ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВАИ ПРАВА
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВАИ ПРАВА 1.1. Объект и предмет науки теория государства и права Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки принято понимать определенную сферу объективной действительности, отдельную сторону реально существующего мира во всем многообразии ее проявлений – предметов, процессов, событий и т. п., изучением которой наука занимается. Иными словами, объект есть то, что изучается наукой. Понятие объекта дает возможность разграничить «сферы интересов» у различных отраслей научного знания. Объект юридической науки включает в себя государство и право, государственно – правовую практику, а также социально – политическую и иную неюридическую практику в той степени, в которой она влияет на формирование и развитие государственно – правовых явлений. Данная формулировка отражает сущность объекта исследования не только правоведения в целом, но и всех частных юридических наук, в том числе теории государства и права. Вместе с тем каждая конкретная правовая наука исследует объект познания особым образом, рассматривает его с какой-то конкретной стороны. Специфику познания объекта конкретной отдельной наукой отражает понятие предмет науки. Под предметом науки понимаю систему конкретных закономерностей и существенных свойств объекта, изучаемых в рамках отдельной отрасли знания. Особенности предмета теории государства и права в сравнении с другими юридическими дисциплинами заключается в следующем. Во-первых, теория государства и права исследует наиболее общие, основные, существенные закономерности в государственной и правовой жизни. Она изучает государство и право в целом, в наиболее общем виде, раскрывает общие законы их возникновения, исторического развития, функционирования и взаимодействия, показывает устойчивые глубинные связи между различными явлениями государственной и правовой жизни. Во-вторых, теория государства и права исследует наиболее существенные, необходимые свойства государственных и правовых феноменов, раскрывающих их сущность и назначение в жизни общества. Эта наука формирует знания о сущности таких явлений, как, например, государственная власть, механизм государства, политическая система общества, право, юридическая норма, правовая система, источник права, правоотношение и др., путем раскрытия их основных, закономерных, устойчивых свойств. В-третьих, специфика предмета теории государства и права заключается в его двуединстве. Предмет науки объединяет в себе и государственные, и правовые явления общественной жизни, государство и право исследуются в единстве, во взаимосвязи и во взаимодействии. Такой аспект исследования связан с тем, что государство и право в реальной жизни являются тесно взаимосвязанными и дополняющими друг друга социальными институтами. В-четвертых, знания, накопленные теорией государства и права, представляют собой не простую совокупность информации, а именно теорию, т. е. логически непротиворечивую и последовательную систему взглядов на государственно-правовую сферу жизни общества, всесторонне объясняющую все основное и закономерное в ней.
1.2. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений Под методом научного исследования понимают конкретный прием, способ деятельности, применяемый для получения научного знания. Когда же говорят о методе науки, то, как правило, имеется в виду вся совокупность таких приемов и средств, используемых при исследовании того или иного объекта. Наука теории государства и права также использует определенную систему научных методов, которые условно можно подразделить на всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Всеобщий (философский) метод исследования выражается в использовании принципов познания, понятий и законов какого-либо философского учения. Всеобщий характер такого метода связан с тем, что он пронизывает собой всю науку, применяется на всех стадиях и этапах научного познания. Конкретное же содержание данного метода зависит от того, какого философского мировоззрения придерживается исследователь. В рамках философской науки сложилось множество разнообразных концепций, которые в зависимости от способа решения «основного вопроса философии» - соотношения материи и сознания – можно разделить на идеалистические и материалистические. Идеализм – это группа философских учений, основанных на идее о том, что психическое начало (дух, сознание, разум, воля, мышление и т.п.) является первичным по отношению к физическому началу (материи, природе). Материальное трактуется идеалистами как одна из форм духовного. Идеализм делится на объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания (мировой разум, божественная воля и т.п.). Наиболее известными учениями объективного идеализма являются философские концепции Платона, Г. В. Лейбница, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля. Субъективный идеализм, либо вообще отрицает существование какой – либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает реальность как нечто, полностью зависимое от человеческого разума. Данное направление в философии наиболее ярко выражено в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, И. Г. Фихте. В современный период в философии наиболее распространены такие идеалистические течения, как неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология. Материализм – это группа философских учений, основанных на идеях о том, что мир существует объективно, т. е. независимо от сознания человека, что материя первична, а сознание и мышление есть свойства материи, что мир и его закономерности познаваемы. Историческими формами философского материализма являются: античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Дж. Бруно); метафизический материализм XVII-XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); материализм русских революционных демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). Во второй половине XIX – начале XX в. сформировались такие формы материализма, как диалектический и исторический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектический материализм – развернутое теоретическое учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Данное философское учение исходит из того, что материя – единственная основа мира, сознание – свойство материи, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Сущность диалектического понимания движения и развития материи и познания выражают законы диалектического материализма, основными из которых являются: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания. Предмет диалектического материализма раскрывается также в его категориях: «субъект», «объект», «истина», «практика», «свобода», «необходимость», «явление», «сущность», «содержание», «форма», «действительность», «возможность» и др. Исторический материализм – теория развития общества и одновременно всеобщий метод его познания. В рамках данного учения общество рассматривается как целостная развивающаяся система, признается первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию, подчеркивается определяющая роль производственных отношений в общественном прогрессе, история общества трактуется как последовательная смена общественно – экономических формаций (первобытно – общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической), движущей силой развития общества признается классовая борьба. 1.3. Общенаучные методы познания государственно – правовых явлений Общенаучные методы познания не охватывают весь процесс познания, а применяются только на отдельных стадиях этого процесса для решения специальных познавательных задач. Подобные методы являются во многом универсальными и применяются во многих отраслях научного знания. К ним в частности, относятся: — описание (дескрипция) – упорядоченное изложение фактов и обстоятельств, имеющих отношение к изучаемому явлению; — объяснение (толкование сущности, смысла того или иного явления на основе уже имеющихся научных знаний); — анализ (условное разделение целого на множество, сложного – на его компоненты); — синтез (мысленное объединение множества в единство, разнообразных явлений, качеств, противоположностей в одно целое); — сравнение (совокупный анализ нескольких объектов с выявлением общих и отличительных признаков); — аналогия (мысленный перенос знаний об одном объекте на другой, менее изученный, но сходный с ним по существенным свойствам и качествам объект); — абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных, единичных, случайных свойств и качеств конкретного явления и выделение в нем общего, устойчивого, необходимого и существенного). Путем абстрагирования формируются научные понятия – мысленные представления о сущности конкретных жизненных явлений или процессов. — дедукция (путь мышления, который ведет от общих научных положений к частным); — логическая индукция (получение общих заключений или гипотез исходя из частных фатов и сведений, способ движения знания от отдельного и особенного к всеобщему и закономерному). Метод индукции (индуцирование) имеет особое значение для теории государства и права, так как последняя направлена на обобщение юридических знаний, на выявление всеобщего, устойчивого и закономерного в государственной и правовой реальности. Поэтому теория государства и права – индуктивная наука. — системный подход – заключается в использовании понятий и законов общей теории систем, что позволяет исследовать правовые явления в их единстве и взаимодействии друг с другом, а также иными явлениями и процессами неюридического характера. 1.4. Частнонаучные и частноправовые методы познания Частнонаучные методы познания заимствованы теорией государства и права из конкретных, отдельных наук и приспособлены для исследования государственно-правовых явлений. Среди подобных методов наиболее часто применяются следующие: - социологический – позволяет путем наблюдения, анкетирования, интервьюирования и иных приемов собрать данные о каких либо сторонах государственной или правовой жизни общества (об отдельны видах юридической практики, о работе государственных и правовых институтов и т. п.); - статистический – позволяет получить количественные показатели, характеризующие состояние и динамику развития какого – либо явления (правонарушения, деятельность государственного аппарата и т.п.); - кибернетический – метод, связанный с использованием понятий и законов кибернетики (общей науки об управлении) для познания особенностей процесса правового регулирования; - синергетический – метод, выражающийся в применении понятий и законов науки о самоорганизации сложных развивающихся систем (синергетики) к познанию государства и права; - математический – выражается в применении приемов и правил оперирования с количественными данными, разработанными в рамках математической науки. Особую группу частнонаучных методов образуют методы частноправовые, сформировавшиеся в рамках самой юридической науки. К ним относятся такие методы, как формально – юридический и сравнительно – правовой. Формально – юридический метод выражается в использовании наиболее общих (общетеоретических) правовых понятий и закономерностей для познания специфики конкретных юридических явлений и процессов. Сравнительно – правовой метод заключается в сопоставлении отдельных институтов, явлений или процессов государственно – правового характера с целью выявления их общих и отличительных характеристик.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |