Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ



2018-06-29 307 Обсуждений (0)
Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение логики

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последователь­но, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обо­снованности выводов.

 

В-2.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение, восприятие, представление.

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринима­емых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием.

Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно безмышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1 . Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называетсявывод­ным, а сам процесс его получения —выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.

В-3

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философАристотель (348—322 гг. до н.э.). Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — ло­гики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической ло­гики — логики высказываний.

име­немГалена названа 4-я фигура категорического силлогизма;

сочиненияБоэция которого длительное время служили ос­новными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философомФ.Бэконом (1561—1626) Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля

Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логикомДж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называтьформальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философР. Декарт (1569—1650) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.; немецкий философИ. Кант (1724—1804) и многие другие западно-европей­ские философы и ученые.

Ряд оригинальных идей выдвинулиМ.В. Ломоносов (1711— 1765),А.Н.Радищев (1749—1802),Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний русские логикиМ.И. Карийский (1804—1917) иЛ.В. Рутков-ский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отно­шений философ и логикС.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д.Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.

 

 

В-4

 

В-5

§ 1. Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

 

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать всебя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

 

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­ваетсяуниверсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будетеди­ничный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

 

В-6

 

§ 3. Виды понятий

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.

Общие понятия могут бытьрегистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называетсянерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся насобирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называетсянесобирательным.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называетсясобирательным.

3. Понятия делятся наконкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называетсяабстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.

4. Понятия делятся наположительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными.

5. Понятия делятся набезотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

В-7

 

§ 4. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятиясравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно.

Сравнимые понятия делятся насовместимые и несовместимые.

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называютсясовместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1)равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

1. В отношенииравнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругом Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме.

2. В отношениипересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

3. В отношенииподчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

 

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называютсянесовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: 1)соподчине­ние (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношениисоподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называютсясоподчиненными.

2. В отношениипротивоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены.

3. В отношениипротиворечия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

 

В-8

Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ



2018-06-29 307 Обсуждений (0)
Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)