Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура



2018-07-06 1491 Обсуждений (0)
Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные ин­тересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения оп­ределенного блага, ценности. В этом заключается его предназна­чение, главная роль.

Структура субъективного права:

1) возможность определенного поведения управомоченного лица;

2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;

3) возможность обращения за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);

4) возможность пользоваться определенным социальным бла­гом, ценностью.

Юридическая обязанность — это мера юридически необходи­мого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъек­тивного права, имеет следующую структуру:

1) необходимость совершать определенные действия или воз­держиваться от них;

2) необходимость отреагировать на обращенные к нему закон­ные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неис­полнение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обязан­ностью:

1)если субъективное право призвано удовлетворять собствен­ные интересы лица, то юридическая обязанность — «чужие» инте­ресы (управомоченного лица);

2)если субъективное право — мера возможного поведения (ре­ализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Вместе с тем рамки («мера») и возможного поведения (субъек­тивного права), и необходимого поведения (юридической обязан­ности) должны быть четко очерчены в законодательстве.

 

15.7. Объекты правоотношений: понятие и виды

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они всту­пают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворе­ния своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

- согласно первому из них объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

- согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых) объекты весьма разнообразны и могут быть:

 

1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т. п.);

2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т. п.);

3) продуктами духовного творчества (произведения литерату­ры, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т. д.);

4) результатами действий участников правоотношений (пра­воотношения, возникающие, например, на основе договора пере­возки, подряда на капитальное строительство и т. п.);

5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т. д.).

15.8. Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

1) по характеру наступающих последствий они делятся на:

— правообразующие (поступление в вуз);

— правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);

— правопрекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений — на:

— события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т. п.);

— действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, — сделки, судебные решения и т. п.) и юри­дические поступки (действия, приводящие к юридическим по­следствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т. д.).

Противоправные деяния могут быть уголовными, администра­тивными, гражданскими, дисциплинарными.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

 

Рекомендуемая литература

Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.

Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4.

Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.

Дидин А. П. Диалектика правоотношения. Саратов, 1983.

Дурденевский В. Н. Субъективное право и его основное разде­ление // Правоведение. 1994. № 3.

Иванова 3. Д. Юридические факты и возникновение субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1980. № 2.

Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регу­лирования. Саратов, 1980.

Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

Крашенинников Е. А. Интерес и субъективное право // Право­ведение. 2000. № 3.

Кропачев Н. М., Прохоров В. С. О понятии правовых отношений // Правоведение. 1985. № 3.

Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Пра­воведение. 2000. № 3.

Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

Матузов Н. И. Общие правоотношения и их специфика //Пра­воведение. 1976. № 3.

Пионтковский А. А. К вопросу о взаимоотношении объектив­ного и субъективного права // Советское государство и право. 1958. №5.

Протасов В. П. Категория «объект правоотношения». Систем­ный и деятельный подход // Советское государство и право. 1988. №2.

Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991.

Тархов В. А. К вопросу о правовых отношениях // Правоведе­ние. 1965. № 1.

Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотно­шений. М., 1980.

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.

 

Глава 16

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

16.1. Юридическая практика: понятие и признаки

Юридическая практика - это особый вид социально - демократической практики, представляющий собой деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению, и т. д.) юридических предписаний, взятую в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

- юридическая практика — это юридическая деятельность;

- юридическая практика — это социально-правовой опыт;

- юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.

Последняя точка зрения разделяется большинством ученых юристов.

Признаки юридической практики:

  1. она выступает в качестве структурного элемента социально исторической практики, т. е. является особой разновидностью ма­териальной деятельности людей по изменению природы и об­щества;
  2. юридическая практика строится на основе норм права и вы­ражается в деятельности компетентных субъектов по изданию, изменению или отмене нормативных юридических предписаний, их толковании и реализации;
  3. она всегда порождает соответствующие юридические по­следствия (например, суд в ходе рассмотрения конкретного дела вынес решение об отказе в удовлетворении иска);
  4. она представляет собой часть культуры общества, содержит сведения — о социально-правовом положении личности, о методах государственного управления населением, об особенностях организации и деятельности механизма государства и общественного устройства в целом;
  5. юридическая практика имеет определенное нормативное значение, другими словами, положительный опыт применения права способствует формированию правоположений — определенных правил общего характера (наиболее оптимальное разрешение конкретной юридической ситуации берется за образец при рассмотрении в дальнейшем аналогичных дел);
  6. она является интегрирующим элементом правовой системы, объединяет в единое целое нормативные и индивидуальные пра­вовые предписания.

Юридическую практику необходимо отличать от научно-тео­ретической деятельности по изучению правовых явлений. Если результатами юридической практики являются различного рода правовые акты (законы, указы, договоры, судебные решения и т. д.), направленные на изменение социальной и правовой жиз­ни, то результатом научной деятельности выступает теоретиче­ское знание (в виде доктрины, учения, понятий, закономерностей и т. д.), направленное на объективное отражение правовой реаль­ности.

16.2. Структура юридической практики

Структура юридической практики - это взятое в единстве внутреннее строение юридической деятельности и соответствую­щего социально-правового опыта, выражающееся во взаимосвязи и взаимодействии юридических действий, средств, результатов, правоположений и других ее элементов.

В самом общем виде структура юридической практики включа­ет в себя две крупныеподсистемы:

- юридическую деятельность (динамическая сторона), элемен­тами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и уча­стники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

- социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве основного элемента включает правоположения, т. е. до­статочно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально цепные и стабильные стороны конкретной юридической деятель­ности.

Можно дать следующую краткую характеристику отдельных элементов юридической деятельности:

1) субъекты — это компетентные государственные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую, правоинтерпретационную и правоприменительную практику, а также участники юридической деятельности (граждане и организации), содействующие принятию и реализации правовых решений;

2) объекты — это те предметы материального мира и духовные ценности, по поводу которых совершаются различные правовые действия;

3) правовые действия — это выраженные во вне акты субъектов практики (например, издание нормативного правового акта, подписание договора), вызывающие конкретные юридические последствия;

4) средства юридической деятельности - это набор инструментов, используемых для достижения ее целей (например, в качестве средств выступают субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания в праве, льготы и иммунитеты и т. д.);

5) результаты правовых действий — определенные итоги конкретных юридических действий и операций.

 

 

16.3. Правоположения

Важнейшей составной частью юридической практики является накопленный социально-правовой опыт. В течение длительного времени субъекты практики отбирают наиболее целесообразные, оптимальные варианты решения той или иной проблемы, которые нередко оформляются в виде правоположений.

Правоположение — это наиболее оптимальные образцы, варианты разрешения типичных юридических дел (предписания общего характера), которые выработаны в ходе многолетней правоприменительной и иной юридической практики.

Правоположения характеризуются следующими особенностями:

- обеспечивают единообразное толкование и применение нормативных правовых актов;

- позволяют конкретизировать содержание норм права, выступают промежуточным звеном, облегчающим разрешение конк­ретного юридического дела;

- содействуют унификации практики восполнения пробелов в законодательстве;

- способствуют отбору наиболее целесообразных юридиче­ских процедур, другими словами — процессуальные правоположения позволяют учитывать специфику определенных категорий юридических дел, оптимизируя юридический процесс в целом.

Таким образом, правоположения имеют вспомогательный характер в ходе правового регулирования, обслуживают процесс применения права. Они адресованы в первую очередь профессиональным юристам и помогают им найти наиболее оптимальный вариант решения юридического дела.

В юридической литературе по форме выражения выделают следующие виды правоположений:

1) правоприменительные обычаи — это правоположения, возникающие в текущей практике применения права и имеющие ло­кальный, неустойчивый характер;


2) правоположения, содержащиеся в обзорах юридической Практики (в этой форме обобщаются, например, судебная, нотари­альная, прокурорская практики);

3) прецеденты толкования правоположения, опубликованные в официальных сборниках и направленные на определение оптимального варианта решения наиболее сложных категорий дел.

Наибольшее значение для юридической практики имеют, пра­воположения, содержащиеся в постановлениях центральных юрисдикционных органов (Конституционного, Верховного и Выс­шего Арбитражного судов РФ). Такие правоположения носят офи­циальный и общеобязательный характер. Например, правополо­жения в форме руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства обязательны для всех нижестоящих судов.

 

16.4. Виды юридической практики

В зависимости от характера, способа преобразования обще­ственных отношений юридическая практика подразделяется на следующие виды:

1) правотворческую практику;

2) правоприменительную практику;

3) правоинтерпретационную практику.

 

Правоприменительная практика, в свою очередь, может быть поделена на подвиды в зависимости от субъектов, ее осуществ­ляющих:

- судебная практика — наиболее развитый подвид юридиче­ской практики, характеризующийся четкой системой обобщения, фиксации и распространения положительного правового опыта;

- прокурорская практика — это юридическая деятельность и соответствующий опыт органов прокуратуры по надзору за со­блюдением законности и иным направлениям;

- следственная практика — это деятельность правоохрани­тельных органов по расследованию уголовных дел и обобщению практики раскрытия наиболее сложных преступлений;

- практика органов внутренних дел — формируется на основе их деятельности по исполнению приговоров, постановлений и решений судебных органов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по надзору за соблюдением правил дорож­ного движения и т. д.;

- арбитражная практика — складывается на основе разреше­ния хозяйственных споров;

- нотариальная практика — это сама нотариальная деятель­ность и ее обобщенный и систематизированный опыт.

В юридической литературе называются и иные основания для классификации юридической практики. Например, в зависимости от осуществляемых функций выделяют контрольную, учредительную, координационную, правоконкретизирующую, правообеспечительную и иные виды практик.

16.5. Функции юридической практики

Функции юридической практики — это основные ее воздействия на правовую и социальную жизнь в целом.

Основные отличительные признаки функций юридической практики:

- представляют собой относительно самостоятельные направления юридической деятельности;

- содержание и перечень функций в первую очередь определяются сущностью права, его социальным назначением в конкретный исторический период времени;

- имеют своей целью совершенствование правовой системы и изменение социальной жизни в целом;

- выражают связь практики со смежными сферами правовой реальности — нормами права, правосознанием, юридической ответственностью и т. д.;

- их реализация в случае необходимости обеспечивается силой государственного принуждения.

В юридической литературе функции юридической практики подразделяются на две большие группы — общесоциальные и специально-юридические.

К числу общесоциальных функций относят: экономическую, политическую, идеологическую, познавательную, сигнально - ин­формационную и др.

Для совершенствования правовой системы особое значение имеют выполняемые юридической практикой следующие специальные функции:

1) правоконкретизирующая — проявляется в детализации содержания действующих норм права и восполнении пробелов в законодательстве на основе обобщения опыта правоприменительной деятельности;

2) функция оптимизации правообразования — связана с обратным воздействием юридической практики на процесс правотворчества, т. е. практика нередко сигнализирует о недостатках нормативной базы и указывает на приоритетные направления совершенствования законодательства;

3) правообеспечительная — юридическая практика обеспечи­вает процесс правового регулирования в целом, способствует реа­лизации правовых целей различного уровня;


4) координационная - социально-правовой опыт позволяет осуществлять координацию, согласование в дальнейшем различных видов юридической деятельности;

5) контрольная – юридическая практика позволяет осуществ­лять контроль над состоянием законности и уровнем правопоряд­ка в обществе.

 

16.6. Систематизации юридической практики

Систематизации юридической практики — это деятельность государственных органон и иных субъектов по изучению и обоб­щению материалов юридической практики в целях ее совершен­ствования.

Систематизация имеет особое значение для правопримени­тельной практики. Изучение и обобщение правоприменительной практики ведутся, как правило, в плановом порядке. Темы обоб­щений выбираются исходя из конкретных задач по обеспечению прав и свобод граждан, по укреплению законности, по борьбе с преступностью и т. д.

Процесс систематизации юридической практики состоит из трех основных этапов:

1) познавательный (подготовительный) этап — сначала осуще­ствляется изучение соответствующего законодательства, актов его толкования, опубликованных ранее материалов юридической практики по определенным категориям дел, юридической лите­ратуры,

2) этап разработки программы систематизации — включает в себя следующие стадии: определение периода времени систематизации (год, полугодие, квартал); анализ статистических данных за этот период; составление программы путем формулирования вопросов, по которым будет проводиться обобщение материалов; определение методов обобщения; отработка формы систематиза­ции, фиксации результатов обобщения — анкеты, таблицы, гра­фики и т. п.;

3) этап изучения дел и фиксации данных — характеризуется непосредственным анализом материалов юридической практики на основе ранее составленной программы систематизации;

4) этап подведения итогов и реализация материалов обобще­ния — по результатам изучения отдельной категории дел состав­ляется обзор или справка, а также предлагается система конкрет­ных мер по совершенствованию работы судов, правоохранитель­ных органов, прокуратуры и других субъектов практики.

В настоящее время показателем квалификации юриста служат не только объем и качество его теоретических знаний, способность ориентироваться в действующем законодательстве, но и знание юридической практики, умение оперировать ею – собирать, систематизировать и использовать.

Рекомендуемая литература

Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.

Леушин В. И. Юридическая практика в системе общественных отношений. Красноярск, 1987.

Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Элементарный состав, М., 2000. С. 115-127

Палагина Е. Н. Функции юридической практики: Автореф. дис….канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

Придворова М. Н. Судебная практика в правовой системе Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Н. Новгород, 2003.

Немытина М. В. Формирование судебной практики: концептуальный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3.

Глава 17

ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА

17.1. Понятия и принципы законности

Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

— их выполнение, ибо только наличие даже самых совершен­ных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных пра­вовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой — сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состоянии законности и демо­кратии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона).

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

 

17.2. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Для установления режима законности в обществе должна быть создана система соответствующих условий (гарантий). К таким га­рантиям можно отнести следующие.

Политические, гарантии законности — представлены такими составляющими политической системы общества, как государ­ство, конституционно закрепленные институты демократического политического режима, республиканской формы правления, фе­деративного устройства государства, политического плюрализма, многопартийности, разделения властей, гласности и проч.

Духовные гарантии законности охватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие, различные формы общественного сознания, в том числе мораль, науку, правосознание, религию, искусство. К духовным гарантиям можно отнести также системы общего и профессионального образования, повы­шение уровня правовой культуры населения, работу средств мас­совой информации.

Общественные гарантии законности включают в себя соответствующую деятельность муниципальных органов власти, партий, профсоюзных и иных организаций, добровольных обществ, объединений и союзов граждан, а также различных фондов, комиссий, комитетов, способствующую укреплению режима законности в обществе.

Информационно-идеологические гарантии законности - это такие факторы общественного развития, как уровень распространенности и качество правовой информации, уровень развития правового воспитания, системы юридического обучения, уровень развития официальной правовой идеологии государства.

Специально-юридические гарантии законности – это система специфических правовых институтов, непосредственно нацеленных на обеспечение законности. К таким гарантиям относятся:

1) законы и подзаконные акты как нормативно – правовая основа законности и их совершенствование;

2) внутри- и межведомственный контроль за соблюдением и выполнением законодательства;

3) система специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности и правопорядка, а также совершенствование их деятельности;

4) иные специально-юридические гарантии (нотариат, адвокатура, институт жалоб, заявлений и предложений граждан, институт уполномоченного по правам человека и др.

 

17.3. Понятия правопорядка.

Соотношение законности, правопорядка и демократии

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью дру­гих социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следую­щим образом:

- с одной стороны, подлинная демократия невозможна без за­конности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

- с другой стороны, законность и правопорядок не будут соци­ально ценными (т. е. не будут приносить людям пользу) без демо­кратических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и пра­вопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократические содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

 

17.4. Понятие и признаки дисциплины

В общетеоретическом контексте дисциплина, на наш взгляд, есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, дого­ворных) и в иных социальных и технических предписаниях (нор­мативных и индивидуальных); имеющих цель упорядочить опре­деленные общественные отношения.

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т. п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность; и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;

2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и проч.) обязанностям. Самое основное в дисциплине — это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;

4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты - действия, т. е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;

5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.

17.5. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком иправопорядком

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Законность и дисциплина между собой в органической взаимосвязи: законность предполагает дисциплину и сама в определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

C другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т. е. исполнение правовых требований в организационной сфере общественной жизни— на производстве, в учреждениях, "силовых" структурах и т. п.» (А. Б. Венгеров),

Думается, все обстоит как раз наоборот. Если законность вклю­чает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в зако­нах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязан­ностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индиви­дуального характера.

Это признается и па уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что одно­кратным грубым нарушением дисциплины в системе государ­ственной службы, влекущим применение к виновным должност­ным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до осво­бождения от занимаемой должности, являются: нарушение феде­ральных законов, указов Президента Российской Федерации; не­исполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в закон­ную силу решений судов».

Указание на то, что государственные служащие должны испол­нять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дис­циплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нор­мативных, так и в правоприменительных актах.

Поэтому дисциплина основывается не только на нормативно-правовых требованиях, но и на требованиях индивидуально-пра­вового свойства, а также на нравственных, партийных и иных предписаниях.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Отсюда если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности — порядок правовой, который тоже можно оценивать как специфическое ядро общественного порядка.

 

Рекомендуемая литература

Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.

Байтин М. И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Гл. 8: Законность и правопорядок. Саратов, 200I

Бахрах Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение. 1992. №3.

Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности М., 1992.

Братусъ С. Н. Юридическая законность и ответственность. М., 1976.

Вопленко Н.НI. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.

Ведяхин В. М., Ефремов А. Ф. Политические гарантии законности // Правоведение. 2000. № 2.

Гуцириев X. С. Законность и профилактика правонарушений (теоретико-правовой аспект). Санкт-Петербург, 1998.

Ефремов А. Ф. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999.

Законность в Российской Федерации. М., 1998.

Корелъский В. М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1987.

Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994.

№ 3.

Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности // Полное собрание сочинений. Т. 45.

Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

Право и законность. М., 1987,

Рабинович П. М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

Тархов В. А. Справедливость и законность // Правоведение. 1987. № 2.

Тихомировы. М. Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. 1990. № 2.

 

РАЗДЕЛ V

ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

18.1. Правовое поведение: понятие и особенности

С позиции права поведение человека в обществе может быть оценено как правомерное (например, уплата налога гражданином за принадлежащий ему земельный участок), противоправное (на­пример, хищение лицом чужого имущества) или же юридически безразличное (например, оказание моральной поддержки и помо­щи на основе дружеских отношений одним лицом другому).

Противоправное и правомерное поведение зачастую в юриди­ческой литературе объединяются под одним термином «правовое поведение». Юридически безразличное поведение не признается правовым, поскольку не подлежит воздействию со стороны права и регулируется иными социальными нормами (например, норма­ми нравственности, религиозными обычаями и традициями и т. д.). В предмет изучения теории государства и права включаются за­кономерности и специфические свойства только правового пове­дения (правомерного и противоправного), а юридически безраз­личное поведение остается за его пределами.

Правовое поведение — это вид действия (или бездействия) че­ловека, который получает оценку со стороны права и государства в силу своего особого социального значения.

Характерные черты правового поведения:

1) выражается в двух формах — активного действия (напри­мер, подача лицом налоговой декларации) или пассивного бездействия (например, неоплата гражданином коммун



2018-07-06 1491 Обсуждений (0)
Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)