Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности возникновения государства у различных народов



2018-07-06 1184 Обсуждений (0)
Особенности возникновения государства у различных народов 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс образования государства, в основе которого лежат общие закономерности и универсальные причины, у различных на­родов мира протекал по-разному, имел свои особенности.

Так, например, возникновение государства в Древней Греции, по мнению Ф. Энгельса, демонстрирует наиболее чистую, класси­ческую форму образовании государства, так как властные струк­туры, стоящие над обществом (аппарат власти), появились там не­посредственно из внутриобщественных противоречий, без какого-либо внешнего или внутреннего насильственного вмешательства.

Особенность появления Римского государства связана с обо­стрением на определенном этапе политической борьбы между римской родовой аристократией (патрициями) и бесправными плебеями, не относящимися к римскому роду. Именно острая борь6a между этими двумя слоями общества вызвала проведение политических реформ, одним из направлении которых было образование сильной централизованной публичной власти.

Особенность появления Древнегерманского государства связана с тем, что первобытные племена варваров, захватившие обширные территории бывшей Римской империи, были вынуждены заменить свои первобытные органы власти на более эффективный публичный государственный аппарат. В данном случае процесс образования государства был ускорен влиянием военно-политического фактора.

Свои особенности отличали процесс образования государственности у народов Африки и Азии, развивавшихся в суровых природных условиях, что обусловило длительное сохранение общинного способа хозяйствования (азиатский способ производства). Особенно­стью данного способа появления государства является то, что задолго до появления частной собственности выделился слой людей, занима­ющихся выполнением общесоциальный функций и уполномоченных использовать легализованное насилие. Властные структуры перво­начально выполняли сугубо хозяйственные функции — руководили организацией коллективного труда в общинах (строительство кана­лов, оборонительных сооружений и др.). Лишь, на более позднем эта­пе развития государства, по мере совершенствования производства и роста производительности труда, власть начинает выполнять функ­цию экономического регулирования.

 

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

В науке сложилось понимание того, что государство есть, преж­де всего, особая форма организации власти в обществе. Государ­ственные структуры, постепенно сменившие первобытные органы управления, по сути так же, как и последние, выражали собою объективно необходимые отношения доминирования и подчине­ния, сложившиеся на определенном этапе развития человеческого общества. Задача государственной власти — оказывать влияние на волю и поведение граждан, направлять их активность в нужное русло.

Вместе с тем государство как форма организации власти существенно отличается от первобытно-общинной формы власти. Основные различия между ними заключаются в следующем.

1. Государство представляет собою самостоятельный институт, достаточно независимый от общества. Для осуществления властных функций в государстве существует специальная система государственных органов и обширный штат государственных служащих, занимающихся управлением на профессиональной основе.

2. Государственная власть распространяется по территориальному принципу — на всех людей, находящихся на территории государства, или по принципу гражданства — на всех граждан данного государства.

3. Власть в государстве выражает в определенном сочетании и общесоциальные, и узкогрупповые (классовые) интересы, причем последние нередко преобладают.

4. Отношения доминирования и подчинения в государстве основаны на авторитете самого института государства, на статусном неравенства чиновника и рядового гражданина, которое добровольно или вынужденно признается всеми членами общества.

5. Государство отличается более развитой специализацией труда и четким разграничением компетенции между различными уровнями власти и отдельными государственными органами.

6. Власть в государстве опирается на использование более сложной системы методов управлении (убеждение, воспитание, идеология, право, религия, политика и др.). Важную роль при реализации государственной власти играет метод принуждения, в необходимых случаях может использоваться легитимное насилие.

 

Основные учения о происхождении государства в научной мысли прошлого

Осмыслить проблему происхождении государства пытались многие ученые, в связи с чем история науки знает несколько тео­рий, каждая из которых по-своему объясняет истоки появления государственной организации.

Теологическая теория

Основоположником теории считается Фома Аквинский (1225— 1274) — средневековый философ и богослов. К более поздним представителям можно отнести идеологов католической церкви: Мерсье Дезире (1851—1926) — бельгийский религиозный философ и церковный деятель, кардинал Маритен Жак (1882—1973) — французский религиозный философ, а также идеологов исламской религии.

Основная идея теории заключается в том, что государство есть продукт божественного творении, а государственная власть — про­должение власти Бога на земле. Божественность власти означает необходимость полного подчинения граждан правителям. Непослу­шание государству расценивается как непослушание Всевышнему.

Все социальные отношения, в том числе и имущественное рас­слоение, являются божественным замыслом, менять их недопус­тимо. Управленческие функции в государстве должны принадле­жать религиозным деятелям.. Любая светская власть производна от церковной.

Патриархальная теория

Среди ученых, разделявших положения данной теории, наибо­лее известны Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий ученый и философ - энциклопедист, а также Н. Михайловский (1842—1904) — русский социолог, публицист, литературный кри­тик, народник.

В рамках данной теории государство считается продуктом раз­вития одной семьи. Власть государя рассматривается как продол­жение неограниченной власти отца в семье (патриарха). Прави­тель в государстве, как и отец в семье, не выбирается и не смеща­ется подданными, его власть неизменна. Сопротивление власти недопустимо, ибо только патриарх может заботиться об осталь­ных членах семьи. Без него государство обречено на распад и анархию.

Договорная теория

Возникла на рубеже XVII— XVIII вв. Наиболее известные представители:

Жан Жак Руссо (1712—1778) — французский философ, писа­тель, просветитель;

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ-материалист;

Джон Локк (1632—1704) — английский философ, просветитель и политический мыслитель;

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — русский писа­тель, революционный мыслитель.

В рамках договорной теории государство рассматривается как результат соглашения, сознательно и добровольно заключенного гражданами с целью прекращения анархии и воин. Суть этого до­говора в том, что граждане передают часть своей свободы и власти государству. Они обязуются соблюдать законы, платить налоги и проч., а взамен получают право требовать от власти защиты своих интересов и безопасности. Государство же по договору берет на себя обязанность заботиться о гражданах, для чего наделяется правами принимать законы, собирать налоги, наказывать пре­ступников и т, п. В случае злоупотребления государством своей властью граждане имеют право расторгнуть с ним договор, в том числе и насильственным путем.

Договорная теория была крупным шагом вперед в познании го­сударства, ибо она отбросила религиозные представления о проис­хождении власти. Кроме того, она имела и глубокое демократическое содержание, так как обосновывала равноправные партнерские отношения государства и человека, право народа на сопротивление, на свержение неугодной сласти.

Теория насилия

Возникла в XIX в. Среди ее авторов наиболее известны: Евге­ний Дюринг (1833 -1921) — немецкий философ, экономист; Карл-Каутский (1854-1938) — немецкий политический деятель, социал-демократ.

Приоритетное значение в появлении государства придается военно-политическим факторам. Процесс разложения первобыт­ного обществ сопровождался войнами, насильственными захва­тами территорий, порабощением одних племен другими. Для успешного управления завоеванными народами победителям был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Насилие является причиной любой власти, основой всякого социально-экономического господства. Государство, таким образом, не является итогом внутреннего развития общества, оно есть сила, навязанная ему извне.

Антидемократическая сущность данного учения наиболее ярко выразилась в том, что его представители пытались представить насилие как инструмент всеобщей гармонии и основной фактор материального прогресса, доказывали, что оно более необходимо слабым народам, нежели сильным, ибо является средствам защи­ты завоеванных от посягательств других племен.



2018-07-06 1184 Обсуждений (0)
Особенности возникновения государства у различных народов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности возникновения государства у различных народов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)