Особенности возникновения государства у различных народов
Процесс образования государства, в основе которого лежат общие закономерности и универсальные причины, у различных народов мира протекал по-разному, имел свои особенности. Так, например, возникновение государства в Древней Греции, по мнению Ф. Энгельса, демонстрирует наиболее чистую, классическую форму образовании государства, так как властные структуры, стоящие над обществом (аппарат власти), появились там непосредственно из внутриобщественных противоречий, без какого-либо внешнего или внутреннего насильственного вмешательства. Особенность появления Римского государства связана с обострением на определенном этапе политической борьбы между римской родовой аристократией (патрициями) и бесправными плебеями, не относящимися к римскому роду. Именно острая борь6a между этими двумя слоями общества вызвала проведение политических реформ, одним из направлении которых было образование сильной централизованной публичной власти. Особенность появления Древнегерманского государства связана с тем, что первобытные племена варваров, захватившие обширные территории бывшей Римской империи, были вынуждены заменить свои первобытные органы власти на более эффективный публичный государственный аппарат. В данном случае процесс образования государства был ускорен влиянием военно-политического фактора. Свои особенности отличали процесс образования государственности у народов Африки и Азии, развивавшихся в суровых природных условиях, что обусловило длительное сохранение общинного способа хозяйствования (азиатский способ производства). Особенностью данного способа появления государства является то, что задолго до появления частной собственности выделился слой людей, занимающихся выполнением общесоциальный функций и уполномоченных использовать легализованное насилие. Властные структуры первоначально выполняли сугубо хозяйственные функции — руководили организацией коллективного труда в общинах (строительство каналов, оборонительных сооружений и др.). Лишь, на более позднем этапе развития государства, по мере совершенствования производства и роста производительности труда, власть начинает выполнять функцию экономического регулирования.
Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя В науке сложилось понимание того, что государство есть, прежде всего, особая форма организации власти в обществе. Государственные структуры, постепенно сменившие первобытные органы управления, по сути так же, как и последние, выражали собою объективно необходимые отношения доминирования и подчинения, сложившиеся на определенном этапе развития человеческого общества. Задача государственной власти — оказывать влияние на волю и поведение граждан, направлять их активность в нужное русло. Вместе с тем государство как форма организации власти существенно отличается от первобытно-общинной формы власти. Основные различия между ними заключаются в следующем. 1. Государство представляет собою самостоятельный институт, достаточно независимый от общества. Для осуществления властных функций в государстве существует специальная система государственных органов и обширный штат государственных служащих, занимающихся управлением на профессиональной основе. 2. Государственная власть распространяется по территориальному принципу — на всех людей, находящихся на территории государства, или по принципу гражданства — на всех граждан данного государства. 3. Власть в государстве выражает в определенном сочетании и общесоциальные, и узкогрупповые (классовые) интересы, причем последние нередко преобладают. 4. Отношения доминирования и подчинения в государстве основаны на авторитете самого института государства, на статусном неравенства чиновника и рядового гражданина, которое добровольно или вынужденно признается всеми членами общества. 5. Государство отличается более развитой специализацией труда и четким разграничением компетенции между различными уровнями власти и отдельными государственными органами. 6. Власть в государстве опирается на использование более сложной системы методов управлении (убеждение, воспитание, идеология, право, религия, политика и др.). Важную роль при реализации государственной власти играет метод принуждения, в необходимых случаях может использоваться легитимное насилие.
Основные учения о происхождении государства в научной мысли прошлого Осмыслить проблему происхождении государства пытались многие ученые, в связи с чем история науки знает несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет истоки появления государственной организации. Теологическая теория Основоположником теории считается Фома Аквинский (1225— 1274) — средневековый философ и богослов. К более поздним представителям можно отнести идеологов католической церкви: Мерсье Дезире (1851—1926) — бельгийский религиозный философ и церковный деятель, кардинал Маритен Жак (1882—1973) — французский религиозный философ, а также идеологов исламской религии. Основная идея теории заключается в том, что государство есть продукт божественного творении, а государственная власть — продолжение власти Бога на земле. Божественность власти означает необходимость полного подчинения граждан правителям. Непослушание государству расценивается как непослушание Всевышнему. Все социальные отношения, в том числе и имущественное расслоение, являются божественным замыслом, менять их недопустимо. Управленческие функции в государстве должны принадлежать религиозным деятелям.. Любая светская власть производна от церковной. Патриархальная теория Среди ученых, разделявших положения данной теории, наиболее известны Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий ученый и философ - энциклопедист, а также Н. Михайловский (1842—1904) — русский социолог, публицист, литературный критик, народник. В рамках данной теории государство считается продуктом развития одной семьи. Власть государя рассматривается как продолжение неограниченной власти отца в семье (патриарха). Правитель в государстве, как и отец в семье, не выбирается и не смещается подданными, его власть неизменна. Сопротивление власти недопустимо, ибо только патриарх может заботиться об остальных членах семьи. Без него государство обречено на распад и анархию. Договорная теория Возникла на рубеже XVII— XVIII вв. Наиболее известные представители: Жан Жак Руссо (1712—1778) — французский философ, писатель, просветитель; Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ-материалист; Джон Локк (1632—1704) — английский философ, просветитель и политический мыслитель; Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — русский писатель, революционный мыслитель. В рамках договорной теории государство рассматривается как результат соглашения, сознательно и добровольно заключенного гражданами с целью прекращения анархии и воин. Суть этого договора в том, что граждане передают часть своей свободы и власти государству. Они обязуются соблюдать законы, платить налоги и проч., а взамен получают право требовать от власти защиты своих интересов и безопасности. Государство же по договору берет на себя обязанность заботиться о гражданах, для чего наделяется правами принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т, п. В случае злоупотребления государством своей властью граждане имеют право расторгнуть с ним договор, в том числе и насильственным путем. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо она отбросила религиозные представления о происхождении власти. Кроме того, она имела и глубокое демократическое содержание, так как обосновывала равноправные партнерские отношения государства и человека, право народа на сопротивление, на свержение неугодной сласти. Теория насилия Возникла в XIX в. Среди ее авторов наиболее известны: Евгений Дюринг (1833 -1921) — немецкий философ, экономист; Карл-Каутский (1854-1938) — немецкий политический деятель, социал-демократ. Приоритетное значение в появлении государства придается военно-политическим факторам. Процесс разложения первобытного обществ сопровождался войнами, насильственными захватами территорий, порабощением одних племен другими. Для успешного управления завоеванными народами победителям был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Насилие является причиной любой власти, основой всякого социально-экономического господства. Государство, таким образом, не является итогом внутреннего развития общества, оно есть сила, навязанная ему извне. Антидемократическая сущность данного учения наиболее ярко выразилась в том, что его представители пытались представить насилие как инструмент всеобщей гармонии и основной фактор материального прогресса, доказывали, что оно более необходимо слабым народам, нежели сильным, ибо является средствам защиты завоеванных от посягательств других племен.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |