ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году. Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения. В практике управления дошкольным образовательным учреждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие управленческого решения, то можно говорить о том, что плановость - основной принцип эффективного управления дошкольным образовательным учреждением. Любое плановое задание служит своеобразной отправной «точкой отсчета» при определении результативности труда. В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования: выполнение государственного заказа-задания,совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач. Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ. С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла. Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения - в этом заключается сущность планирования. Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов: устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации образовательного учреждения предполагает наличие индивидуальных планову каждого педагога, руководителя и специалиста. В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ. В трех важных документах дошкольного образовательного учреждения (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы)определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями. Говоря о плане работы на учебный год мы знаем , что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива. Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы. Учебный год - это система последовательных мероприятий: педсоветов, консультаций, проведение «дней открытых дверей», организация праздников, зимних каникул и многое другое. Окончание учебного года - это подведение итогов и проведение мониторинга, оформление «портфолио выпускников» и подготовка учреждения к летне-оздоровительной работе. Эта регламентация упрощает планирование работы дошкольного образовательного учреждения, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год. Годовой планработы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе. В годовом плане работы ДОУопределены конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе, система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте, формирование опыта работы педагогов, внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования. Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года. Основные задачи планирования заключаются в следующем: • в обеспечении выполнения решений государствен • в вычленении главных, узловых вопросов в деятель • в определении конкретных мероприятий, сроков их • в воспитании ответственности и дисциплинирован Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогического коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как планирование «сверху» практически не учитывает реальные потребности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на календарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учебный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию. В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры. Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».Обращаем внимание на важность данного раздела, так как только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования. Основные разделы годового плана работы ДОУ 1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год. Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам представленного нами первого варианта годового плана. 1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.В 1.2. Результаты выполнения образовательной програм ственно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям. 1.3. Анализируется уровень развития интегративных 1.4. Анализируются результаты повышения профессио 1.5. Анализируется система взаимодействия с родителя 1.6. Анализируются итоги административно-хозяйствен Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы. Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год. 2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства. В этом разделе планируется система работы с кадрами: • обучение на курсах повышения квалификации (для раз • подготовка к аттестации и аттестация; • посещение педагогами в межкурсовой период методиче • самообразование педагогов. 3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа. • Система методической поддержки педагогов, с исполь • Работа творческих групп. • Подготовка и проведение педагогических советов. • Изучение, обобщение, внедрение, распространение пе • Участие в конкурсах и смотрах. • Оснащение и пополнение материалами методического Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса». 4раздел годового план. Система внутреннего мониторинга. Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива. освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. • Во всех возрастных группах детского сада — Промежу 5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями. В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). • Совместное творчество детей, родителей и педагогов. • Создание банка данных о семьях воспитанников. • Планируются мероприятия по вопросам преемственно 6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа. • Планируется вся работа по укреплению материально- Этапы подготовки к планированию работы учреждения на учебный год Подготовка годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей. На наш взгляд можно выделить два этапа
подготовительной работы, перед тем как приступить к написанию годового плана. Первый этаппроводится ориентировочно в конце апреля и может состоять из следующих действий. • Предложите педагогам и родителям перед разработкой Проведите мониторинг оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомним, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655 во всех ДОУ проводится итоговый и промежуточный мониторинг. • Промежуточныерезультаты освоения Программы - это » Итоговыерезультаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования -это описание интегративных качеств ребенка,которые он приобрел в результате освоения Программы на протяжении всех лет пребывания в ДОУ. Итоговый мониторинг проводится в подготовительных к школе группах, а технология его организации представлена в образовательной программе ДОУ. Система мониторинга это комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, который включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. • Мониторинг позволяет оценить динамику развития и оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Проведите анализ выполнения плана работы ДОУ за прошедший учебный год и систематизируйте эти данные: • уровень выполнения каждой годовой задачи; • анализ выполнения запланированных мероприятий го • выявите причины невыполнения (частичного выполне Такая аналитическая работа позволит определить уровень выполнения плана ДОУ и на его основе с учетом предложен!ш коллектива педагогов и родителей, а также результатов мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, наметить направления и задачи на следующий учебный год. Второй этап- направлен на проектирование модели методической работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального мастерства. Систему методической поддержки педагогов нужно выстроить с учетом их реальных затруднений. Чтобы выявить в какой методической помощи нуждаются педагоги, можно использовать как анкетирование, так и беседу. В беседе, нужно тактично и без особого нажима выйти на разговор о том, что актуально для вашего дошкольного образовательного учреждения, отметить ряд общих недостатков в работе. Предложить перечислить затруднения, с которыми сталкивается каждый из них и подвести к разговору о том, какая конкретно методическая помощь им нужна. Собранная информация поможет неформально спла- пировать методическую работу на следующий год с учетом названных педагогами запросов. Это могут быть: консультации для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода и их запроса, семинары, семинары-практикумы, тренинги и другие формы, например работа творческих групп. Все этапы подготовки к планированию работы учреждения направлены на составления первой части годового плана -Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.Ежегодно в мае месяце на педагогическом совете по теме: «Подведение итогов работы за год» заслушивается и обсуждается аналитическая справка. Важно, чтобы все участники педсовета активно включались в обсуждение, высказывали свою точку зрения в выборе направлений и задач на следующий учебный год.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |