Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие физической культуры в России



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
Развитие физической культуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

О системах физического воспитания в России во «Всеобщей истории физической культуры и спорта» Л. Куна [168] до XIX века ничего не упоминается, хотя в российских источниках история физической культуры ведётся с IX века [71]. Но что касается создания научных основ физического воспитания, то имена И.М. Сеченова и П.Ф. Лесгафта стоят в первых рядах мирового табеля о рангах.

Исследования И.М. Сеченова открыли путь к познанию общих закономерностей, которые привели к формированию нового мировоззрения на вопросы физического воспитания и спортивной тренировки. В ходе исследований выявилось, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и неотделимо от окружающей среды. Было установлено, что различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование внутренних органов человека и его душевные процессы, а также то, что при нагрузках нельзя использовать закостенелые схемы, а следует принимать во внимание возрастные и половые особенности человека и даже его индивидуальные склонности. В ходе изучения кровообращения в коже и слизистой оболочке было указано на важность метеорологической закалки. В результате тренировки с использованием физических упражнений наряду с укреплением мышц растёт выносливость, улучается быстрота и точность движений. Параллельно с готовностью совершать движения во всём организме произошли такие изменения, которые обеспечили наиболее благоприятные условия для функционирования органов движения путём более экономичной деятельности органов кровообращения и дыхания.

В истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафт занимает место основоположника отечественной науки о физическом образовании. Целевой установкой физического образования, по Лесгафту, является: привить детям любовь к труду, научить их действовать целенаправленно, продуктивно и экономно, с большой настойчивостью и напряжением всех сил.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» [185], состоит в том, что школа прежде всего должна давать образование человеку, т.е. формировать его как личность. Творчески развивая мысль И.М. Сеченова о значении мышечного чувства в познании, Лесгафт рассматривает движение как средство развития познавательных сил учащихся. Занятия физическими упражнениями, по его мнению, способствует закреплению теоретических знаний на практике, повышая общий уровень готовности детей действовать умело и рационально.

Важно отметить, что П.Ф. Лесгафт проложил для теории физического образования основной путь в решении методических вопросов: использование общих педагогических положений с учётом специфики двигательной деятельности. В своей методике обучения физическим упражнениям он настойчиво указывал на роль слова в формировании у ребёнка умения сознательно управлять своими движениями. Он категорически утверждал, что все занятия должны производиться по краткому и точному разъяснению преподавателя, а не по подражанию, ибо только в таком случае действия занимающегося будут сознательны и он научится управлять собой, что и составляет главную цель телесных упражнений.

Оценивая вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии, М.Г. Ярошевский подчёркивает, что управление телом – категория сенсорно-интеллектуального порядка. «Оно начинается, - пишет он, - в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными знаниями» [430]. Рассматривая переход от чувственно-образной регуляции к словесной как условие воспитания самостоятельности поведения, Лесгафт доказывает, что воспитание ума и тела – единый процесс.

Своеобразна точка зрения П.Ф. Лесгафта на значение наглядности в обучении, которая рассматривается им как источник познания и основа для развития интеллекта. Однако, по его мнению, эти функции наглядность выполняет только при определённых педагогических условиях: предварительной подготовке восприятия; связи восприятия с мыслительными операциями (анализом, оценкой, умозаключением); умении сравнивать и различать получаемые впечатления; сочетании наглядности со словом. При соблюдении этих условий достигается «ясное представление». Следовательно, наглядность, в его понимании, должна выступать не только как средство уточнения представлений, полученных на основе восприятия объяснений учителя, но и как средство их проверки. Тогда школьник вырабатывает свою самостоятельную мысль, свои понятия, развивает своё образное мышление, создаёт себе свои идеалы.

В организации специального образования при создании своей системы подготовки кадров по физическому воспитанию Лесгафт проявляет себя как сторонник широкой, общенаучной подготовки и оговаривает недопустимость привлечения к преподаванию «… лиц, знакомых только с технической стороной предмета» [185, С. 14]. Критикуя существующую систему подготовки кадров учителей гимнастики за узкопрактическую (техническую) подготовку, П.Ф. Лесгафт выдвигает принципы педагогической направленности содержания и средств такой подготовки. Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо знаком с анатомо-физиологическими особенностями «того организма, который берётся он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руководило бы его при применении знакомого ему материала преподавания к вполне известному ему молодому организму». И далее: «Руководитель физическим образованием должен быть психологом. Любя детей, он должен уметь видеть и поддерживать добрые проявления их характера, воли и поведения» [185, С. 14].

Учительские семинарии и так называемые учительские курсы, в которых занимаются преимущественно изучением методики, нельзя признать за школы, это будут те же простые мастерские, в которых полагают, что у учеников нет головы и поэтому их необходимо наделять приёмами для выполнения данного им шаблона. В школе годен только такой учитель, который по своему развитию в состоянии выработать свой метод преподавания, в нём должна быть непременно выражаться индивидуальность учителя, иначе он является только мастеровым, а не человеком, возбуждающим мысль у своих учеников, здесь необходимо показать, как проверять свои мысли и возбудить в них представление о человеческой личности; чтобы выполнить эту трудную задачу, учитель должен быть соответственно подготовлен.

В высшей школе слушатель должен быть в состоянии самостоятельно вырабатывать свою мысль и применять её в жизни, он должен здесь приучаться служить идее и строго соблюдать при обращении с окружающими их неприкосновенность.

Основные подходы в образовании предопределяются обществом, его политической составляющей (направляющей). Поэтому с изменением политической парадигмы, всегда меняются парадигмы и образовательные. Это прослеживается на протяжении всей истории человечества, России в частности. Так было после Октябрьской революции, в таком же положении оказалось школьное образование в настоящее время. Пытаясь не отстать от преобразований в сфере образования, специалисты в сфере физической культуры и спорта делают попытки осмыслить прошлое, чтобы определить направление, в котором следует двигаться дальше.

Анализ преобразований в области физической культуры после Октября 1917 года дан в Образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы [362]. Авторы (односторонне, с нашей точки зрения, так как не отмечают положительных сторон и результатов физического воспитания того времени) отмечают, что политика государства привела к негативным явлениям в области физической культуры. В 30-х годах они их представляют в следующем виде.

1. Физическая культура из цели и продукта (результата) процесса социализации (воспитания) человека превращается в условие, средство и составную часть коммунистического воспитания.

2. Меняется отношение к физической культуре в структуре воспроизводства человека. Не человек нужен новой государственной системе, а его физические качества в прикладном аспекте. Физическая культура как часть воспитания ориентируется лишь на физическое здоровье, необходимое для труда и обороны.

3. В условиях разрушения внешних социальных связей психологии и физической культуры разрушаются и внутренние связи – между психикой и телом индивида. Психологические структуры, связанные с двигательной деятельностью индивида, выпадают из поля зрения специалистов и оказываются на периферии физкультурного образования.

4. Физическое воспитание, а, следовательно, и физкультурное образование, оказавшись «составной частью коммунистического воспитания», редуцируются до директивных форм и постепенно трансформируются в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств).

Итогом послевоенного развития сферы физической культуры и школьного образования явилось:

1. Разделение физической культуры в обществе на две автономные сферы, различные по форме и способам деятельности: спорт с ориентацией на воспроизводство спортсменов и рекордов и массовая физическая культура, опустошённая предыдущим этапом развития, с ориентацией на двигательную активность, декларативно обеспечивающую здоровье.

2. Физкультурное образование подрастающего поколения сохраняет свою прагматическую направленность по содержанию и целеполаганию. Процессы идеологизации общества и интенсивность научно-технического прогресса создали условия невостребованности физического потенциала народа. Как следствие этого школьная физическая культура потеряла свою актуальность как для системы воспитания, так и для военной и производственной сфер.

3. Благодаря интенсивному развитию сферы спорта в теории физической культуры происходит обособление её двух дисциплинарных направлений. Теория спорта, основываясь на естественнонаучных данных о физических возможностях человека и способах достижения максимальной специфической работоспособности («спортивной формы»), разработала концепцию спортивной тренировки. Однако вклад её в физкультурное образование минимален, так как нагрузки и методы тренировок спортсменов высшей квалификации часто не совместим со здоровьем.

4. Противоречия, заложенные в довоенный период, углубились, распространили своё негативное влияние на все области физической культуры, привели к кризису физкультурного образования и как следствие созданную государством в своих политических и идеологических интересах систему физического воспитания. Последняя не была готова к переустройству общества, начавшемуся в 90-х годах, и практически перестаёт существовать в своей целостности.

Далее отмечается [362, с. 14], что на рубеже 80-х – 90-х годов кризис физической культуры в сочетании с другими негативными явлениями породили в обществе проблему здоровья нации, предопределили духовное, культурное и физическое обнищание народа, но, - подчёркивается, - несмотря на это, потребность в физической культуре у человека сохраняется. Это показывает, что процесс развития физической культуры «отменить» нельзя, его можно только затормозить или ускорить. Последнее условие может быть реализовано за счёт происходящих процессов демократизации и гуманизации общества. Для этого необходимы новые концептуальные положения, полноценно обеспечивающие прогрессивный характер развития физической культуры в России. Одним из направлений воссоздания физической культуры является реформирование физкультурного образования подрастающего поколения.



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
Развитие физической культуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие физической культуры в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)