Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и структура государственного механизма



2018-07-06 712 Обсуждений (0)
Понятие и структура государственного механизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое государство объективно проявляет себя и практически действует не иначе как через свой механизм. Механизм является важнейшим атрибутом государственности, ее материализован­ным воплощением.

Механизм государства— это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществ­ляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.

В научной литературе понятие «механизм государства» трактуют в узком (наиболее распространенный подход) и широком смыслах. В первом случае в структуру механизма включают лишь государственные органы, наделенные властными полномочиями и занимающиеся управленческой, административной деятельностью. Иногда систему этих органов обозначают также термином «государственный аппарат». Во втором случае в структуру механизма, помимо органов государства, включают также государственные организации (вооруженные силы, тюрьмы и др.), государственные учреждения (библиотеки, музеи, больницы, театры, вузы и др.) и государственные предприятия.

К наиболее существенным признакам государственного меха­низма можно отнестиследующие:

1) Механизм государства по своей сути есть система взаимо­связанных и взаимодействующих государственных органов. Именно органы государства олицетворяют государственную власть, являются инструментами государственного управления. Иные го­сударственные структуры (организации, учреждения, предприятия) представляют государство преимущественно как собственника и не участвуют в процессе властного регулирования общественных отношений.

2) Механизм государства является средством реализации го­сударственной политики.

3) В структурном плане механизм государства состоит из государственных служащих (чиновников)- специалистов – профессионалов в области управления.

4) Механизм государства наделен особыми властными пол­номочиями. Они проявляются прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения всеми участниками социальной жизни и наказывать субъектов за нарушения установленных норм.

5) Механизм государства уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций и др.).

 

Принципы организации и функционирования механизма современного государства

Процесс организации и практической деятельности государственного механизма базируется на определенных принципах. Подобные принципы – это исходные идеи, руководящие положения, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. К числу таких принципов обычно относят следующие идеи:

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все государственные органы обязаны своей работой в первую оче­редь признавать, соблюдать и защищать данные права);

принцип демократизма (возможность участия большинства граждан в формировании государственных органов и контроле за их деятельностью);

принцип разделения властей (необходимость деления еди­ной государственной власти на три ветви: законодательную, ис­полнительную и судебную, которые самостоятельно реализуют каждая свои полномочия, но при этом являются взаимозависимы­ми и ограничивают друг друга);

принцип законности (обязательность строгого соблюдения всеми государственными служащими предписаний конституции, законов и подзаконных актов);

принцип гласности (открытость, доступность информации и деятельности и результатах работы конкретных государствен­ных органов и должностных лиц);

принцип профессионализма (необходимость привлечения в управленческий аппарат наиболее квалифицированных и опыт­ных специалистов);

принцип ответственности (каждый государственный служащий должен нести ответственность за добросовестное исполне­ние своих профессиональных обязанностей);

принцип соподчиненности (многоуровневый характер госу­дарственного управления, предполагающий подотчетность и под­контрольность нижестоящих органов власти вышестоящим);

принцип сочетания коллегиальности и единоначалия (в коллегиальных органах допускается единоличное принятие некоторых управленческих решений, а единоличные государственные органы и отдельные должностные лица должны активно использовать коллегиальные формы административной работы);

принцип сочетания выборности и назначаемости (государственные органы формируются как путем назначения на должность государственных служащих, так и путем их избрания).

 

Понятие государства

Раскрыть понятие государства — значит сформировать представление о нем путем указания на наиболее существенные закономерные свойства (признаки) данного явления. Современные государствоведы в качестве таких признаков называют следующие.

1. Государство есть, прежде всего, особая форма организации политической власти в обществе.

2. Государство — это организация политической власти, официально представляющая все общество, выражающая его коллективную волю.

Коллективная воля - понятие комплексное, оно включает в се­бя два аспекта: узкогрупповой и общесоциальный. Любое государ­ство, осуществляя свою политику, действует, с одной стороны, в интересах различных социальных слоев, групп (экономически господствующего класса, правящей политической элиты, отдель­ных национальных групп, религиозных концессий, крупного биз­неса и т. п.), а с другой — в интересах общества в целом (организа­ция здравоохранения, образования, транспорта, связи, борьба с преступностью, меры по предотвращению войн и т. д.). Узкогруп­повая и общесоциальная стороны государства, в сущности, нераз­делимы, хотя их соотношение в различные исторические эпохи в одном и том же государстве может меняться.

3.Государство — это территориальная организация власти.

Данное свойство означает, что власть государства распространяется в пределах государственных территориальных границ, оказывает регулятивное воздействие на всех лиц, находящихся на территории государства, независимо от их гражданства, национальной принадлежности, профессии и иных особенностей.

4. Государство-это суверенная организация власти.

Суверенитет государства проявляется в двух аспектах: во-первых, в возможности безусловного, абсолютного доминирования государственной власти в пределах своей территории (внутренний суверенитет) и, во-вторых, в возможности осуществлять независимую политику на международном уровне (внешний суверенитет).

5. Государство-это регулятивный институт общества, инструмент, при помощи которого социум организует и развивает в нужном направлении отношения между людьми. Смысл существования государственной организации – в управлении жизнью общества. Принимая и реализуя на практике необходимые зако­ны, государство оказывает воздействие на наиболее общественные отношения (экономические, политические, семейно-бытовые, культурные, информационные и др.).

6. Государство — это сложно организованный многоуровневый механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимодейст­вующих органов управления (законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и др.), а также должностных лиц (государственных служащих).

7. Государство — это организация, уполномоченная распоря­жаться человеческими и природными ресурсами общества, а также особыми материальными ценностями.

Распоряжение человеческим ресурсом проявляется в том, что государственная власть особым образом организует систему тру­довой занятости населения, стимулируя общество к выполнению тех производственных функций, которые необходимы для под­держания его нормального существования и прогрессивного раз­вития.

Распоряжение природными ресурсами проявляется в возмож­ности использовать в интересах общества и государства природ­ные богатства.

Кроме того, в процессе проведения необходимой политики го­сударство уполномочено распоряжаться такими уникальными материальными ценностями, как государственная собственность, бюджетные средства, валютный и золотой запасы, алмазный фонд и др.

Обобщая рассмотренные выше существенные признаки государства, можно предложить следующее определение данного фе­номена.

Государство — это суверенная, территориальная организация (механизм) власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его человеческие, природные и материальные ресурсы в целях регулирования наиболее значимых социальных от­ношений.

 

Сущность государства

Категория «сущность» заимствована теорией государства и права из философии и используется при неоднократном рассмот­рении наиболее важных, ключевых проблем. Под сущностью како­го-либо явления в философии понимается совокупность глубин­ных закономерных связей и отношений, составляющих в сумме его качественную определенность.

При рассмотрении вопроса о сущности государства следует учитывать два основных аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержа­тельная сторона).

В юридической литературе выделяют следующие подходы к сущности государства:

— классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в уз­ких целях, как средство для обеспечения главным образом инте­ресов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов какого либо одного класса не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью наси­лия, диктатуры.

Общечеловеческие ценности и интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план);

— общесоциальный подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, со­здающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различ­ных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс);

— религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которого соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В целом можно с уверенностью сказать, что сущность конкретного государства много аспектная и не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из выше названных начал.

Рекомендуемая литература

Ардашкин В. Д. К современной концепции государства // Пра­воведение. 1992. №2.

Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. №3.

Болдырева Р. С. Разделение властей: теоретико-правовые ас­пекты: Автореф дис. …канд. юрид. наук. М., 1998.

Бутенко A.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

Денисов А. И. Государство и право, их взаимосвязь и развитие: Дис. …докт. юрид. наук. М., 1973.

Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и госу­дарственной власти в условиях формирования гражданского об­щества // Государство и право. 1994. № 7.

Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государстве. М., 1995.

Исполнительная власть: организация и взаимодействие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2000.

Каск Л. И. О признаках государства //Правоведение. 1963. № 1.

Копейчиков В. В. Механизм государства в советской федера­ции. .М., 1973.

Ленин В. И. О государстве //Полное собрание сочинений. Т. 33.

Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общест­венные науки и современность. 1996. № 4.

Маков Г. Я. Признаки государства: новое прочтение // Полити­ческие проблемы теории государства. М., 1993.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.

Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982.

Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. М 12.

Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государ­ство и право. 1997. № 2.

Черниловский 3. М. Институт президентуры в свете историче­ского опыта // Советское государство и право. 1993. № 6.

Чиркин В. Е. Три ипостаси государства // Государство и право.1993. №8.

Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. Т. 20,

Энтин Л. М. Разделение властей. Опыт современных госу­дарств. М., 1995.

 

Глава 4



2018-07-06 712 Обсуждений (0)
Понятие и структура государственного механизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и структура государственного механизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)