Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к разработке стратегии организации. Факторы, определяющие стратегиюорганизации



2018-07-06 1336 Обсуждений (0)
Подходы к разработке стратегии организации. Факторы, определяющие стратегиюорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от различных факторов: размеров, формы организации, стиля управления – на каждом предприятии стратегии разрабатываются по- разному. Например, в небольших организациях, управляемых авторитарным руководителем, выработка стратегии проходит неформально. Часто стратегия существует не в письменном виде, а только в уме предпринимателя и устных договоренностях с главными подчиненными.

Крупные организации склонны вырабатывать свои планы посредством ежегодного планирования стратегии (дополненного описанием необходимых процедур, форм и временных факторов), что предполагает широкое административное участие, многочисленные исследования и встречи для обсуждения предлагаемых решений.

Чем крупнее организация (предприятие) и разнообразнее его продукция, тем больше управляющие предпочитают иметь годовой структурированный план, прошедший административную проверку и официальное одобрение на всех уровнях.

Выделяют четыре основных подхода выработки стратегии:


1. Главный стратегическийподход.

2. Подход «делегированиеполномочий».

3. Совместныйподход.

4. Инициативныйподход.

1. Главный стратегический подход. Особенностью данного подхода является то, что руководитель лично выступает как главный стратег и главный предприниматель, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии, которые были изучены, и на деталистратегии.

Но управляющий не делает всю работу самостоятельно, он становится только главным архитектором стратегии и активно привлекает к ее построению менеджеров низшего звена, определяя и контролируя процесс формирования главных ее составляющих. Управляющий действует как руководитель разработки стратегии и в избранной стратегии есть его большой личный вклад.

2. Подход «делегирование полномочий». В этом случае руководитель передает полномочия по выработке стратегии подчиненным. Это могут быть специалисты по стратегическому планированию или специально созданная комиссия.

Управляющий наблюдает со стороны, с помощью отчетов и переговоров находится в курсе дел, предлагает, если необходимо решение. Руководство реагирует на проблемы и рекомендации и только после того, как стратегический план был официально представлен, обсужден и единогласно принят, утверждает его. Но управляющий редко делает много рекомендаций и может не усматривать необходимости лично подталкиватьпроцесс.

Преимущество данного стиля выработки стратегии состоит в том, что он позволяет управляющему выбирать из большого числа стратегических идей, и дает возможность широкого участия и вклада со стороны управляющих всех уровней и из различных регионов.

Слабым местом здесь является то, что в конечном итоге управляющий может быть настолько отдален от формального процесса выработки стратегии, что перестает осуществлять реальное стратегическое руководство, а подчиненные могут прийти к выводу, что стратегическое планирование недостаточно важно, чтобы претендовать на личное внимание и время управляющего. Это свидетельствует о слабом руководстве в вопросах выработки направления развития организации.

3. Совместный (коллаборационистский) подход. Это промежуточный вариант между предыдущими двумя подходами, при котором управляющий привлекает прямых подчиненных для выработки согласованной стратегии, которую будут поддерживать основные участники, чтобы успешно претворить ее вжизнь.

 

Самой сильной стороной этого способа выработки стратегии является то,


что те, кому поручено ее разрабатывать, должны также и выполнять ее. Участие в выработке стратегии, которую подчиненные управляющие соответственно должны претворять в жизнь, усиливает их приверженность успешной выработке этой стратегии. Когда подчиненные вносят свою лепту в выработку генеральной стратегии, они также являются ответственными за то, чтобы она работала. Отговорка вроде «Я Вам говорил, что это плохо» при этом подходе не спасет.

4. Инициативный подход. При этом подходе управляющий лично не заинтересован ни в выработке деталей стратегии, ни в том, чтобы возглавлять группу «генераторов идей» для выработки согласованной стратегии. Скорее управляющий побуждает подчиненных ему менеджеров выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию. В этом случае стратегия движется снизу вверх. Старшие менеджеры выступают судьями, оценивающими стратегические предложения, которые ложатся на ихстолы.

Этот подход показывает себя наилучшим образом в крупных, диверсифицированных корпорациях, где исполнительный директор не может лично направлять разработку стратегии в каждом подразделении.

Сравнительная характеристика достоинств и недостатков существующих подходов к разработке стратегии представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Сравнительная характеристика основных подходов к разработке

стратегии

Наименование подхода Достоинства подхода Недостатки подхода
1. Главный стратегический подход Единое руководство разработкой. Согласованность элементов стратегии Ограниченный круг привлеченных к разработке. Масштаб стратегии зависит от мастерства одного человека
2. Подход делегирования полномочий Широкое участие менеджеров всех уровней. Возможность у руководства широкого выбора стратегических идей Отсутствие реального стратегического руководства. Второстепенность стратегического планирования. Ориентация на текущие цели
3. Совместный подход В разработке принимают участие менеджеры, которым предстоит выполнять стратегию, согласованность стратегии Стратегия может быть компромиссом, опасность образования коалиции со своими интересами
4. Инициативный подход Побуждает менеджеров нижних уровней к проявлению инициативы Опасность несогласованности стратегий, исходящих из разныхчастей организации. Необходимость дополнительных усилийпо согласованию инициатив

 

На разработку стратегии развития организации оказывает влияние


множество факторов внутренней и внешней среды. Это связано с тем, что любое предприятие (организация) имеет как множество связей с внешней средой, так и внутренние коммуникации, структуру,особенности.

Для эффективной работы предприятия необходимо учитывать всю совокупность факторов. Это можно сделать, классифицировав их по следующимкритериям:

1. По природе возникновениявыделяют:

-экономические факторы (изменение курса валют, производственные особенности, издержки);

-политические факторы (внешняя политика, внутренние процессы, политическийстрой);

-социальные факторы (уровень жизни, доходы, ожидания, демографическаяситуация);

-правовые факторы (законы, правила, нормы, концепции);

-экологические и другие факторы.

2. По сфере возникновениявыделяют:

- внешние факторы, которые возникают за пределамипредприятия;

- внутренние факторы, связанные с деятельностью предприятия, не выходящей за его пределы.

Среди внешних факторов можно выделить:

1. Нормативно-правовуюбазу.

2. Привлекательность отрасли и условияконкуренции.

3. Специфические рыночные возможности иопасности.

Среди внутренних факторов выделяют:

1. Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности.

2. Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров.

3. Влияние ценностей и культуры компании на выборстратегии.

 

Вопросы для контроля:

1. Что такое стратегияорганизации?

2. Как происходит построение стратегическойпирамиды?

3. Какие существуют подходы к разработке стратегии организации и в чем заключаются их достоинства инедостатки?

4. Какпроисходитпроцесс разработки стратегии по уровням стратегического управления ворганизации?

5. Какие факторы, определяют стратегию развитияорганизации?




2018-07-06 1336 Обсуждений (0)
Подходы к разработке стратегии организации. Факторы, определяющие стратегиюорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к разработке стратегии организации. Факторы, определяющие стратегиюорганизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)