Понятие и структура государственного механизма
Любое государство объективно проявляет себя и практически действует не иначе как через свой механизм. Механизм является важнейшим атрибутом государственности, ее материализованным воплощением. Механизм государства— это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства. В научной литературе понятие «механизм государства» трактуют в узком (наиболее распространенный подход) и широком смыслах. В первом случае в структуру механизма включают лишь государственные органы, наделенные властными полномочиями и занимающиеся управленческой, административной деятельностью. Иногда систему этих органов обозначают также термином «государственный аппарат». Во втором случае в структуру механизма, помимо органов государства, включают также государственные организации (вооруженные силы, тюрьмы и др.), государственные учреждения (библиотеки, музеи, больницы, театры, вузы и др.) и государственные предприятия. К наиболее существенным признакам государственного механизма можно отнестиследующие: 1) Механизм государства по своей сути есть система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов. Именно органы государства олицетворяют государственную власть, являются инструментами государственного управления. Иные государственные структуры (организации, учреждения, предприятия) представляют государство преимущественно как собственника и не участвуют в процессе властного регулирования общественных отношений. 2) Механизм государства является средством реализации государственной политики. 3) В структурном плане механизм государства состоит из государственных служащих (чиновников)- специалистов – профессионалов в области управления. 4) Механизм государства наделен особыми властными полномочиями. Они проявляются прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения всеми участниками социальной жизни и наказывать субъектов за нарушения установленных норм. 5) Механизм государства уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций и др.).
Принципы организации и функционирования механизма современного государства Процесс организации и практической деятельности государственного механизма базируется на определенных принципах. Подобные принципы – это исходные идеи, руководящие положения, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. К числу таких принципов обычно относят следующие идеи: — принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все государственные органы обязаны своей работой в первую очередь признавать, соблюдать и защищать данные права); — принцип демократизма (возможность участия большинства граждан в формировании государственных органов и контроле за их деятельностью); — принцип разделения властей (необходимость деления единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельно реализуют каждая свои полномочия, но при этом являются взаимозависимыми и ограничивают друг друга); — принцип законности (обязательность строгого соблюдения всеми государственными служащими предписаний конституции, законов и подзаконных актов); — принцип гласности (открытость, доступность информации и деятельности и результатах работы конкретных государственных органов и должностных лиц); — принцип профессионализма (необходимость привлечения в управленческий аппарат наиболее квалифицированных и опытных специалистов); — принцип ответственности (каждый государственный служащий должен нести ответственность за добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей); — принцип соподчиненности (многоуровневый характер государственного управления, предполагающий подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов власти вышестоящим); — принцип сочетания коллегиальности и единоначалия (в коллегиальных органах допускается единоличное принятие некоторых управленческих решений, а единоличные государственные органы и отдельные должностные лица должны активно использовать коллегиальные формы административной работы); — принцип сочетания выборности и назначаемости (государственные органы формируются как путем назначения на должность государственных служащих, так и путем их избрания).
Понятие государства Раскрыть понятие государства — значит сформировать представление о нем путем указания на наиболее существенные закономерные свойства (признаки) данного явления. Современные государствоведы в качестве таких признаков называют следующие. 1. Государство есть, прежде всего, особая форма организации политической власти в обществе. 2. Государство — это организация политической власти, официально представляющая все общество, выражающая его коллективную волю. Коллективная воля - понятие комплексное, оно включает в себя два аспекта: узкогрупповой и общесоциальный. Любое государство, осуществляя свою политику, действует, с одной стороны, в интересах различных социальных слоев, групп (экономически господствующего класса, правящей политической элиты, отдельных национальных групп, религиозных концессий, крупного бизнеса и т. п.), а с другой — в интересах общества в целом (организация здравоохранения, образования, транспорта, связи, борьба с преступностью, меры по предотвращению войн и т. д.). Узкогрупповая и общесоциальная стороны государства, в сущности, неразделимы, хотя их соотношение в различные исторические эпохи в одном и том же государстве может меняться. 3.Государство — это территориальная организация власти. Данное свойство означает, что власть государства распространяется в пределах государственных территориальных границ, оказывает регулятивное воздействие на всех лиц, находящихся на территории государства, независимо от их гражданства, национальной принадлежности, профессии и иных особенностей. 4. Государство-это суверенная организация власти. Суверенитет государства проявляется в двух аспектах: во-первых, в возможности безусловного, абсолютного доминирования государственной власти в пределах своей территории (внутренний суверенитет) и, во-вторых, в возможности осуществлять независимую политику на международном уровне (внешний суверенитет). 5. Государство-это регулятивный институт общества, инструмент, при помощи которого социум организует и развивает в нужном направлении отношения между людьми. Смысл существования государственной организации – в управлении жизнью общества. Принимая и реализуя на практике необходимые законы, государство оказывает воздействие на наиболее общественные отношения (экономические, политические, семейно-бытовые, культурные, информационные и др.). 6. Государство — это сложно организованный многоуровневый механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих органов управления (законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и др.), а также должностных лиц (государственных служащих). 7. Государство — это организация, уполномоченная распоряжаться человеческими и природными ресурсами общества, а также особыми материальными ценностями. Распоряжение человеческим ресурсом проявляется в том, что государственная власть особым образом организует систему трудовой занятости населения, стимулируя общество к выполнению тех производственных функций, которые необходимы для поддержания его нормального существования и прогрессивного развития. Распоряжение природными ресурсами проявляется в возможности использовать в интересах общества и государства природные богатства. Кроме того, в процессе проведения необходимой политики государство уполномочено распоряжаться такими уникальными материальными ценностями, как государственная собственность, бюджетные средства, валютный и золотой запасы, алмазный фонд и др. Обобщая рассмотренные выше существенные признаки государства, можно предложить следующее определение данного феномена. Государство — это суверенная, территориальная организация (механизм) власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его человеческие, природные и материальные ресурсы в целях регулирования наиболее значимых социальных отношений.
Сущность государства Категория «сущность» заимствована теорией государства и права из философии и используется при неоднократном рассмотрении наиболее важных, ключевых проблем. Под сущностью какого-либо явления в философии понимается совокупность глубинных закономерных связей и отношений, составляющих в сумме его качественную определенность. При рассмотрении вопроса о сущности государства следует учитывать два основных аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). В юридической литературе выделяют следующие подходы к сущности государства: — классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов какого либо одного класса не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие ценности и интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план); — общесоциальный подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс); — религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которого соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. В целом можно с уверенностью сказать, что сущность конкретного государства много аспектная и не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из выше названных начал. Рекомендуемая литература Ардашкин В. Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. №3. Болдырева Р. С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты: Автореф дис. …канд. юрид. наук. М., 1998. Бутенко A.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7. Денисов А. И. Государство и право, их взаимосвязь и развитие: Дис. …докт. юрид. наук. М., 1973. Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государстве. М., 1995. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2000. Каск Л. И. О признаках государства //Правоведение. 1963. № 1. Копейчиков В. В. Механизм государства в советской федерации. .М., 1973. Ленин В. И. О государстве //Полное собрание сочинений. Т. 33. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4. Маков Г. Я. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982. Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. М 12. Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. Черниловский 3. М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Советское государство и право. 1993. № 6. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства // Государство и право.1993. №8. Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. Т. 20, Энтин Л. М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.
Глава 4
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |