Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента



2018-07-06 684 Обсуждений (0)
Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Стратегический менеджмент

Учебноепособие

Пермь2015

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объектыстратегическогоменеджмента 5

1.2. Процесс стратегического менеджмента и виды стратегических ресурсов 9

Глава 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ

2.1. Сущность и виды стратегии ворганизации.

Стратегическаяпирамидаорганизации 15

2.2. Подходы к разработке стратегииорганизации.

Факторы, определяющиестратегиюорганизации 20

Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Формирование миссии истратегическоговидения 24

3.2. Формулировка и установлениецелейорганизации 25

Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРАНИЗАЦИИ

4.1. Общее состояние и анализ факторов внешнейсредыорганизации 29

4.2. Анализ внешней среды организации наосновеPEST-анализа 32

Глава 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЙ СРЕДЫ ОРАНИЗАЦИИ

5.1. Понятие, принципы и факторы внутреннейсредыорганизации 35

5.2. Анализ внешней и внутренней среды организации наоснове

SWOT–анализа 38

Глава 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

6.1. Понятие о конкуренции и виды конкурентных стратегий развития организации 42

6.2. Отраслевой конкурентный анализ организации на основе модели «Пяти сил» М.Портера............................ 47

Глава 7. КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

7.1. Сущность и содержание корпоративнойстратегииорганизации 55

7.2. Методы стратегического анализадиверсифицированнойкомпании 57

Глава 8. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Стратегическое конкурентное позиционирование организации на рынке. Формирование стратегических альтернатив ивыборстратегии 63

8.2. Реализация стратегии и контроль хода реализации стратегии в организации 70

Глава 9. ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

9.1. Понятие и виды стратегических решенийнапроизводстве 74

9.2. СтратегияНИОКР 76

Глава 10. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯИ СИТУАЦИИ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫ 94

ПРИЛОЖЕНИЯ 96


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной конкуренции для повышения эффективности бизнеса и успешного развития хозяйствующих субъектов необходимо переходить на применение принципов стратегического менеджмента.

Целью стратегического менеджмента является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Проведенный анализ внешней и внутренней среды организации позволит разработать стратегию развития бизнеса и определить тактические действия по ее реализации.

Известно, что успешная экономическая деятельность любой организации зависит от четко сформулированной миссии, поставленной цели, анализа внутренней и внешней среды, определенных стратегий и контроля за ходом их реализации, позволяющих определить резервы более эффективного всех имеющихся ресурсов и повысить конкурентоспособность, улучшить финансовые результаты хозяйствующих субъектов.

Именно поэтому изучение теоретических аспектов стратегического менеджмента и применение основных методик стратегического анализа на практике являются основной задачей учебного пособия «Стратегический менеджмент».

Первая особенность учебного пособия заключается в том, что авторы сосредоточили внимание на определении стратегических ориентиров организации, проведении анализа внешней и внутренней среды, обобщении опыта разработки и реализации конкурентных и корпоративных стратегий.

Рассмотрены основные методики проведения стратегического анализа на практике, предложены для обсуждения ситуации и кейсы.

Учебное пособие «Стратегический менеджмент» подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень)

«бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.


Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента

В условиях рынка и роста конкурентоспособности организаций вопросам стратегического менеджмента в последние годы уделяется повышенное внимание.

Главной целью стратегического менеджмента в производственных организациях является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления.

Стержнем стратегического менеджмента выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.

Сегодня стратегия — это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.

Следовательно, стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. В свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнесафирмы;

- анализ внешней средыфирмы;

- анализ ее внутреннейобстановки;

- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ,фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированнойфирмы;

- проектирование ее организационнойструктуры;

- выбор степени интеграции и системуправления;

- управление комплексом " стратегия - структура -контроль";

- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной связи результатов и стратегиикомпании;

- совершенствование стратегии, структуры,управления.

Принципы стратегического менеджмента – это основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:


1. Единство направления позволяет организации, действующей в динамичных условиях внешней среды, обладать единством целей, интересов и принциповуправления.

2. Научность применяет достижения системного, ситуационного походов, науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения еецелей.

3. Выделение доминанты развития определяет перспективы, которые открываются перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности итехнологии.

4. Экономичность и эффективность стратегии разработки и реализации стратегии организации, исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановомпериоде.

5. Подчиненность личных интересов общим включают в себя интересы одного работника или группы работников, которые не должны превалировать над интересамиорганизации.

6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий обеспечивают рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.

7. Мотивация персонала включает выполнение работы членами организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Для правильного мотивирования труда работников необходимо определить потребности этих работников и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошуюработу.

8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание иусилия.

9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов, в свою очередь, способствует достижению намеченных организацией целей. Функции стратегическогоуправления.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях (рисунок 1.1):

1. Планированиестратегии.

2. Организация выполнения стратегическихпланов.

3. Координация действий по реализации стратегическихзадач.

4. Мотивация на достижение стратегическихрезультатов. Контроль за процессом выполнениястратегии.

1функция. Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как 1) прогнозирование; 2) разработка стратегии; 3) бюджетирование.


 
 

 

Рис. 1.1. Функции стратегического менеджмента

 

Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска.

Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения:

- время (как далеко вперед мы пытаемсязаглянуть?);

- направление (каковы тенденциибудущего?);

- величина (насколько существенны будутперемены?).

С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета.

Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.

2 функция. Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающейстратегию.


3 функция. Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступеняхуправления.

4 функция. Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегическихрезультатов.

5 функция. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политикипредприятия.

Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента, соответствующие трем структурообразующим уровням организации (предприятия):

1группа. Организация или предприятие в целом (либо группа предприятий, концерн, самостоятельный завод илифабрика).

2 группа. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональнойполитики.

Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.

Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегическогоменеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка.

Сегмент — это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общимипризнаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

• стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

• бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;


• деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса — достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3 группа. Функциональная сфера деятельности, или подразделение − структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы).

Таким образом, роль стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 



2018-07-06 684 Обсуждений (0)
Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о стратегическом менеджменте и его роли в организации. Объекты стратегическогоменеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)