Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав и структура товарооборота.



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Состав и структура товарооборота. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 2.3.1. Функции системы общественного питания.

 

1. Социально-экономическое значение общественного питания

2. Сущность, особенности и функции системы общественного питания

3. Состав и структура товарооборота общественного питания

 

1. Питание является формой потребления. По мере развития общества общественное питание все больше начинает носить общественно организационный характер. Можно выделить две формы общественного питания:

- индивидуально организованное (домашнее) питание

- общественное питание (массовое питание)

Сфера общественного питания включает все организационные формы массового питания (в детских домах, дошкольных учреждениях, на предприятиях общественного питания различных форм собственности и т.д.). Общественное питание рассматривается как отрасль, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на денежные доходы. Для отрасли общественного питания характерна общность материально-технической базы, торгово-технологической и организационно-экономической структуры. По оценкам специалистов, в домашних условиях готовится примерно 83 % пищи, на предприятиях общественного питания – 17%.

Социально-экономическое значение общественного питания проявляется в создании условий для роста производительности труда, в обеспечении экономии общественного труда и средств, в увеличении свободного времени членов общества, особенно женщин.

Так на промышленных предприятиях с хорошо развитой сетью столовых производительность труда, по оценкам социологов, на 7 – 8% выше, чем там, где их нет. Особое значение имеет организация диетического питания. Оно способствует увеличению отработанного времени в расчете на одного работника, сокращению потерь времени по болезни.

Затраты времени на приготовление пищи в домашних условиях примерно 5 -6 раз выше, чем в общественном питании. Так, например, в семье из 4 человек на приготовление пищи ежедневно тратится 4 часа ежедневно.

Материальные затраты в общественном питании ниже, чем в домашних условиях. В среднем на приготовление одного обеда в столовых требуется 300 г топлива в условном выражении, а в домашних – в три раза больше.

Работа в домашнем хозяйстве составляет у женщин -20,8%, у мужчин – 6,9% внерабочего времени. Бюджет времени на ведении домашнего хозяйства у женщин составляет 116 часов, примерно равен бюджету свободного времени 120 часом.

В семье из трех человек при регулярном пользовании предприятиями питания экономия времени составляет 900 часов в год, способствует сокращению рабочего дня на один час. Общественное питание способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

2. Сущность общественного питания раскрывается через выполняемые им функции, которые характеризуют место и роль общественного питания в современных условиях хозяйствования. Общественное питание выполняет три функции, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Это производство кулинарной, ее реализацию и организацию потребления.

Исходной функцией является функция производства кулинарной продукции, когда в процессе производственной переработки продовольственного сырья изготавливается разнообразная кулинарная продукция, имеющая новую потребительную стоимость. Затраты труда на которую составляют 70 -90 % всех затрат отрасли.

Функция производства кулинарной продукции органически связана с функциями реализации кулинарной продукции и организации потребления.

Функция реализации продукции представляет собой смену формы стоимости, что делает ее аналогичной данной функции в розничной торговле. Эта функция обусловлена товарным производством и товарно-денежными отношениями.

Функция организации потребления кулинарной продукции является специфической, поскольку она не присуща ни одной другой отрасли народного хозяйства.

Сочетание данных функций определяет место и роль общественного питания в рыночных условиях хозяйствования. Таким образом, являясь отраслью материального производства, общественное питание в то же время выполняет функции, присущие сфере услуг.

 

3. Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на то­вар и услуги. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек.

Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Товарооборот — количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

Товарооборот общественного питания выражает экономи­ческие отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации пи­тания.

Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей:

реализации продукции собственного производства;

продажи покупных товаров.

К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях пи­тания путем тепловой или холодной кулинарной обработке. Она вклю­чает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кон­дитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Реализация продукции собственно­го производства потребителям в стоимостном выражении представ­ляет собой товарооборот по продукции собственного производ­ства. Удельный вес оборота по продукции собственного производ­ства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. На предприятиях пи­тания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к кото­рым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обра­ботки. Покупные товары поступают в готовом виде от других пред­приятий (например, от предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некото­рые виды продукции собственного производства. Это хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; консервы, реализу­емые в банках; мороженое; фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покуп­ным товарам относят изделия, которые не являются продуктами пита­ния, — алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табач­ные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам.

Реализация продукции собственного производства, а также по­купных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания.

В состав розничного товарооборота общественного питания входят:

продажа за наличный расчет готовых изделий и полуфабрика­тов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных, конди­терских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом;

продажа по безналичному расчету готовых изделий и полуфаб­рикатов собственной выработки юридическим лицам социального назначения;

продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной вы­работки, покупных товаров рабочим и служащим;

продажа горячего питания работающим;

продажа цветов, сувениров и других непродовольственных то­варов;

Отдельные предприятия продают готовую продукцию или по­луфабрикаты другим предприятиям общественного питания и роз­ничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания еще не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым.

Сумма оборота от реализации розничного и оптового товарооборота образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общес­твенного питания. По отношению к нему, как и к розничному товарообороту, планируют и учитывают такие показатели как: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитыва­ют в розничных ценах, включая наценку общественного питания.

Роль и значение товарооборота как экономического показате­ля заключаются в следующем:

товарооборот является объемным показателем, характеризую­щим масштабы деятельности предприятия питания;

по удельному весу товарооборота предприятия питания в това­рообороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;

товарооборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

по доле товарооборота предприятия питания в товарообороте региона определяется предприятие-монополист, (оно считается та­ковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товаро­обороте региона превышает 30 %);

по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятель­ности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уро­вень издержек и др.).

 

 

Контрольные вопросы:

 

1.Объясните, какое социально-экономическое значение имеет общественное питание?

2.Охарактеризуйте функции выполняемые на торговых объектах общественного питания

3.Объясните, что собой представляет розничный товарооборот?

4.Охарактеризуйте товарооборот по продукции собственного производства

5.Охарактеризуйте товарооборот по покупным товарам



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Состав и структура товарооборота. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав и структура товарооборота.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)