Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»



2018-07-06 440 Обсуждений (0)
Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура» 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ концепций и теоретических разработок в области физической культуры показал, что наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях. Она повторяет путь, пройденный наукой в целом, включая ступени нерасчлененного знания, дифференциации и интеграции знаний. Искусство врачебной гимнастики, военно-физической подготовки, учение о физическом развитии и образовании человека, теория физического воспитания и спортивной тренировки - таковы ступени исторического развития форм науки о физическом воспитании. От укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения посредством физических упражнений - такова логика исторического развития его практики [240]. Сегодня речь идет о формировании теории физической культуры как следующей ступени исторического развития науки о физическом воспитании.

Ю.М. Николаев [250]отмечает, что данная теория сегодня находится еще на этапе становления, ибо в современный период она заимствует значительное количество сведений из курса ТФВ, основная проблематика которого - преимущественно выявление общих закономерностей обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств (способностей) человека в единстве с направленным формированием личности в общей системе воспитания [225], хотя последнему уделяется чрезвычайно малое внимание. Это свидетельствует об отсутствии до настоящего времени достаточно обоснованной, четкой и самостоятельной методологической концептуальной базы ТФК.

Анализ предшествующего опыта формирования ТФК в системе физкультурного образования дает основание говорить о том, что нельзя, видимо, плодотворно решать её вопросы: реально не опираясь на многообразие современных гуманистических концепций общей теории культуры, теорий деятельности (философской, педагогической, психологической и др.), понимание человека как главного объекта и субъекта культурной деятельности; не учитывая прогрессивных путей развития основных сфер жизнедеятельности человека и общества; не обосновав объект и предмет данной теории и новую систему её понятийного аппарата; смещая акцент преимущественно на развитие двигательной (физической) сферы занимающихся. Без опоры на эти методологические положения дальнейшее развитие ТФК представляется весьма проблематичным [250].

Исследования, концептуальные положения Ю.М. Николаева, 1976, 1998; Н.Н. Визитея, 1986, 1989; В.К. Бальсевича, 1988; М.Я. Виленского, 1990; В.А. Пономарчука, 1991; Л.И. Лубышевой, 1992; Н.И. Пономарева, 1996; А.П. Матвеева, 1997, и др. дали основу для создания достаточно значимых интегративных блоков теоретического знания ("систем знаний") о физической культуре. В них достаточно чётко прослеживается общая тенденция к смещению акцентов (приоритетов) в понимании физической культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурный в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости.

Появление вышеуказанных исследований значительно активизировало публикацию статей в журнале "Теория и практика физической культуры" непосредственно по вопросам дальнейшего развития ТФК (В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева,1997; Ю.М. Николаев, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001, 2002, и др.; М.Г. Бердус, 2001; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; Л.П. Матвеев, 2003; Г.Г. Наталов, 2002, 2003, и др.), где все более находили отражение знания интегративного, системного характера. Применительно к данной теории рассмотрена взаимосвязь базовых концепций философского уровня и сферы физической культуры, определены концептуальные подходы к её формированию, сформулирован основополагающий категориальный аппарат, скорректированы подходы к обоснованию её средств и методов и другим аспектам её содержания [248, 249, 251], существенно отличающие её от ТФВ и материала, имеющегося в современных учебниках и учебных пособиях по ТФК [211, 226, 227, 340, 341]. В частности, показано, что основным средством формирования физической культуры человека является физкультурная деятельность (где физическое упражнение в отличие от физического воспитания будет выступать только ее главным элементом). Объектами же ТФК являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) как вида общей культуры человека и общества; предмет - теоретико-методологическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (и ее видов и форм) человека как предпосылки к его физкультурному совершенствованию и всестороннему гармоническому развитию, дальнейшему прогрессу общества [250, С. 5].

В физкультурной деятельности человека (с учетом ее существенной специфики в зависимости от возрастных периодов его развития) и общества, объективируемой в её результативной стороне - видах и формах физической культуры, и будет, по мнению Ю.М. Николаева, заключаться то "целостно-интегративное", "целостно-системное", "существенно общее", что позволяет осмыслить всю совокупность основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития, объединения различных сторон, составления целостной картины и т.п. физической культуры, что неоднократно отмечалось Л.П. Матвеевым при попытках определения предмета исследования ТФК [224, С. 69; 225, С.14].

Исследование и изложение сущности физкультурной деятельности, по всей вероятности, и будет составлять основное содержание ТФК. Духовная сторона в этой теории должна занимать ведущее место.

Подобных взглядов придерживается и Г.Г. Наталов. Он ссылается на К.Д. Ушинского, который, исследуя всю гамму возможных целей образования и воспитания, пришел к выводу: "Дать человеку деятельность, дать труд человеку, вот истинная цель образования и воспитания, потому, что цель эта - сама жизнь" [цит. по: 241]. Эта идея была поддержана П.Ф. Лесгафтом, основателем отечественной системы физического образования. Ее пытался претворить в жизнь основатель советской теории физического воспитания и создатель комплекса ГТО А.Д. Новиков. Но и они, - по мнению Г.Г. Наталова, - не смогли преодолеть барьер официальных телеологических позиций отечественной педагогики, которая отбросила эту идею, как не отвечающую целям всестороннего и гармоничного развитияличности.

История, - отмечает Г.Г. Наталов, - все ставит на свои места. Сейчас никто не сомневается в том, что любое качество и свойство личности "формируется только деятельностью, которая требует проявления данного качества" (А.Д. Новиков). И только своей собственной деятельностью, а не извне. Вот эту формирующую и личность, и здоровье, и дееспособность человека деятельность мы и должны, по-видимому, ему дать [241].

Видами физической культуры в настоящее время выделяются следующие: образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная, адаптивная, профессионально-прикладная и др.

То есть, повторимся, нашей задачей на этом этапе исследования было определение места школьной физической культуры во всей сфере физической культуры. Это однозначно - образовательная физическая культура. Нам нужно, далее, определить цель, объект, предмет исследования данного вида физической культуры, а также предмет преподавания.

Если это предмет преподавания в общеобразовательной школе, то он должен соответствовать общему направлению развития образования. Представленные во введении общие положения модернизации образования следует, таким образом, конкретизировать.

С этой целью были проанализированы: Стратегия модернизации российского школьного образования с акцентом на компетентностный подход в преподавании школьных предметов (как результат образования), теории деятельности и развивающего обучения (как основные условия модернизации российского образования), а также данные теории физического воспитания, касающиеся закономерностей формирования двигательного навыка. Анализ последнего проводился с целью нахождения возможных точек соприкосновения обозначенных теорий.

 



2018-07-06 440 Обсуждений (0)
Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)