформировать патриотизм.

Сходные проблемы были в работе театров юного зрителя (ТЮЗов). На экземпляре справки «О состоянии работы театров юного зрителя» В.Е.Семичастного нарисованы четыре огромных фигурных двойки — так, видимо, оценивал секретарь ситуацию, старательно выводя цифры на каком-то совещании[555]. В 1951 году в РСФСР насчитывалось 19 ТЮЗов, в СССР — 30. Это было в два раза меньше, чем в 1941 году. ТЮЗы ставили пьесы «Два капитана», «Я хочу домой», «Где-то в Сибири», «Снежок», «Аттестат зрелости», «Воробьевы горы». Не менее половины пьес были посвящены «современным темам». Однако бесконечная сменяемость директоров, 12 человек по РСФСР в 1950 году, и главных режиссеров театров, нежелание писателей заниматься детской драматургией, низкая квалификация плохо оплачиваемых актеров привели к кризису. В театрах, в том числе московском ТЮЗе, ставили бездарную, по мнению рецензентов, пьесу Ц.С. Солодаря «Мальчик из Марселя». В ней «оказалась приниженной важная тема участия трудящихся и их детей в борьбе за мир». Тяжелая жизнь молодежи Запада «правильно» изображена только в «Снежке» и «Я хочу домой». Теме борьбы за мир посвящены четыре пьесы, но из них только «Вперед, отважные!» «отвечает необходимым требованиям». Практически нет пьес о Сталине, Ленине, пионерской и комсомольской организации. Рецензент рекомендовал перевести театры «в более высокую тарифную группу», т.е. больше платить актерам и режиссерам, и усилить контроль со стороны комитетов комсомола[556].

Среди скульпторов нашлись бесстрашные правдолюбцы, которые перевели вопрос о причинах отставания искусства в совершенно иную плоскость. «У нас и стройки коммунистические, и методы и принципы работы коммунистические везде, а в МОССХ царит у нас полный НЭП. Я хочу сказать, что у нас чисто капиталистический принцип работы, хочу сказать просто, не закрывая на это глаза», –заявил скульптор Ковнер на московском собрании художников[557]. Маститые скульпторы и художники нанимали молодых и эксплуатировали за часть гонорара. На рынке рабочей силы была конкуренция: в стране сложилось перепроизводство кадров, государство не могло обеспечить их жильем и мастерскими. Это называлось «ненормальностями» в трудовых отношениях и производственных условиях[558]. Чиновники высокого ранга — начетчики, уверенные в том, что в СССР нет условий для воспроизводства капитализма, не могли назвать вещи своими именами.

В произведениях для детей ситуация в сфере художественного творчества и пластических искусств изображалась, естественно, иначе — романтизировалась. О профессии художника мечтает способный, но избалованный герой пьесы «Красный галстук» Михалкова, книга «Ранний восход» Кассиля всецело посвящена талантливому художнику Коле Дмитриеву — реальному лицу. К работе над повестью Льва Абрамовича побудило письмо крупных деятелей советского искусства. «Мы считаем, — писали они в мае 1950 года, — что творчество Коли Дмитриева…является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам»[559]. В заявлении подписантов была доля истины: государство создавало все больше бесплатных студий и художественных школ для детей. Однако к молодым художникам-профессионалам «родина» была беспощадна: подавляющее большинство было обречено на превращение в «клиентов» крупных художников; нищету; конформизм и идеологическую халтуру, которые приводили к оскудению творческих и моральных сил. Впервые в художественном произведении «для взрослых» об этом сказал И.Г. Эренбург. Герой повести «Оттепель» Владимир Пухов, старший литературный брат, если можно так выразиться, героев Михалкова и Кассиля, написал картину «Пионерский костер». «Ни красоты в этом нет, ни правды, ни сердца, — заявил Эренбург устами символа объективности того времени — рабочего. — Пионеры у него тоже ненастоящие. Наши ребята веселые, озорные, каждый выглядит на свой лад, а Пухов их рассадил, все у него отличники и герои нравоучительных историй»[560]. Реакция Пухова изображена исторически верно: не имея творческих контраргументов, он обрушивается на конкурента с обвинениями в «формализме» и «отказе от идейности в искусстве». Однако и Эренбург сводит причины действий Пухова к личному: уязвленному самолюбию, отрыву от коллектива и незнанию жизни, мельком отмечая, что художник ранее не избежал «проработок»[561]. Эренбург тоже был жертвой нападок, и потому, видимо, взрослый герой «Оттепели», как и пионеры из детских повестей, осознает вину и исправляется.

Не лучше была ситуация в киноискусстве. 11 октября 1950 года комиссии по кинодраматургии и по детской литературе ССП констатировали, что все киностудии выпускали в год не более 1-2 детских фильмов. Михалков вспомнил съемки фильмов «Красный галстук» и «У них есть родина» («Я хочу домой») по его произведениям: крупные мастера не снимают детские фильмы, а работники главкинопроката, недовольные малыми сборами, с неохотой берут их в прокат. Детские кинотеатры он сравнил с «забегаловками», до того они были неэстетичны[562]. В.М. Крепс, ведущий программы «Клуб юных капитанов» на радио, был против создания детской студии, потому что она не стала бы главной в системе кинематографии и не решила бы проблем детского кино[563]. Он предлагал давать жесткие планы по созданию детских фильмов «взрослым» киностудиям.

Весьма содержательным было выступление А. Эрштрема, который изучил опыт зарубежных стран. Для него оказалось неожиданным, что в США снимают до 10 сериальных фильмов в год для детей, хотя коммерческого успеха они не имеют. Эрштрем впервые употребил термин «программирование». «Правда, — комментировал докладчик, — это программирование не с нашей точки зрения, но оно сводится к тому, чтобы сообщить детям какой-то запас знаний о действительности, которая их окружает.… там находят время для того, чтобы подумать как более удачно, быстро и доходчиво разлагать сознание подрастающего поколения»[564]. Задача советских писателей, по его мнению, состояла в том, чтобы начать программирование «по-своему». Белахова была готова предоставить список произведений, по которым можно было сделать сценарии[565]. Совещание закончилось предложением довести мнение участников совещания до правительства. Однако государство не имело средств для развития детского кинематографа[566].

Тяжелая ситуация в детском искусстве была следствием нищеты страны, политики правительства во второй половине 40-х годов и кризиса идеологии в начале 1950-х. Идеология не отражала реалии действительности и их развертывание во времени. Из произведений исключались конфликты, которые могли бы бросить тень на государство. Литература переставала быть искусством: теряла эстетическую составляющую, связь с жизнью, что стали замечать подростки. Догматически настроенное руководство страны не могло даже подумать о кризисе своей идеологии. Однако, чувствуя неблагополучие, руководители были вынуждены заняться следствием — положением дел в области искусства. Совещания по вопросам детской литературы должны были выработать меры по преодолению кризиса.



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и «бесконфликтности» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и «бесконфликтности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)