Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента
Стратегический менеджмент Учебноепособие
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объектыстратегическогоменеджмента 5 1.2. Процесс стратегического менеджмента и виды стратегических ресурсов 9 Глава 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ 2.1. Сущность и виды стратегии ворганизации. Стратегическаяпирамидаорганизации 15 2.2. Подходы к разработке стратегииорганизации. Факторы, определяющиестратегиюорганизации 20 Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Формирование миссии истратегическоговидения 24 3.2. Формулировка и установлениецелейорганизации 25 Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРАНИЗАЦИИ 4.1. Общее состояние и анализ факторов внешнейсредыорганизации 29 4.2. Анализ внешней среды организации наосновеPEST-анализа 32 Глава 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЙ СРЕДЫ ОРАНИЗАЦИИ 5.1. Понятие, принципы и факторы внутреннейсредыорганизации 35 5.2. Анализ внешней и внутренней среды организации наоснове SWOT–анализа 38 Глава 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ 6.1. Понятие о конкуренции и виды конкурентных стратегий развития организации 42 6.2. Отраслевой конкурентный анализ организации на основе модели «Пяти сил» М.Портера............................ 47 Глава 7. КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 7.1. Сущность и содержание корпоративнойстратегииорганизации 55 7.2. Методы стратегического анализадиверсифицированнойкомпании 57 Глава 8. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 8.1. Стратегическое конкурентное позиционирование организации на рынке. Формирование стратегических альтернатив ивыборстратегии 63 8.2. Реализация стратегии и контроль хода реализации стратегии в организации 70 Глава 9. ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 9.1. Понятие и виды стратегических решенийнапроизводстве 74 9.2. СтратегияНИОКР 76 Глава 10. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯИ СИТУАЦИИ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫ 94 ПРИЛОЖЕНИЯ 96 ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной конкуренции для повышения эффективности бизнеса и успешного развития хозяйствующих субъектов необходимо переходить на применение принципов стратегического менеджмента. Целью стратегического менеджмента является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Проведенный анализ внешней и внутренней среды организации позволит разработать стратегию развития бизнеса и определить тактические действия по ее реализации. Известно, что успешная экономическая деятельность любой организации зависит от четко сформулированной миссии, поставленной цели, анализа внутренней и внешней среды, определенных стратегий и контроля за ходом их реализации, позволяющих определить резервы более эффективного всех имеющихся ресурсов и повысить конкурентоспособность, улучшить финансовые результаты хозяйствующих субъектов. Именно поэтому изучение теоретических аспектов стратегического менеджмента и применение основных методик стратегического анализа на практике являются основной задачей учебного пособия «Стратегический менеджмент». Первая особенность учебного пособия заключается в том, что авторы сосредоточили внимание на определении стратегических ориентиров организации, проведении анализа внешней и внутренней среды, обобщении опыта разработки и реализации конкурентных и корпоративных стратегий. Рассмотрены основные методики проведения стратегического анализа на практике, предложены для обсуждения ситуации и кейсы. Учебное пособие «Стратегический менеджмент» подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544. Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента В условиях рынка и роста конкурентоспособности организаций вопросам стратегического менеджмента в последние годы уделяется повышенное внимание. Главной целью стратегического менеджмента в производственных организациях является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Стержнем стратегического менеджмента выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Сегодня стратегия — это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки. Следовательно, стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. В свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом. Содержанием стратегического менеджмента являются: - определение назначения и главных целей бизнесафирмы; - анализ внешней средыфирмы; - анализ ее внутреннейобстановки; - выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ,фирмы; - анализ портфеля диверсифицированнойфирмы; - проектирование ее организационнойструктуры; - выбор степени интеграции и системуправления; - управление комплексом " стратегия - структура -контроль"; - определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности; - обеспечение обратной связи результатов и стратегиикомпании; - совершенствование стратегии, структуры,управления. Принципы стратегического менеджмента – это основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся: 1. Единство направления позволяет организации, действующей в динамичных условиях внешней среды, обладать единством целей, интересов и принциповуправления. 2. Научность применяет достижения системного, ситуационного походов, науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения еецелей. 3. Выделение доминанты развития определяет перспективы, которые открываются перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности итехнологии. 4. Экономичность и эффективность стратегии разработки и реализации стратегии организации, исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановомпериоде. 5. Подчиненность личных интересов общим включают в себя интересы одного работника или группы работников, которые не должны превалировать над интересамиорганизации. 6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий обеспечивают рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды. 7. Мотивация персонала включает выполнение работы членами организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Для правильного мотивирования труда работников необходимо определить потребности этих работников и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошуюработу. 8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание иусилия. 9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов, в свою очередь, способствует достижению намеченных организацией целей. Функции стратегическогоуправления. Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях (рисунок 1.1): 1. Планированиестратегии. 2. Организация выполнения стратегическихпланов. 3. Координация действий по реализации стратегическихзадач. 4. Мотивация на достижение стратегическихрезультатов. Контроль за процессом выполнениястратегии. 1функция. Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как 1) прогнозирование; 2) разработка стратегии; 3) бюджетирование.
Рис. 1.1. Функции стратегического менеджмента
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: - время (как далеко вперед мы пытаемсязаглянуть?); - направление (каковы тенденциибудущего?); - величина (насколько существенны будутперемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов. 2 функция. Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающейстратегию. 3 функция. Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступеняхуправления. 4 функция. Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегическихрезультатов. 5 функция. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политикипредприятия. Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента, соответствующие трем структурообразующим уровням организации (предприятия): 1группа. Организация или предприятие в целом (либо группа предприятий, концерн, самостоятельный завод илифабрика). 2 группа. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональнойполитики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегическогоменеджмента. В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент — это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общимипризнаками. Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц: • стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков; • бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение; • деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков. Основная задача стратегической единицы бизнеса — достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.). 3 группа. Функциональная сфера деятельности, или подразделение − структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы). Таким образом, роль стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |