Состав и структура товарооборота.
ТЕМА 2.3.1. Функции системы общественного питания.
1. Социально-экономическое значение общественного питания 2. Сущность, особенности и функции системы общественного питания 3. Состав и структура товарооборота общественного питания
1. Питание является формой потребления. По мере развития общества общественное питание все больше начинает носить общественно организационный характер. Можно выделить две формы общественного питания: - индивидуально организованное (домашнее) питание - общественное питание (массовое питание) Сфера общественного питания включает все организационные формы массового питания (в детских домах, дошкольных учреждениях, на предприятиях общественного питания различных форм собственности и т.д.). Общественное питание рассматривается как отрасль, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на денежные доходы. Для отрасли общественного питания характерна общность материально-технической базы, торгово-технологической и организационно-экономической структуры. По оценкам специалистов, в домашних условиях готовится примерно 83 % пищи, на предприятиях общественного питания – 17%. Социально-экономическое значение общественного питания проявляется в создании условий для роста производительности труда, в обеспечении экономии общественного труда и средств, в увеличении свободного времени членов общества, особенно женщин. Так на промышленных предприятиях с хорошо развитой сетью столовых производительность труда, по оценкам социологов, на 7 – 8% выше, чем там, где их нет. Особое значение имеет организация диетического питания. Оно способствует увеличению отработанного времени в расчете на одного работника, сокращению потерь времени по болезни. Затраты времени на приготовление пищи в домашних условиях примерно 5 -6 раз выше, чем в общественном питании. Так, например, в семье из 4 человек на приготовление пищи ежедневно тратится 4 часа ежедневно. Материальные затраты в общественном питании ниже, чем в домашних условиях. В среднем на приготовление одного обеда в столовых требуется 300 г топлива в условном выражении, а в домашних – в три раза больше. Работа в домашнем хозяйстве составляет у женщин -20,8%, у мужчин – 6,9% внерабочего времени. Бюджет времени на ведении домашнего хозяйства у женщин составляет 116 часов, примерно равен бюджету свободного времени 120 часом. В семье из трех человек при регулярном пользовании предприятиями питания экономия времени составляет 900 часов в год, способствует сокращению рабочего дня на один час. Общественное питание способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2. Сущность общественного питания раскрывается через выполняемые им функции, которые характеризуют место и роль общественного питания в современных условиях хозяйствования. Общественное питание выполняет три функции, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Это производство кулинарной, ее реализацию и организацию потребления. Исходной функцией является функция производства кулинарной продукции, когда в процессе производственной переработки продовольственного сырья изготавливается разнообразная кулинарная продукция, имеющая новую потребительную стоимость. Затраты труда на которую составляют 70 -90 % всех затрат отрасли. Функция производства кулинарной продукции органически связана с функциями реализации кулинарной продукции и организации потребления. Функция реализации продукции представляет собой смену формы стоимости, что делает ее аналогичной данной функции в розничной торговле. Эта функция обусловлена товарным производством и товарно-денежными отношениями. Функция организации потребления кулинарной продукции является специфической, поскольку она не присуща ни одной другой отрасли народного хозяйства. Сочетание данных функций определяет место и роль общественного питания в рыночных условиях хозяйствования. Таким образом, являясь отраслью материального производства, общественное питание в то же время выполняет функции, присущие сфере услуг.
3. Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек. Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Товарооборот — количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания. Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей: реализации продукции собственного производства; продажи покупных товаров. К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания путем тепловой или холодной кулинарной обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д. Реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет собой товарооборот по продукции собственного производства. Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. На предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий (например, от предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Это хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; консервы, реализуемые в банках; мороженое; фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, — алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам. Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания. В состав розничного товарооборота общественного питания входят: продажа за наличный расчет готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом; продажа по безналичному расчету готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки юридическим лицам социального назначения; продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров рабочим и служащим; продажа горячего питания работающим; продажа цветов, сувениров и других непродовольственных товаров; Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания еще не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Сумма оборота от реализации розничного и оптового товарооборота образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему, как и к розничному товарообороту, планируют и учитывают такие показатели как: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания. Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем: товарооборот является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания; по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке; товарооборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения; по доле товарооборота предприятия питания в товарообороте региона определяется предприятие-монополист, (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30 %); по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
Контрольные вопросы:
1.Объясните, какое социально-экономическое значение имеет общественное питание? 2.Охарактеризуйте функции выполняемые на торговых объектах общественного питания 3.Объясните, что собой представляет розничный товарооборот? 4.Охарактеризуйте товарооборот по продукции собственного производства 5.Охарактеризуйте товарооборот по покупным товарам
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |