Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лирические и лироэпические жанры



2018-07-06 1205 Обсуждений (0)
Лирические и лироэпические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок




Литературные направления

В истории литературы можно выделить несколько направлений. Каждое имеет определенные временные рамки, типичных представителей и характерные черты.

1. Классицизм развивается в XVIII — начале XIX столетия. В числе авторов могут быть названы: П. Корнель, Ж.Б. Мольер, Ж. Лафонтен, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков. Основные черты:

· провозглашение культа разума;

· простота и логичность изложения;

· соблюдение правила «трех единств»;

· каждый герой — четко положителен или отрицателен;

· жанры литературы строго делятся на высокие, средние и низкие.

2. Сентиментализм как литературное направление развивается в XVIII — начале XX века. Его знаменитыми представителями считаются Ж.-Ж. Руссо, Н.М. Карамзин. Главные особенности:

· преобладание темы смерти;

· появление психологизма – внимания к внутреннему миру и состоянию человека;

· природа выступает в качестве фона для переживаний героев;

· основные жанры: элегия, роман в письмах, психологическая повесть или роман.

3. Романтизм свойственен литературе конца XVIII – начала XIX века. Представители направления: Э.Т.А. Гофман, Д.Г. Байрон, В. Гюго, К.Ф, Рылеев, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов. Характерные проявления:

· трагичность бытия, потеря смысла жизни;

· поиски идеального мира, который противостоит миру реальному;

· одиночество;

· противоречие чувств и ожиданий героя реальности;

· провозглашение ценности человеческой личности;

· наличие особого, исключительного, героя.

4. Реализм – литературное направление XIX – XX века. Представители: В. Теккерей, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Основные признаки:

· основой художественного изображения становится принцип историзма;

· авторы стремятся к максимально правдивому изображению действительности, с описанием реальных событий и исторических личностей;

· формирование характера героев дано в развитии;

· используется живой разговорный язык.

5. Направлением, которое развивается в последней трети XIX века, становится натурализм. Его представляли Э. Золя, некоторые черты находим в отдельных произведениях Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыков-Щедрина, Г.И. Успенского. Признаками натурализма являются:

· максимально точное описание действительности;

· объективное и беспристрастное изображение реальных условий – быт, физиология психики;

· утверждение, что нет в литературе недостойных тем и сюжетов.

Отдельно следует упомянуть направления, свойственные, в основном, для поэзии. Это модернизм, в рамках которого выделяют акмеизм, символизм и имажинизм, а также авангардизм, представленный футуризмом. Их черты обобщим в таблице.

 

Направление Представители Признаки
Акмеизм Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова Цель искусства – облагородить человека. Объявление ценности каждого человека и явления. Стремление к ясности и точности художественного слова. Образы – точны, реальны, отчетливы. Стремление изобразить реальную красоту
Символизм А. Рембо, Ш. Бодлер, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережовский, А. Блок, В. Брюсов Главное средство передачи идеи – символ. Ориентация на мистицизм. Обращение к античности. Мифотворчество.
Имажинизм А. Мариенгоф, В. Шершеневич, первоначально – С. Есенин Цель творчества – создание образа, его преобладание над идеей и содержанием.
Футуризм В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский Провозглашение идеи о новом типе искусства, которое должно спасти мир. В основу положен эпатаж, скандал. Меняется язык, средства создания образов, осуществляется поиск новых образов и рифм.

 

Роды литературы

Род произведения определяется в соответствии с характером отображения реальной действительности. В этой связи выделяются: эпос, лирика, драма.

Название эпических произведений (эпос – в переводе с греческого языка «повествование) предполагает изображение внешних событий по отношению к авторской позиции.

Лирические произведения названы по имени музыкального инструмента – лиры – под которую они некогда исполнялись. Предполагается изображение внутреннего мира, описание чувств, переживаний.

Драматические произведения (название образовано от греческого слова «действие») предназначены для постановки на сцене. В них минимальны проявления авторского начала. Характерно преобладание диалогов.

В каждом из родов представлены соответствующие жанры. Кроме эпических, лирических и драматических дополнительно выделяются лироэпические жанры.

Эпические жанры

К числу эпических жанров относятся: басня, очерк, новелла, рассказ, повесть и роман. Внутри некоторых жанров выделяются дополнительные разновидности.

Басня – это небольшое по объему произведение, содержащее мораль, нравоучение.

Очерк — эпическое произведение, которое посвящено обычно актуальным проблемам действительности, отличается стремительным развитием, достоверностью и документальностью.

Новелла – небольшое произведение, которое содержит описание небольшого фрагмента жизни персонажа. Сюжет динамичен, развязка – необычна.

Рассказ – небольшое произведение, которое посвящено изображению конкретного события.

Повесть – средних объемов эпическое произведение, которое отличается: единой сюжетной линией, обращением к описанию жизни одного человека или семьи, с характерным хроникальным началом и выраженной позицией автора.

Роман – крупное эпическое произведение, которое отличается: протяженностью во времени и пространстве, наличием большого количества героев, определением нескольких сюжетных линий, обращением к важным проблемам действительности. В соответствии с теорией и историей литературы выделяются рыцарские и пасторальные, исторические романы, романы-эпопеи, романы-путешествия, психологические и семейно-бытовые, приключенческие и психологические романы.

Лирические и лироэпические жанры

Характерными для лирики жанрами являются: стихотворение, романс, ода, гимн, послание, песня, сонет, эпитафия, элегия, эпиграмма.

Стихотворение — наиболее популярный лирический жанр. Это небольшое по объему произведение, которое предполагает описание природы, чувств и состояний.

Романс является также небольшим лирическим произведением, которое изображает эмоции, чувства и переживания героя. Может быть положено на музыку.

Ода – восхваляющее и торжественное произведение. Может быть праздничной, хвалебной и печальной. В любом случае имеет патетический характер.

Гимн — торжественное произведение, которое призвано прославить государственное или социальное единство. Выделяются государственные, религиозные и военные гимны.

Послание – небольшое лирическое обращение к кому-либо.

Песня – стихотворное произведение, которое выражает переживания лирического героя. Выступает основой для последующей музыкальной обработки.

Сонет – лирическое произведение, которое состоит из 14 строк. Они, в свою очередь, делятся на два катрена (строфы по 4 строки) и 2 терцена (строфы по 3 строки). Самыми известными являются сонеты Шекспира.

Эпитафия – небольшое по объему стихотворение, написанное по случаю смерти: говорит о качествах и достоинствах умершего.

Элегия – заключенные в стихотворную форму грустные размышления автора.

Эпиграмма – маленькое сатирическое стихотворение, написанное исходя из черт конкретного человека.

Лироэпическими жанрами называют балладу и поэму.

Баллада предполагает не только передачу переживаний и чувств, но и описание последовательности определенных событий. Мастером баллады в русской литературе был В.А. Жуковский.

Поэма – значительное по объему произведение, которое написано в стихотворной форме, но предполагают описание событий. Посредством этого раскрывается характер персонажей и их внутренний мир.

Драматические жанры

К числу драматических жанров относятся трагедия, драма, водевиль, комедия и интермедия.

В основу трагедии положены острые и конфликтные ситуации, предполагающие поиск непростых решений и смерть героев в финале.

Комедия, напротив, построена на комических событиях, юморе и сатире, которые призваны высмеять, представить в негативном свете злободневные проблемы.

Драма предполагает изображение событий, которые представляют борьбу между персонажами, глубокий конфликт.

Под водевилем понимают небольшую легкую пьесу с незамысловатым сюжетом, обилием песен и танцев.

Интермедией, соответственно, называется небольшая сцена, которая разыгрывается между действиями другой пьесы.

Для выполнения письменных заданий на ЕГЭ по литературе необходимо помнить, что, кроме традиционных частей композиции, выделяются так называемые внесюжетные элементы. Каждый из них имеет определенные функции в повествовательной структуре художественного произведения.

В зависимости от авторского замысла эти элементы могут раскрывать характеры героев, их прошлое, повествовать о событиях, предшествующих непосредственному сюжету. Это эпиграфы, предисловия, описания, сны, лирические отступления, легенды, рассказы и целые повести, письма героев.

Сны в литературном произведении часто используются для выражения характеров, раскрытия идеи. Например, очень важны для развития сюжета сны в произведениях Гоголя («Нос»), Гончарова («Сон Обломова») Огромную роль играет сон в творчестве Лермонтова, где выступает в качестве средства переосмысления действительности, обращения героев к вечности («Демон», «Сон», «Герой нашего времени»).

Часто для выражения авторской позиции писатели и поэты прибегают к предисловию. Вспомним Лермонтова с его предисловием к «Герою нашего времени», в котором он объясняет, что произведение это – не исповедь, а главный герой — вовсе не точная копия самого автора.

Эпиграф выступает средством выражения в краткой и емкой мысли основной идеи, коллизии произведения. Чаще всего это цитата, направленная на формирование сложной ассоциации с целью пояснения смысла и идейной направленности произведения. Автор как бы дает подсказку и одновременно выражает собственное мнение. Эпиграф может быть написан в прозаической или стихотворной форме, быть цитатой из пословицы или песни и т.д.

Легенда или рассказ призваны вызвать образ определенной эпохи, обозначить ключевую мысль того или иного эпизода, рассмотреть его истории. В качестве примера может служить «Легенда о великом инквизиторе» в «Братьях Карамазовых».

Описание чаще используется для изображения деталей внешнего мира, в том числе, природы, быта, определенного уклада жизни, событий, свойственных той или иной среде. С одной стороны, они никак не связаны с сюжетом, с другой — могут быть важны для определения условий формирования характера героя, характеристики окружающей его действительности.

Авторское, или лирическое отступление – это развернутое высказывание, которое носит автобиографический, лирический или философский характер. Несмотря на отсутствие непосредственной связи с сюжетной линией, такие отступления важны для понимания творческого замысла и нуждаются в тщательном анализе.

Вставные эпизоды – небольшие, законченные фрагменты текста, в которых автор описывает других героев или иные эпохи. Часто этим приемом пользовался Н.В. Гоголь («Мертвые души»).

Итак, кроме традиционных частей композиции также выделяются внесюжетные элементы. Для детального анализа произведения и определения художественной идеи вам потребуется исследование каждого из них в отдельности и взаимосвязи с другими частями.

Сюжетом называется последовательность событий в литературном произведении, а фабулой– хронологическая последовательность.

Под композицией понимается строение произведения, взаимное расположение составных элементов его структуры.

В соответствии с развитием сюжета выделяют следующие части композиции:

· экспозиция (или пролог);

· завязка;

· развитие действия;

· кульминация;

· развязка (или эпилог).

Особенности отдельных элементов

Экспозиция, или пролог, предваряет развитие основных событий. Она не оказывает влияния на сюжет, а только мотивирует его. В зависимости от рода литературы это может быть краткое описание предшествующих событий, героев и их взаимоотношений. В зависимости от того, какое место занимает экспозиция в тексте, она может быть:

· прямой;

· обратной;

· задержанной.

Завязка представляет собой начало ситуации, вокруг которой впоследствии строится сюжет – конфликт или действия персонажей. Завязка может быть мотивированной или немотивированной. Второй тип носит неожиданный, яркий, необычный характер, придавая остроту описываемым событиям. В соответствии с логикой построения и развития содержания завязка может располагаться как в начале, так и в конце произведения.

Развитие действия представляет собой разворачивание сюжетной линии (или нескольких линий, в зависимости от жанра произведения) от завязки до кульминации. Конфликт постепенно нарастает, раскрываются характеры героев.

Кульминация – высшая точка литературного произведения. Напряжение достигает высшей точки, сюжетный конфликт проявляется особенно ярко. После этого наступает развязка. Иногда в художественном произведении кульминация и развязка совпадают. Внутренние качества героев проявляются максимально. В зависимости от жанра произведения и его объема может быть одна или несколько кульминаций (согласно сюжетным линиям).

Развязка – момент развития художественного текста, который является итоговой сценой. В ней окончательно становятся понятными характеры, черты и судьбы героев. В соответствии с особенностями сюжета развязка может быть внезапной или логически вытекать из предыдущего содержания.

Заключительным элементом композиции является эпилог. Он представляет собой финальную часть произведения. По форме это может быть обращение писателя к читателям, в котором он благодарит их за внимание. Такие эпилоги носят обобщающий характер. Также встречаются эпилоги, в которых автор кратко рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев.

Теперь, когда вы имеете общее представление о структуре, вам будет проще анализировать художественный текст.

Понятие размера

Под размером понимается способ чередования ударных и безударных слогов, лежащий в основе формирования ритмического рисунка поэтического текста. Именно размер выступает в качестве того организующего начала, который определяет темп, музыку, особенности и индивидуальность звучания произведения. В теории стихосложения выделяются двухсложные и трехсложные размеры.

Двухсложные стопы построены на чередовании двух слогов (ямб и хорей), трехсложные – на основе трех (дактиль, амфибрахий, анапест).

Отдельным направлениям литературы (например, древнегреческой поэзии) были свойственны и другие размеры, однако, в настоящее время они практически не используются, хотя и представляют собой интересный образец стихосложения.

Особенности размеров

Для наглядности и простоты демонстрации особенностей и различий между размерами обобщим их черты:

Размер Стопа Ударение Пример
Ямб Двухсложная На второй слог «Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог»(А.С. Пушкин)
Хорей Двухсложная На первый слог «Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна»(А.С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная На первый слог «Славная осень! Здоровый, ядреный!Воздух усталые силы бодрит;Лед неокрепший на речке студенойСловно как тающий сахар лежит».(Н. Некрасов)
Амфибрахий Трехсложная На второй слог «Однажды в студеную зимнюю поруЯ из лесу вышел; был сильный мороз,Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз.(Н. Некрасов)
Анапест Трехсложная На третий слог «Я тебе ничего не скажу,Я тебя не встревожу ничуть,И о том, что я молча твержу,Не решусь ни за что намекнуть.»(А. Фет)


2018-07-06 1205 Обсуждений (0)
Лирические и лироэпические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лирические и лироэпические жанры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)